Социальные нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Общество, как совокупность различной людской деятельности требует соответствующего четкого управления и регулирования. Это совершается при помощи разных норм, которые делятся на технические (связанные с наиболее эффективным влияние человека на природу, внешний мир), санитарно-гигиенические, биологические (обеспечивают правильное функционирование человеческого организма и предотвращение болезней) и социальные (регулируют отношения между людьми).

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 Соотношение права  и морали включает в себя  ещё два важных компонента  – их взаимодействие и противоречия.

 Часто требования  морали и права совпадают, т.е.  действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Совершение правонарушений и, в особенности, преступлений мораль осуждает. «Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право, и, лишь после того как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения». По абсолютному большинству правонарушений право и мораль занимают единую позицию. Во многих нормативно-правовых актах право и мораль сливаются в одно предписание, что говорит о взаимодействии права и морали, выражающемся в прямом тождестве их требований, обращённых к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Ещё Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.

 Взаимодействие права  и морали наблюдается в деятельности  органов правопорядка, юстиции. Это  выражается в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий и личности правонарушителя. Обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев. Это дела о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопросов о детях, трудовых споров и т.д.

 Те законы считаются  эффективными, которые опираются  на мораль. Мораль имеет огромное  влияние в формировании правовых  норм.

 Во всех правовых системах сложной задачей является оптимальное совмещение этической и юридической составляющих общественной деятельности. Право и мораль не всегда взаимодействуют друг с другом. Между ними могут возникать противоречия. Причины таких противоречий заключаются в их специфике, вытекают из рассмотренных ранее различий. Право по своей природе более консервативно, отстаёт во многом от течения времени, мораль более динамична, активнее реагирует на происходящие изменения. Разное правовое и моральное состояние любого общества объясняются неравномерностью развития правовых и моральных норм.

 Многие факты правом  и моралью оцениваются по-разному.  Гегель по этому поводу писал:  «Нечто позволительное с точки  зрения права может быть чем-то  таким, что моралью осуждается» [5, c. 422].

Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений  – важнейшая предпосылка социального  и духовного возрождения России.

 

 3.2 Право и религия

 

 Важный компонент культуры древних и современных народов – религия. Религия входит в состав социальных норм, следовательно, регулирует общественные отношения. Под религией понимают систему идей, ценностей и норм, основывающихся на вере в сверхъестественное.

 Религиозные чувства у первобытных людей помогли им сформировать целостную картину мироздания, имеющего иерархическую структуру во главе с богом. Религия сформировала у древних шкалу ценностей и норм в качестве критерия поведения. Мотивацией жить в соответствии с правилами, определёнными религией, являются идеи посмертного воздаяния и воскресения мёртвых как результата должного поведения.

 Нормы религии содержатся  в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и  др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Религиозные тексты регламентируют трудовые отношения, имущественные, брачно-семейные, властные. Выполнение социальных норм, записанных в священных текстах, воспринималось как служение богу. Санкции за нарушение таких норм, налагаемые властными институтами, считались освящёнными богом.

 Позднее религия  продолжала оказывать влияние  на формирование права, морали, политики, но не такое прямое. Базовые принципы западной правовой культуры имеют в своей основе христианское содержание. К таким принципам можно отнести защиту свободы и формального равенства, уважение человека и его прав, моногамный брак и т.д.

 Тесная взаимосвязь  права и религии показывается  через закрепление в законах христианских заповедей, таких, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др. Нормативно-правовые акты рассматривают их как преступления.

 В современном мире  наибольшее влияние религия имеет  в правовых культурах мусульманских  стран, Индии, странах Африки. Религиозные нормы (нормы адата – системы обычаев и традиций и шариата – исламского (мусульманского) права) в этих странах воплотились в нормы права, за нарушение которых предусмотрены серьёзные наказания.

 В чистом виде  религиозные нормы действуют в отношении священников, монахов, прихожан церкви. В Русской Православной церкви действует каноническое право, имеющее своё правовое поле.

 Зачастую религиозными  нормами оправдывают свои действия  религиозные фанатики и экстремисты,  порождая межнациональную и межгосударственную вражду, терроризм (Северная Ирландия, Индия, Испания, Россия и др.). Религиозные экстремистские секты – также сфера активного влияния норм религии.

 В странах, где  церковь отделена от государства,  наблюдается воздействие права на религию. Нормативные акты устанавливают права и обязанности церкви, степень её влияния на политическую и общегражданскую жизнь страны.

 

3.3 Право и обычай

 

 Одним из наиболее  древних социальных регуляторов  является обычай. На ранних этапах  развития общества обычай представлял собой простейшую форму социального контроля, т.е. подчинение обычаю происходило безоговорочно, обычай считался единственно возможным способом жизни.

 Обычай – это  правило поведения общего характера,  сложившееся исторически, в результате длительного многократного повторения и вошедшее в привычку [7, c. 421].

 Формирование обычаев  происходит как в народе (племени,  этносе) в целом, так и внутри  его структурных единиц (сословий, профессий). Обычаи регулируют самые  различные сферы деятельности, следовательно, бывают правовыми, торговыми, религиозными, международными, военными и т.д.

 По мере развития  общества появляется более эффективный  регулятор человеческой жизни  – право. Появляющееся в условиях  восточных, античных или феодальных обществ, право не подавляет обычай: власть довольно длительное время считает себя обязанной ему подчиняться, опираться на него в своих действиях (в том числе, при правотворчестве). Существуют даже такие обычаи, которые берутся под защиту власти и становятся правовыми обычаями, т.е. правом. Дальнейшее развитие общества вытесняет обычаи в неофициальную сферу человеческих отношений.

 В культурах современных  обществ роль и место обычаев  неодинаковы. 

 У народов Западной  Европы древних обычаев не  осталось, они потеряли свой первоначальный смысл. Многие обычаи оказались забытыми. Некоторые обычаи трансформировались в менталитет народностей, тем самым определив национальную психологию.

 Страны Востока  отличаются традиционностью, для  народностей, проживающих на Востоке значение обычаев очень велико. Для стран, в которых сильны позиции ислама, обычаи остаются действующим регулятором общественных отношений и зачастую открыто конкурируют с государственными институтами и даже противостоят им. Такая ситуация подрывает официальную правовую систему. История и современность изобилует примерами неспособности государственной власти применить силу из-за противодействия различных родовых кланов (многие страны Африки, Афганистан, Сицилия в Италии, Кавказ и Закавказье в России).

 В современном мире  обычаи играют второстепенную  роль. Однако, они продолжают возникать  (хотя и с меньшей интенсивностью  по сравнению с древностью). Примером  служит появление системы обычаев,  которая отражает советский образ  жизни. Появление обычаев в  современной жизни объясняется непредсказуемостью человеческой жизни и желанием систематизировать жизненные явления. Такие обычаи превращаются в право и, соответственно, называются правовыми. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.

 С обычаями тесно  связаны такие социальные регуляторы, как традиция, ритуал и деловые  обыкновения.

 Традиция (от лат. tradition – передача, предание) – совокупность элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в обществе или его отдельных группах в течение длительного периода времени [3, c. 321]. По мнению О.В. Мартышина, традиция – понятие более широкое, чем обычай. Помимо обычая традиция включает в себя ценности, идеи, мировоззренческие ориентиры, являющиеся устойчивыми формами материальной и духовной культуры того или иного народа. Традиция воздействует на жизнь общества гораздо шире, чем обычай.

 Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый, от ritus – религиозный обряд, торжественная церемония) – одна из форм символического действия, выражающая связь человека с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного значения. Ритуал исторически использовался с целью отдания внешних почестей богам. Ритуалом называют строго регламентированную последовательность действий, призванную создавать атмосферу таинственности и торжественности при совершении религиозных обрядов [3, c. 324].

Важное значение при совершении ритуалов имеет символика, которая должна указывать на связь людей с богом или некими высшими ценностями. Сейчас ритуал занимает немаловажное место и в нецерковной, общегражданской жизни. Примерами ритуалов являются обряд бракосочетания, отдание воинских почестей, процедура вступления в должность главы государства – инаугурация, исполнение гимна на футбольном матче и т.п. Несмотря на то, что внешнее отношение к подобного рода ритуалам кажется формальным, их глубокая укоренённость в национальных культурах очевидна. Без общегражданских ритуалов общество на данном этапе своего развития не может существовать.

 Деловые обыкновения  складываются в производственной, научной, учебной деятельности  людей и направлены на повышение  её эффективности.

 Такие социальные  нормы, как обычаи, вряд ли когда-либо  потеряют свой вес в общей  системе социальных норм, так  как они концентрируют опыт  поколений и служат для дальнейшего  развития культуры.

 

3.4 Право и корпоративные нормы

 

 Корпоративные нормы  – это правила поведения, издаваемые организациями или объединениями или исторически сложившиеся в них и регулирующие отношения между их членами. Корпоративные нормы называются ещё нормами общественного поведения [3, c. 424].

 По сравнению с  моралью, религией и обычаем корпоративные нормы исторически сложились гораздо позже. Для этого потребовалось возникновение относительно независимых от государства различных социальных союзов. Такой процесс называется институционализацией общества. Ранее как институт создавались церковь, средневековые профессиональные цеха, позднее – частные компании, банки, политические партии, профсоюзы, органы местного самоуправления и т.д.

 Объективность и  закономерность появления корпоративных  норм выражается в том, что  социальные институты требуют особого, специфического регулирования, отличного от общепринятого в обществе.

 Корпоративные нормы  создаются самими организациями,  закрепляются в их документах (например, Устав Русской православной  церкви, уставы профсоюзов, политических  партий и других общественных объединений, положениях, программах и др.). Действие таких норм не распространяется на членов общества, не включённых в состав соответствующей организации. Корпоративные акты закрепляют порядок образования, структуру и компетенцию общественных союзов, права и обязанности их членов, внутрикорпоративные санкции за нарушение норм.

 Корпоративные акты  не должны противоречить нормам  законодательства, многие из них  должны регистрироваться государством.

 Можно назвать следующие  отличительные особенности корпоративных норм от других социальных норм:

- как и все социальные нормы, корпоративные нормы характеризуются неперсонифированностью, однако представляется возможным зафиксировать точное количество адресатов локальной нормы в конкретны момент;

- корпоративные нормы отличаются от остальных социальных норм по действию в пространстве.

 Роль корпоративных  норм на современном этапе  развития общества очень велика. Это связано в основном с двумя факторами:

1) демократические общества  тяготеют ко всё большей дифференциации и культурному разнообразию. Наблюдается тенденция роста индивидуализма и самосознания людей, что является предпосылкой в нахождении подходящих социальных форм существования;

2) политическая традиция  стран Запада строится на основе  плюралистической демократии. Власть  в обществе, согласно этому, сосредотачивается  не только на уровне государства,  но и распыляется на отдельные  социальные институты. Тогда корпоративные  нормы несут большую ответственность.

 Развитие локального  регулирования ставит перед юридической  наукой задачу глубокого изучения  внутриорганизационных норм: из  признаков, функций, юридической  природы. Понимание сущности таких  норм в конечном счёте позволит  обеспечить более эффективное регулирование общественных отношений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Необходимость возникновения  норм обусловливается развитием  человеческих взаимоотношений, потребностью сделать их мирными и безопасными. Предмет регулирования социальных норм – общественные отношения. Их богатство и неоднородность объясняют многочисленность социальных норм.

Информация о работе Социальные нормы