Содержание договора розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания прав и обязанностей продавца и покупателя.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Правовое регулирование договора
розничной купли-продажи

5
1.1. Понятие и квалифицирующие признаки договора
розничной купли-продажи

5
1.2. Особенности правового регулирования договора
розничной купли-продажи

7
Глава II. Содержание договора розничной купли-продажи
13
2.1. Права и обязанности продавца
13
2.2. Права и обязанности покупателя

Глава III. Примеры из судебной практики
3.1 Деятельность по продаже карт экспресс-оплаты, SIM-карт.
3.2. Цель реализации товара для отнесения договора к розничной купле-продаже
21
28
28
30

Заключение
34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач 4курса.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

В частности, в соответствии со ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей»  Правительство Российской Федерации  вправе утверждать правила отдельных  видов договоров купли-продажи, правила  продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

В качестве примера можно выделить:

- Постановление Правительства  РФ от 16 июня 1997 г. № 720 «Об утверждении  перечня товаров длительного  пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» (с изменениями на 2008 г.);

- Постановление Правительства  РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об  утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации и перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»;

- Постановление Госстандарта РФ  от 23 февраля 1998 г. № 5 «О «Номенклатуре  продукции и услуг (работ), подлежащих  обязательной сертификации» (с изменениями на 2008 г.);

- Постановление Правительства  РФ от 23 апреля 1997 г. № 481 «Об  утверждении перечня товаров,  информация о которых должна  содержать противопоказания для  применения при отдельных видах  заболеваний»;

- Постановление Правительства  РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» и др7.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Федеральный антимонопольный орган вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Однако важно отметить, что в  отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования  необходимо выделить и материалы  судебно-арбитражной практики в  Российской Федерации. Несмотря на то, что в России судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Так, можно выделить Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

В заключение можно отметить, что  Законом «О защите прав потребителей» (ст. 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти8.

 

 

Глава II. Содержание договора розничной купли-продажи

 

2.1. Права и обязанности продавца

 

Анализ определения договора розничной  купли-продажи позволяет сделать  вывод об основной обязанности продавца – передать покупателю товар. Итак, товар должен быть передан:

- в определенном  месте (ст. 499 ГК РФ). По общему  правилу, продавец обязан передать покупателю товар непосредственно после его оплаты, но соглашением сторон может быть предусмотрена доставка товара в указанное покупателем место (например, в место жительства). Передача может быть осуществлена путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя, (ст. 499 ГК РФ);

- вместе с  принадлежностями и документами,  относящимися к товару (ст. 456 ГК). К числу документов, которые должны  прилагаться к товару, относятся:  паспорт, инструкция (описание) на  русском языке, гарантийный талон, сертификат качества, товарный чек (содержащий основную информацию: название магазина, дату (и время) покупки, обозначение товара, цену), кассовый чек;

- в определенном  количестве (ст. 465 ГК). Предполагается  передача товара в количестве  согласованном сторонами в договоре или правилами продажи соответствующих товаров. Детальной регламентации по этой обязанности Гражданский Кодекс РФ не содержит, однако считает ее обязательной для заключения договора купли-продажи;

- в соответствующей  комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен (ст. 478, 479 ГК РФ). Продавец обязуется передать товар покупателю в комплекте и комплектности соответствующей подобному виду товаров и условиям договора купли-продажи. По общему правилу продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно. Если договором розничной купли-продажи не определена комплектность товара, то продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями9.

- установленного  качества (ст. 469 ГК РФ, ст. 4 Закона  «О защите прав потребителей»). Предлагаемый покупателю товар  должен соответствовать качеству, определенному договором розничной  купли-продажи и установленному  государственными стандартами для соответствующих товаров. Закон «О защите прав потребителей» к понятию «стандарт» относит: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг). Продавец может по собственной инициативе завышать требования, установленные ГОСТами, но не занижать их. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Необходимо иметь в виду, что не все требования государственных стандартов являются обязательными. В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» к обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки.

При применении указанного правила необходимо также  учитывать, что наряду с перечисленными в преамбуле Закона «О защите прав потребителей» документами в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные требования к качеству товаров могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами (ст. 469, 721 Гражданского кодекса Российской Федерации), и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров.

- свободным от  прав третьих лиц (ст. 460 ГК РФ). По общему правилу продавец  должен передать покупателю товар  свободным от любых прав и  притязаний третьих лиц, в отношении передаваемого товара на момент его передачи покупателю, исключение составляет случай, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

- в таре и  упаковке (ст. 481 ГК). Продаваемый товар  должен быть упакован, это осуществляется продавцом или изготовителем. Тара и упаковка, по общему правилу предоставляется покупателю бесплатно, случаи платности тары (упаковки) устанавливаются правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В статье же 495 ГК РФ предоставление покупателю информации о товаре названо обязанностью продавца10.

Важно отметить, что указанная информация в наглядной  и доступной форме доводится  до сведения потребителя на русском  языке. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. № 1575 «Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке», после 1 мая т.г. запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.

В связи с  этим торговые предприятия обязаны  обеспечить перевод этой информации на те товары, которые были ввезены  в Россию до введения в действие указанного Постановления.

При этом необходимый текст может быть помещен непосредственно на упаковке или этикетке товара, либо на листке-вкладыше и прилагаться к товару при передаче его покупателю, либо в виде аннотации выставлен в торговом зале вместе с образцами реализуемых товаров11.

Итак, продавец обязан довести до покупателя необходимую и достоверную информацию. Такой комплекс информации должен в  себя включать:1) информация об изготовителе (исполнителе); 2) информация о товарах.

Первый информационный блок «информация  об исполнителе» в соответствии со ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.

Более того, если виды деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, потребителю  должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

Причем названная информация должна быть доведена до покупателя даже при  осуществлении торговли во временных  помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (п. 3 ст. 9 Закона «О защите прав потребителей»).

Второй информационный блок – «информация  о товаре» в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи Она в обязательном порядке должна содержать:

- обозначения стандартов, обязательным  требованиям которых должны соответствовать  товары;

- сведения об основных потребительских  свойствах товаров, а в отношении  продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;

- цену и условия приобретения  товаров; 

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного  и безопасного использования  товаров;

- срок службы или срок годности  товаров, установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- место нахождения (юридический  адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации  (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

- информацию об обязательном  подтверждении соответствия товаров  соответствующим государственным  стандартам;

- информацию о правилах продажи  товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или  в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена  информация об этом12.

Отдельные законодательные акты могут  содержать специальные требования к форме и содержанию обязательной информации о товаре. Так, например, о дополнительных требованиях, предъявляемых к этикеткам, ярлыкам либо листкам-вкладышам упакованных пищевых продуктов действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.

Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров государственным стандартам, представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» подчеркивается: рассматривая требования потребителя  о возмещении убытков, причиненных  ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12). Согласно п. 2 ст. 495 ГК РФ покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Информация о работе Содержание договора розничной купли-продажи