Социальные нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Общество, как совокупность различной людской деятельности требует соответствующего четкого управления и регулирования. Это совершается при помощи разных норм, которые делятся на технические (связанные с наиболее эффективным влияние человека на природу, внешний мир), санитарно-гигиенические, биологические (обеспечивают правильное функционирование человеческого организма и предотвращение болезней) и социальные (регулируют отношения между людьми).

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Общечеловеческие нормы и принципы, составляющие стержень, системообразующее  начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интел­лектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значительная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе "золотое правило").

Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование действий и отношений осуществимо лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако, мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений.

Исторически сложилось так, что  в любом обществе, где существуют право и мораль, правом регулируются отношения, связанные с организацией государства (учреждение государственных  органов, должностей, определение их соподчинения и соотношения, их задач и правомочий по отношению к обществу), с применением государственного принуждения (установление запретов и санкций за их нарушение, регламентация деятельности правоохранительных органов), с охраной и регулированием собственности (отношения производства, обмена, торговли, распределения, налоговые отношения и др.).

Мораль тоже регулирует многие из этих отношений, но оценивает их с  помощью иных категорий. Кроме того, мораль регулирует множество личных, бытовых и других отношений, подверженных лишь косвенному и отдаленному воздействию со стороны права.

Мораль ближе всего связана  с правом через правосознание (взгляды, идеи, оценки, выражающие отношение  людей, групп, классов к праву, к  правопорядку), но содержит и самостоятельные по отношению к нему оценки ряда правовых норм, а также ситуаций, в которых они реализуются. Такова, например, моральная оценка соотношения законодательства и практики его осуществления. Там, где право граничит с декларативностью, а закон при его применении искажается по произволу чиновников и судей, мораль содержит негативные оценки и права, и нарушающего его государства ("закон что дышло, куда повернул, туда и вышло").

Современное общество распадается  на различные социальные группы в  зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм.

Для морали характерны еще  два следующих специфических  признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение  человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

Корпоративные нормы - нормы  общественных объединении, политических партий, закрепленные их уставами. Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы, установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т. д. Эти нормы выражаются в уставах, положениях, других актах. Например, организация и деятельность Мос­ковского государственного университета им. М. В. Ломоносова регулируются Уставом [3, c. 532].

Большая часть корпоративных  норм — это правила организационного характера. Они закрепляют порядок  формирования, организации, построения, функционирования общественных организаций (корпораций), а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.

Корпоративные нормы  устанавливаются самими организациями, выражают прежде всего интересы граждан, которые создали или вошли в эти организации. Корпоративные нормы соблюдаются членами организации в силу целесообразности, справедливости этих предписаний. Нарушения корпоративных норм вызывают определенные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя.

Корпоративные нормы, содержащиеся в "Уставах", "Положениях", по своему характеру не противоречат праву и морали, бытующим в государственно-организованном обществе. Государственные органы, а также органы местного самоуправления играют определенную роль в обеспечении законности и легитимности корпоративных норм. Принципы морали, нормы нравственности, сознание и дисциплина членов корпоративных организаций определяют порядок в их жизнедеятельности.

В художественной литературе мы находим примеры свободной  и в то же время четкой, слаженной организации коллектива людей на основе моральных стимулов, положительных нравственных качеств членов, организации, объединения. Известен уклад жизни у телемитов по произведению Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Устав членов Телемской обители "состоял только из одного правила: Делай что хочешь. Ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью” [11, c. 291].

 В то же время  необходимо отметить, что всякого  рода корпорации, объединения, учреждения, действующие на основе Устава, Положення, входять в единое  правовое пространство государства, на их деятельность, деятельность членов, участников полностью распространяются требования соблюдения законности и правопорядка.

Религиозные нормы - правила, установленные различными вероисповеданиями. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет [4, c. 144]. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете),  Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны  континентальной Европы.

Религиозными нормами  называются правила, установленные  различными вероисповеданиями и  обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет. Новый завет. Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

 В Библии, Коране, Талмуде,  других священных книгах вместе  с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития, требования содержатся, например, в Библии в заповедях Моисею, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых закона» установлена необходимость трудиться в течении шести дней и отдыхать седьмой, требование почитать детьми своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд  брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской  власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.

В настоящее время  нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с  действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные  дома, учебные заведения, культовое  и другое имущество, необходимое  для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

Верующие имеют возможность  беспрепятственно совершать религиозные  обряды, связанные с вступлением  в брак, рождением ребенка, его  совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций.

 

3 СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И  РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

3.1 Право и  мораль

 

Мораль (от лат. moralis –  относящийся к нраву, характеру, складу души) – нормативная система, основанная на представлениях людей о добре и зле, долге, чести, справедливости, ответственности, выступающая важным регулятором общественных отношений [3, c. 377].

 Мораль – древнейший  социальный регулятор общественных  отношений. Ею пропитаны все  сферы человеческой жизни. Моральной оценке подвергаются труд, быт, любовь и дружба, вкусы и привычки, семья, борьба за власть, война, отношение к природе и др. Важным в оценке являются представления о добре и зле, честном и бесчестном.

 В своей структуре  мораль имеет внутренний и внешний аспекты, тесно переплетённые между собой. Внутренний – это некое «внутреннее законодательство», осознание каждым отдельным человеком своих личностных качеств, меры ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Немаловажным в первой составляющей морали имеет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю. «Закон, живущий внутри нас, - писал Кант, - называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом». Цицерон видел в совести главное украшение человека. Внешним аспектом морали является конкретная форма внешнего проявления морали, т.е. поступки человека.

 Соотношение права  и морали представляет особенный  интерес для юридической науки.  Изучением сходств и различий  этих двух социальных норм занимались такие древние философы, как Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон.

 Для оценки поведения  субъектов правовых отношений  юристы обращаются к этическим  критериям, ибо в основе права  лежит мораль. Русские правоведы  (В.С. Соловьёв, И.А. Ильин и другие) неизменно подчёркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла».

 Нравственные основы  права признавались основополагающим  большинством русских мыслителей  второй половины XIX – начала XX вв. Это известные правоведы, философы и социологи права Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, Б.П, Вышеславцев, С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Л.И. Петражицкий, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкой. Можно утверждать, что русские мыслители считали право и нравственность взаимосвязанными понятиями.

 Характеризуя соотношение  между правом и моралью, необходимо  заметить, что они имеют общие  черты и отличительные особенности.

 Представляют собой  разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, имеют единую основу.

 Едины цели и  задачи – упорядочение и совершенствование  общественной жизни, внесение  в неё организующих начал, развитие  и обогащение личности, защиту  прав человека, утверждение идеалов гуманизма и справедливости [5, c. 279].

 Один и тот же  объект регулирования – общественные  отношения (различен только объём). Они адресуются одним и тем  же людям, слоям, группам, коллективам.  Их требования во многом совпадают. 

 В качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов.

 В философском плане  представляют собой надстроечные  категории, обусловленные прежде  всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации.

Выступают в качестве фундаментальных  общеисторических ценностей, показателей  социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Информация о работе Социальные нормы