Социальные нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Общество, как совокупность различной людской деятельности требует соответствующего четкого управления и регулирования. Это совершается при помощи разных норм, которые делятся на технические (связанные с наиболее эффективным влияние человека на природу, внешний мир), санитарно-гигиенические, биологические (обеспечивают правильное функционирование человеческого организма и предотвращение болезней) и социальные (регулируют отношения между людьми).

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Общество, как совокупность различной  людской деятельности требует  соответствующего четкого управления и регулирования. Это совершается при помощи разных норм, которые делятся на технические (связанные с наиболее эффективным  влияние человека на природу, внешний мир), санитарно-гигиенические, биологические (обеспечивают правильное функционирование человеческого организма и предотвращение болезней) и социальные (регулируют отношения между людьми).

 Цель моей работы показать  полную систему социального регулирования и раскрыть каждый из ее элементов и их взаимосвязь между собой. Систематизация социальных регуляторов имеет большое значение для познания процессов происходящих в обществе и их регулирования законодателем.

Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Социальная норма — это правило общежития людей, правило социально значимого поведения членов общества.

В первой главе рассказывается о необходимости появления норм в человеческой жизни, дано определение  понятию «норма», рассмотрены признаки социальных норм общества.

Вторая глава рассматривает классификацию норм, делящая их на социальные и технические, выявлены их различия.

  В третьей главе определяются соотношения социальных норм и права. Подробно характеризуя социальные нормы, выявляя общие и различные их черты с правом.

Четвертая глава рассматривает  взаимодействие различных социальных норм в деятельности органов внутренних дел.

 

1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

 

Важнейшим средством  организации общественных отношений  являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

 Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

 Как отмечалось  ранее, потребность в социальных  нормах возникла на самых ранних  ступенях развития человеческого  общества в связи с необходимостью  урегулировать поведение людей  общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Социальные нормы характеризуются рядом признаков [2, с. 321]:

1. Социальные нормы  являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

2. Социальные нормы  - это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться всякий раз каждым, кто окажется в сфере ее действия.

3. Социальные нормы  - это не только общие, но  и обязательные правила поведения  людей в обществе. Не только  правовые, но и все другие социальные  нормы являются обязательными  для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным  признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение  людей и определяют его направление  в различных жизненных ситуациях. 
          2 КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ОБЩЕСТВА

 

Многообразие видов  социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а  также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование  общественных отношений [5, с. 432].

Социальные нормы подразделяются: 1) по способу установления; 2) по средствам охраны от нарушений; 3) по содержанию.

Классификация социальных норм:

1) обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные  образцы поведения; 

2) правовые (закрепляются  в законах и обеспечиваются  силой государства);

3) моральные (обеспечиваются  авторитетом общественного мнения);

4) корпоративные нормы  или нормы общественных объединении; 

5) религиозные (поддерживаются моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм);

6) политические (законы, международные договоры);

7) эстетические;

8) правила этикета. 

Этикет (франц. etiquette) –  установленный порядок поведения  где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напр. при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.) [4, c. 122].

Разновидностью социальных норм выступают обычаи и традиции. Подобно моральным нормам они  устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

Обычай - правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет  связи с оценочными категориями  типа «добро и зло», «плохое и  хорошее» [2, c. 231].

Правилами поведения  особого вида являются обычаи, обыкновения, традиции. В отличие от правовых, моральных, корпоративных норм, близких  к идеологии, обычаи и другие правила  связаны с общественной психологией  — с той частью общественного  сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной части развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, традиций, нравов.

Общественная психология, как и общественное сознание в  целом, испытывает на себе воздействие права и оказывает на него определенное влияние. С одной стороны, именно в сфере общественной психологии складывается правовая культура, свойственная стабильному гражданскому обществу, с другой стороны, именно в общественной психологии сохраняются нравы и привычки, питающие правовой нигилизм, подменяющие право иными регуляторами поведения.

Под общим наименованием "обычаи" в литературе нередко  объединяются весьма разнородные нормы.

Обычаем в узком, собственном  смысле слова является правило поведения, соблюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, соблюдение которых стало привычным в результате их длительного существования. Они складываются на основе моральных норм (нравы — обычаи, имеющие моральное значение), норм быта (правила приличия, гигиены, поведения за столом и др.), некоторых норм права. Реализация обычаев осуществляется, как правило, без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет "оценочный характер" в том смысле, что критерии "добра", "зла", "целесообразности" и "удобства", "приличия" и другие, лежащие в ее основе, отходят на второй план перед привычностью ее выполнения. Иными словами, если моральная норма регулирует поведение людей с помощью оценочных критериев ("добро", "зло", "похвально", "постыдно" и т.д.), соответствующих идеологии членов общества, то та же норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью.)

В целом право в  своем осуществлении опирается  на привычное массовое подчинение правовым нормам уже по той причине, что  неправомерное поведение выходит  за рамки обычного поведения, не привлекающего  внимания правоохранительных органов. Общая привычка законопослушного большинства любого стабильного общества к установленному порядку, подсознательная надежда на охрану жизни, здоровья, имущества от правонарушителей, на социальную помощь государства являются психологической основой любого правопорядка, если, разумеется, само право стабильно и не вступает в конфликты с массовым правосознанием.

В некоторых странах  санкционированный обычай был источником (формой) права. Обычаи (адаты) — источник права в мусульманских странах  наряду с шариатом.

В первые годы советской  власти обычаи были одним из источников права в отдельных регионах Средней  Азии и Кавказа. В то же время советское  уголовное право запретило под  угрозой наказания совершение некоторых  действий, представляющих собой пережитки  местных обычаев (принятие или уплата выкупа, двоеженство или многоженство и др.).

В нашей стране, где  еще не сложилась и не просуществовала  достаточно долго стабильная система  права, а общественное сознание на его  идеологическом и психологическом  уровнях менялось и меняется, нет системы устоявшихся общеизвестных обычаев, которые могли бы стать одним из источников права.

 Традиции - исторически  сложившиеся правила поведения,  которые определяют порядок, процедуру  проведения каких-либо мероприятий,  связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества [4, c. 124]. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

К обычаям относят  также традиции, которые в меньшей  степени связаны с чувствами, эмоциями. Их возникновение не обязательно  обусловлено длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление людей сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения; они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. Такова, скажем, традиция отмечать в трудовом коллективе значительные события в жизни его членов (свадьба, рождение ребенка, защита дипломной' работы или диссертации, юбилейные даты и т.п.). Традиция связана с нормами морали в том отношении, что традиционным становится какое-либо действие, одобряемое моралью, а также в том, что лица, пренебрегающие этой традицией, заслуживают морального порицания. В то же время традиции имеют нечто общее с обычаем: они опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы, в частности на чувство связи человека с окружающими, стремление следовать рас" устраненному примеру, которому следуют все, на то, что психология называет "психическим заражением", подражанием и т.д.

От обычаев и традиций отличаются обыкновения, или деловые  обыкновения, под которыми понимается устоявшаяся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту. О деловых обыкновениях говорится, в частности, в нормативных актах, когда речь идет о принятых в данном порту правилах очередности погрузки и разгрузки, об обычно предъявляемых требованиях, которым должно соответствовать качество проданной вещи, о ее нормальном использовании. По смыслу таких упоминаний можно говорить не о критериях, установленных какими-либо обычаями (привычками), а о заведенном порядке или  среднестатистических нормах, соответствующих уровню развития производства.

Нормы права - правила  поведения, установленные государством и обеспеченные его силой. Право — форма общественного сознания, суть которой состоит в социальной регуляции. Выражено  в социальных нормах, обеспеченных принуждением со стороны государства, в чем заключается основное отличие права от морали. Такое понимание права было четко сформулировано К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривавшими его как возведенную в закон волю господствующего класса, и развито В. И. Лениным, указавшим на связь права с государственным принуждением [10, 155]. Последнее объясняет, почему понятие общенародного права, будучи применимо к социалистическому обществу после победы в нем социалистической революции и возникновения общенародного государства, в то же время неприменимо к обществу первобытному, где отсутствовало какое-либо государство. Отдельные упоминания Ф. Энгельсом право применительно к доклассовому, догосударственному обществу касаются только таких заимствованных у И.Я. Бахофена традиционных словосочетаний, как «материнское право» и «отцовское право» Это, однако, не означает, что право создается государством: они вызревают вместе в процессе генезиса институтов классового общества.

По другой трактовке, распространенной преимущественно в западной науке, Право — форма общественного сознания и соответственно социальной регуляции, выраженная в наиболее важных нормах (по распространенному определению, составляющих «минимум морали») и обеспеченных каким-либо принуждением. Принципиальное различие этих трактовок состоит в том, что, согласно первой, право возникает вместе с государством и является его функцией, а согласно второй, — существовало всегда.

В марксистской теории право  и этнографии преобладает взгляд, что право развилось из социальных норм или обычаев, т. е. опривыченных правил поведения, эпохи классообразования, из числа которых формирующееся или сформировавшееся государство отобрало наиболее выгодные для господствующего класса (прежде всего обеспечивающие защиту собственности, эксплуатации, власти и привилегий) и, придав им силу закона, сделало так называемыми юридическими обычаями. В отличие от моральных норм с их дуализмом юридические обычаи были с самого начала едины в своей классовой обусловленности, что также стало отличительной чертой право. Этот первоначальный пласт - так называемое обычное право - по большей части сохраняет следы своего позднепервобытного происхождения: утрированной конкретности, подчеркнутой публичности, большого внимания к родственным связям сторон, слитности с религиозными предписаниями. Поэтому, а также вследствие своей нередкой окрашенности специфическими символами, ритуалами, сценариями судопроизводства оно всегда этничнее других источников, или форм, права. Другие источники, или формы, право - судебная практика (казуальное, или прецедентное, право) и законодательство (статутное право) - также имели свои символы и сценарии, но они возникли позднее и поэтому были менее конкретными и красочными, а следовательно и менее этничными. Все три источника, или формы, право вошли в правовые системы мира, однако в разном соотношении, в силу чего степень их этничности различна. Наиболее этничны системы права индуизма и конфуцианства, в которых велика доля освященных религией юридических обычаев (близкий к ним в этом отношении шариат скорее межэтничен), наименее — статутные системы континентальной Европы, промежуточное положение занимает англо-американское право, в значительной мере основанное на прецеденте и сохранившее много старинных норм и традиций. С постепенным вытеснением в правовых системах мира обычного и казуального права статутным связана постепенно уменьшающаяся в ходе истории этничность права.

Информация о работе Социальные нормы