Содержание Конституции 1936 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение порядка принятия и основных положений Конституции СССР 1936 года.
Задачами исследования являются:
Рассмотрение становления и развития конституциализма в советском государстве;
Рассмотрение основных положений Конституции СССР 1936 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Общая характеристика Конституции 1936 года……………………...
6
Глава 2. Содержание Конституции 1936 года………………………………….
2.1. Государственное и общественное устройство СССР по Конституции 1936 года……………………………………………….…………………………
12

12
2.2. Структура органов власти по Конституции СССР 1936 года…………….
15
Заключение………………………………………………………………..............
25
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Konstitutsia_1936_goda.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Общая характеристика Конституции 1936 года……………………...

6

Глава 2. Содержание Конституции 1936 года………………………………….

2.1. Государственное и  общественное устройство СССР  по Конституции 1936 года……………………………………………….…………………………

12

 

12

2.2. Структура органов власти по  Конституции СССР 1936 года…………….

15

Заключение………………………………………………………………..............

25

Список используемой литературы………………………………………………

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Долгое время в советской науке господствовала концепция, согласно которой в СССР в середине 30-х годов закончился переходный период от капитализма к социализму; новая экономическая политика завершилась построением в основном социалистического общества. Экономическую основу составляла общественная собственность на средства производства, политическую основу - власть трудящихся при руководящей роли рабочего класса во главе с Коммунистической партией. С ликвидацией многоукладной экономики были ликвидированы эксплуататорские классы и эксплуатация человека человеком. В СССР были осуществлены коллективизация, индустриализация, культурная революция. Изменился классовый состав населения. Значительно увеличился рабочий класс, по существу новым классом стало колхозное крестьянство. Изменилась и интеллигенция, которая почти на 90% состояла из выходцев из рабочих и крестьян. В стране сложилось морально-политическое единство советского народа. По объему промышленной продукции СССР вышел на 2-е место в мире после США. По структуре промышленного производства СССР вышел на уровень развитых стран мира.

В последние годы высказываются мнения в литературе, что в СССР был построен не тот социализм, о котором писали и говорили К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, что этот социализм ничего общего не имеет с научным социализмом, и называют его по-разному: феодальный социализм, казарменный, бюрократический, государственный, партийно-государственный социализм и т.д. Имеются взгляды о том, что можно ли вообще говорить о социализме, когда в стране был диктаторский режим Сталина, когда проводились массовые репрессии против невинных людей. Оппоненты возражают, заявляя, что при социализме, как и при капитализме, могут быть различные формы правления, различные политические режимы - и демократические и тоталитарные. Высказываются суждения, что следует основательно изучить и осмыслить, что же все-таки было тогда построено.

В конце 20-х - начале 30-х годов Сталин и его окружение берут курс на сворачивание нэпа и на форсирование темпов индустриализации и коллективизации. Сталин объявил 1929 г. годом великого перелома. Осуществляется это командно-административными методами, игнорируя экономические законы. Была проведена корректировка пятилетнего плана в сторону усиления темпов развития промышленности. В декабре того же 1929 г. Сталин на конференции аграрников-марксистов выдвинул положение о переходе к политике ликвидации кулачества как класса. Эта политика нанесла серьезный удар по экономике сельского хозяйства. В результате были репрессированы ни в чем не повинные члены семей кулаков, часть середняков и кулаков. Политика коллективизации проводилась зачастую с нарушением принципа добровольности в отношении крестьян, которые не хотели идти в колхозы. Некоторые исследователи отмечают, что было бы ошибкой не замечать и глубокой тяга значительной части крестьян к коллективному хозяйству.

Усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны. Ликвидируются элементы хозрасчета, усиливается налоговое бремя на частные предприятия, к 1930 г. исчезают концессии, предоставленные иностранным предпринимателям. Вместе с тем благодаря в основном героическим трудовым усилиям трудящихся за период с 1928 по 1941 г. было построено примерно 9 тыс. крупных промышленных предприятий. Промышленность по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям производства важнейших видов орудий находилась в основном на уровне показателей развитых стран. Впервые был осуществлен массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов, синтетического каучука и т.д.

В 30-е годы сложился культ личности Сталина, режим его личной диктатуры. В результате политики произвола и беззакония в той или иной форме пострадали миллионы невиновных людей. Принижалась роль судов и органов прокуратуры. Органы НКВД были выведены из-под контроля партийных и государственных органов и наделялись правом внесудебного решения дел. Было создано Особое совещание при НКВД, а также внесудебные органы: «тройки», «двойки». Попиралась презумпция невиновности. Выступавший на ряде процессов А.Я. Вышинский в качестве государственного обвинителя шельмовал обвиняемых, подводил «теоретическую базу» под судебный произвол, строил свое обвинение в основном на признании обвиняемых, которое из них выколачивали, широко применяя пытки и другие незаконные методы ведения дознания и предварительного следствия. Сталин еще в 1928 г. обосновал тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму.

Сложилась своеобразная, но исторически оказавшаяся неизбежной модель нового строя. Эффективность этого строя снижалась, но не сводилась на нет культом личности И.В. Сталина. Какие бы ни были в те годы жестокость, беззаконие, какими бы чудовищными ни были напрасные потери, как бы тяжела и неискупаема ни была вина руководителей - безнравственно и политически неразумно марать на этом основании поколение строителей нового общества, подготовивших страну к великой схватке с фашизмом, превративших страну в великую индустриальную державу. Всем вышеизложенным и подтверждается актуальность и практическая  значимость выбранной темы работы. Нельзя не отметить и того, что  впервые не только в нашей стране, но и в мире, в 1936 году, в Конституции  были закреплены такие права трудящихся как право на труд, образование и др. Это был достаточным прогрессом для того времени, что также отражается на актуальности рассматриваемого вопроса. Необходимо отметить, что заметный вклад в разработку проблемы реализации норм права о защите прав и свобод человека и гражданина на протяжении всего развития конституционализма в России внесли М.С. Строгович, Л.Б. Алексеева, Р.С. Белкин, Л.И. Беляева, А.Д. Бойков, В.П. Божьев, Н.В. Витрук, И.А. Возгрин, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, А.А. Герцензон, Н.Л. Гранат, А.П. Гуляев, И.М. Гуткин, К.Ф. Гуценко, И.Ф. Демидов, С.П. Ефимичев, Л.М. Карнеева, Н.В. Жоган, И.И, Карпец, A.M. Ларин, П.А. Лупинская, В.А. Михайлов, Т.Н. Москалькова, Л.Н. Масленникова, И.Л. Петрухин, В.П. Ревин, В.М. Савицкий, А.А. Чувилев, С.П. Щерба и другие авторы.

Целью работы является рассмотрение порядка принятия и основных положений Конституции СССР 1936 года.

Задачами исследования являются:

  1. Рассмотрение становления и развития конституциализма в советском государстве;
  2. Рассмотрение основных положений Конституции СССР 1936 года.

В ходе работы были использованы нормативные акты рассматриваемого исторического периода, специальная, научная литература, монографии.

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика Конституции 1936 года

 

Конституция (Основной Закон) Союза ССР 1936 года не имела преамбулы и состояла из 13 глав: I. Общественное устройство; II. Государственное устройство; III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик; IV. Высшие органы государственной власти союзных республик; V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик; VI. Органы государственного управления союзных республик; VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических, республик; VIII. Местные органы государственной власти; IX. Суд и прокуратура; X. Основные права и обязанности граждан; XI. Избирательная система; XII. Герб, флаг, столица; XIII. Порядок изменения Конституции.

Важнейшие особенности этой Конституции как политико-юридического документа состоят в следующем.

1) Она провозглашала, что Союз  ССР есть социалистическое государство  рабочих и крестьян (ст. 1). Конституция ввела понятие политической основы СССР - ее составляли Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариатом (ст. 2). Вся власть принадлежала, по Конституции, трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ст. 3). Измененным наименованием органов власти – «Советы депутатов трудящихся» вместо «Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» - как бы подчеркивалось укрепление социальной основы власти, большее единство общества.

2) Конституция исходила из победы социалистических форм хозяйствования и общественной собственности. Она ввела понятие экономической основы СССР - ее составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком (ст. 4).1

Социалистическая собственность закреплялась в форме государственной собственности (всенародного достояния), к которой были отнесены земля, ее недра, все предприятия промышленности, транспорта, крупные сельхозпредприятия, коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и крупных населенных пунктах (ст. 5, 6), а также кооперативно-колхозной собственности (ст. 5-7).

Согласно ст. 9, «наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда».

По Конституции предусматривалось и право личной собственности граждан, но лишь на такие объекты, как трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства (ст. 10).

Конституционно вводился принцип плановой экономики: в соответствии со ст. 11 хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

Труд в СССР был объявлен обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способностям, каждому - по его труду" (ст. 12).

3) Конституция СССР закрепляла  его государственное устройство  как союзного государства, образованного на основе добровольного объединения равноправных советских республик (ст. 13). До принятия Конституции в составе СССР было 7 республик (к числу первых учредителей Союза - РСФСР, Украине, Белоруссии и ЗСФСР - добавились Узбекистан, Туркмения и Таджикистан). Теперь круг союзных республик, составляющих СССР, был расширен до 11 - за счет прямого вхождения в него, по новой Конституции, Казахстана и Киргизии, являвшихся до этого момента автономными республиками в РСФСР, а также Азербайджана, Армении и Грузии, составлявших Закавказскую федерацию, прекратившую с этого времени свое существование.

Закрепляя по форме федеративное устройство, Конституция отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Если в последующем сначала зарубежные исследователи, а затем и отечественные ученые называли СССР «унитарной федерацией», то именно Конституция 1936 г. дает немало оснований для такого вывода.2

Достаточно сказать, что в Конституции СССР были перечислены не только автономные республики и автономные области, входившие в состав союзных республик (это можно считать положительным фактором), но также и административно-территориальные единицы - края и области. К ведению Союза относилось утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик (ст. 14 п. «е»). Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик, безусловно, усиливал начала бюрократической централизации и ограничивал самостоятельность союзных республик.

Конечно, это была определенная тенденция в организации управления государством, и она особенно хорошо видна в полномочиях СССР в хозяйственно-экономической сфере, закрепленных Конституцией 1936 г. К его ведению было отнесено установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями союзного значения; управление транспортом и связью. Практически все мало-мальски важные хозяйственные единицы были подчинены союзным министерствам, что существенно ослабляло права республик и делало их в экономической сфере полностью зависимыми от центра.

4) Конституция СССР установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование по территориальному принципу.

5) Была установлена новая система  органов государственной власти (вместо Всесоюзного съезда Советов, ЦИК СССР и Президиума ЦИК - Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР; аналогичные органы в союзных и автономных республиках; на местах вместо съездов Советов - Советы депутатов трудящихся: краевые, областные, районные и т.д.).

6) Конституция 1936 г. закрепила более полный перечень социально-экономических, политических и личных прав граждан (о том, насколько они соотносились с политическим режимом в стране и были реальными, ранее уже говорилось). В Конституции появилась специальная глава Х «Основные права и обязанности граждан». В ней провозглашались такие права граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.

Конституция закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины. Она предусмотрела ряд политических прав и свобод - слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации (правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся, в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс).

7) Ни одна из предшествующих  конституций ничего не говорила о партиях вообще, в том числе о Коммунистической партии, занявшей правящие позиции. В Конституции 1936 г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст. 126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось: «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Таким образом, и отражалось фактическое положение, и провозглашалось официальное, теперь уже конституционное право ВКП(б) направлять - в качестве «руководящего ядра» - деятельность государственных органов и общественных объединений.

Информация о работе Содержание Конституции 1936 года