Содержание договора розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи.
Задачи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания прав и обязанностей продавца и покупателя.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Правовое регулирование договора
розничной купли-продажи

5
1.1. Понятие и квалифицирующие признаки договора
розничной купли-продажи

5
1.2. Особенности правового регулирования договора
розничной купли-продажи

7
Глава II. Содержание договора розничной купли-продажи
13
2.1. Права и обязанности продавца
13
2.2. Права и обязанности покупателя

Глава III. Примеры из судебной практики
3.1 Деятельность по продаже карт экспресс-оплаты, SIM-карт.
3.2. Цель реализации товара для отнесения договора к розничной купле-продаже
21
28
28
30

Заключение
34
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач 4курса.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает  обязанность продавца и организации, выполняющей функции продавца, своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а  также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Закон «О защите прав потребителей» не устанавливает предельный размер расстояния по доставке крупногабаритных товаров для ремонта, уценки, замены товара. Однако в соответствии с п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» при отсутствии продавца или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, в месте нахождения покупателя доставка и возврат товаров могут осуществляться покупателем13.

Закон «О защите прав потребителей» возлагает на продавца обязанность возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, в случае, если потребитель произвел эту доставку. При доставке товаров силами потребителя потребитель определяет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта (замены), а также количество человек, сопровождающих товар. Вместе с тем продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю только необходимые расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. В случае возникновения разногласий по размеру возмещения спор решается в судебном порядке.

Обязанность продавца (изготовителя) возместить потребителю  расходы по доставке товара возникает  только в случае продажи товара с  недостатками. Если продавцом будет  доказана вина потребителя в возникновении недостатков товара, то он вправе отказать потребителю в возмещении понесенных им расходов по доставке товара.

Наряду с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:

Установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»).

Отказаться от исполнения договора в случае: 1) неявки покупателя (или несовершение им иных необходимых действий) для принятия товара в определенный договором срок (ст. 496 ГК РФ); 2) неоплаты покупателем товара в установленный договором срок, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (ст. 500 ГК РФ); 3) отказа покупателя, в нарушение договора купли-продажи, принять и оплатить товар (ст. 486 ГК РФ); 4) неосуществления покупателем в установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 489 ГК РФ).

Отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст. 483 ГК).

Потребовать от покупателя принять  товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (ст. 484 ГК).

Потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар (ст. 486 ГК).

Потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий  оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок (ст. 488 ГК)14.

 

2.2. Права и обязанности покупателя

 

Две основных обязанности покупателя – оплата и принятие товара. При этом обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к. договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.

Итак, главная и фактически единственная обязанность покупателя – принять  им товар. Законодатель (п.1 ст. 484 ГК РФ) дает покупателю право не принимать  переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст. 460; ст. 464; п.1 ст. 466; п.1, 2 ст. 468; п. 2 ст .475; п. 2 ст. 480; ст. 495; п. 3 ст. 497; п.1 и 3 ст. 503. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Так для получения соответствующего товара необходимо сообщить адрес и наименование получателя, которому должен доставляться товар: обеспечить транспорт для перевозки товара, если обязанность по доставке лежит на нем; направить своего представителя в место нахождения продавца, если договором предусмотрено предоставления товара в этом месте, и т.п15.

Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный  договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст. 314 ГК РФ. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст. 315, 457 ГК РФ.

В том случае, если покупатель не принимает  товар или отказывается от него, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Помимо этого продавец вправе требовать возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения покупателем своей обязанности (ст. 393 ГК РФ). Эти правовые последствия наступают, если покупатель отказывается принять товар или не принимает его несмотря на то, что он обязан это сделать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором. Так, правовые последствия, предусмотренные п. 3 ст. 484 ГК РФ, будут наступать, если покупатель откажется принять товар с недостатками, когда нарушение требований к качеству не является существенным16.

Права покупателя во всем корреспондируют  обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую  и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.

Покупатель также имеет право  право:

на помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и на демонстрацию отдельных товаров в действии;

проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;

требовать соблюдения положений правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;· требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;

оставить на хранение отобранные или  оплаченные товары;

в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки  стеклянной тары из-под купленных  товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;

вносить в книгу отзывов и  предложений замечания и предложения  по качеству и порядку обслуживания покупателей17.

В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего  качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов на устранение недостатков товара.

Следует отметить, что вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего  качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Однако, из этого правила были сделаны два исключения, которые связаны с характером товара.

Первое – эти исключения предусмотрены в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. Для того, чтобы заменить их на аналогичный товар или товар другой марки, недостаточно наличия простого недостатка (абз. 6 п. 1 ст. 503 ГК РФ). Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные выше требования могут быть предъявлены при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК (ст. 503) также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.

Перечень обозначенных технически сложных товаров, которые могут  быть заменены лишь при наличии существенного  недостатка, утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575. Он включает: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; мотоциклы, мотороллеры; снегоходы; катера, яхты, лодочные моторы; холодильники и морозильники; стиральные машины автоматические; персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Второе исключение относится к  товарам, которые по своему характеру  или существу обязательства не подлежат замене. Требования об устранении недостатков  товара либо о его замене могут  быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в таких товарах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи некондиционных товаров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков.

В соответствии с п. 2. ст. 503 ГК РФ в  случае обнаружения недостатков  товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены18.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец или выполняющая функции продавца на основании договора с ним организация обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Экспертиза продовольственного сырья производится в соответствии с Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263.

Следует отметить, что вместо предъявления названых выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать  возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Наряду с правами покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего  качества, гражданское законодательство предусматривает право потребителя  на обмен товара надлежащего качества. Согласно ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен19.

Важно отметить, что вместе с тем  ст. 25 Закона «О защите прав потребителей»  предусматривает возможность ограничения  такого права потребителя правовым актом Правительства Российской Федерации, утверждающим перечень товаров, не подлежащих обмену. В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, (фасона, расцветки или комплектации». Перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению.

В соответствии со ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и  ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ, подтверждающий оплату товара). Если товар не соответствует данным требованиям Закона «О защите прав потребителей», то он не подлежит обмену как товар надлежащего качества. Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон «О защите прав потребителей» не предусматривают возмещения каких-либо издержек продавцу товара в связи с реализацией покупателем данного права. В соответствии с п. 1 ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 25 Закона «О защите прав потребителей») при отсутствии необходимого для обмена товара надлежащего качества потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III  Примеры из судебной практики

   1.1   Деятельность по  продаже карт экспресс-оплаты, SIM-карт

Торговля картами экспресс-оплаты: розничная купля-продажа или нет?

Налоговый орган счел, что карточки экспресс-оплаты услуг операторов сотовой  связи, Интернет-карты, СТК, карты e-port являются средством оплаты еще не оказанных  услуг и не могут быть признаны товаром; следовательно, при их реализации не может идти речь о розничной купле-продаже.

Суд установил, что карты экспресс-оплаты реализовывались в в торговых точках предпринимателя; они получались от контрагентов по ТТН, продавались  на одинаковых условиях (вне зависимости от условий заключенных договоров) и от своего имени (с использованием ККМ). По сути заключенные предпринимателем договоры являлись договорами комиссии.

Информация о работе Содержание договора розничной купли-продажи