Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 13:34, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение порядка принятия и основных положений Конституции СССР 1936 года.
Задачами исследования являются:
Рассмотрение становления и развития конституциализма в советском государстве;
Рассмотрение основных положений Конституции СССР 1936 года.
Введение…………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Общая характеристика Конституции 1936 года……………………...
6
Глава 2. Содержание Конституции 1936 года………………………………….
2.1. Государственное и общественное устройство СССР по Конституции 1936 года……………………………………………….…………………………
12
12
2.2. Структура органов власти по Конституции СССР 1936 года…………….
15
Заключение………………………………………………………………..............
25
Список используемой литературы…………………
В 1937 г. на чрезвычайных съездах Советов союзные республики приняли свои новые Основные Законы. Конституции ставших в 1940 г. союзными республиками Литвы, Латвии и Эстонии были приняты в том же году, а Конституция образованной в 1940 г. Молдавской ССР - в 1941 г. В основном конституции союзных республик следовали структуре Конституции СССР, а многие их положения текстуально совпадали.
Не составляла в этом плане исключения и Конституция РСФСР, утвержденная 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов, хотя она и имела ряд особенностей по структуре и содержанию в сравнении с союзной Конституцией. Так, в ней подробнее определялись вопросы ведения РСФСР, были более развернутыми главы о компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управления РСФСР. Несколько большей по объему, в сравнении с Конституцией СССР, была глава о высших органах государственной власти АССР; появились новые главы - об органах государственного управления автономных республик, органах государственной власти автономных областей. Более подробной - в сопоставлении с Конституцией СССР - была глава о местных органах государственной власти. Есть в Основном Законе РСФСР 1937 г. глава о бюджете РСФСР, не имеющая аналога в союзной Конституции (Здесь продолжалась традиция предшествующих российских Конституций: Конституция 1918 г. имела раздел пятый «Бюджетное право», представленный главой шестнадцатой; а в Конституции 1925 г. был раздел V, состоявший из главы 7 «О бюджетном праве».3
В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения. Если характеризовать кратко, они в основном отражают следующее:
- изменения в структуре
- расширение прав субъектов
Федерации (предоставление союзным республикам
права внешних сношений, права иметь войсковые
формирования; передача им от СССР права
решать вопросы административно-
- совершенствование системы, уточнение
наименования и компетенции
- принятие в стране мер по
преодолению последствий
Глава 2. Содержание Конституции 1936 года
2.1. Государственное и общественное устройство СССР по Конституции 1936 года
Основным принципам организации общественного устройства СССР отводится глава 1 Конституции СССР 1936 г. В этой главе прежде всего говорится о том, что политической основой СССР являются Советы депутатов трудящихся (ст. 2), экономической - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4).
Конституция предусматривала две формы социалистической собственности: государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, МТС и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах являются государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием. Собственность колхозов и кооперативных организаций составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, общественные постройки. Земля закреплялась за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно.
Конституция гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения: жилого дома и подсобного домашнего хозяйства, предметов домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. Конституция утвердила положение о том, что хозяйственная жизнь страны регулируется государственным народно-хозяйственным планом. Как отмечает профессор Л.А. Стешенко, главным достоинством государственного народно-хозяйственного плана являлось то, что «социалистическая... система распределения имела... следствием избавление людей от страха за завтрашний день и от угрозы безработицы...»4.
В главе II «Государственное устройство» Конституции закреплялись принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик. Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежали: представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами; вопросы войны и мира; принятие в состав СССР новых республик; контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик Конституции СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками; утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик; организация обороны СССР и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; внешняя торговля на основе государственной монополии; охрана государственной безопасности; установление народнохозяйственных планов СССР; утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; управление банками, промышленными, сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения; управление транспортом и связью; руководство денежной и кредитной системой; организация государственного страхования; заключение и предоставление займов; установление основных начал землепользования и пользования недрами, лесами и водами; установление основных начал в области просвещения и здравоохранения; организация единой системы народнохозяйственного учета; установление основ законодательства о труде; законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; Уголовный и Гражданский кодексы; законы о союзном гражданстве; законы о правах иностранцев; установление основ законодательства о браке и семье; издание общесоюзных актов об амнистии. Как видим, четко прослеживается тенденция на расширение прав Союза.
Союзные республики, в составе которых имелись автономные республики и автономные области, в своих Конституциях определяли еще также общие начала построения высших органов государственной власти и управления автономных республик и автономной области. Как справедливо отмечают В.П. Портнов и М.М. Славин, «единство принципов советской социалистической государственности и здесь сохраняется в полном объеме. Каждая из автономных республик, осуществляя свое управление на автономных началах, имеет собственную Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией союзной республики и Конституцией СССР»5.
Суверенитет союзных республик был ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции 1936 года. Все другие вопросы союзная республика решала самостоятельно. Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенности республики. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик, а также приоритет союзных законов над законами союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.
Отметим, что первое упоминание о референдуме содержалось именно в Конституции СССР 1936 г., где Президиуму Верховного Совета СССР предоставлялось право проводить всенародный опрос, референдум, по собственной инициативе или по требованию одной из союзных республик (ст. 49).
Исходя из того, что Конституция 1936 г. характеризовала референдум как всенародный опрос (ст. 49), нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было6.
Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.
После Конституции СССР 1936 г. по юридической силе стояли законы Верховного Совета СССР, акты всех остальных государственных органов, которые издавались на основании и во исполнение Конституции СССР 1936 г. и законов Верховного Совета СССР, должны были соответствовать Конституции СССР 1936 г. и вышеуказанным законам. В случае противоречия закона союзной республики общесоюзному закону действовал общесоюзный закон, все государственные и местные органы, должностные лица и граждане в этом случае должны были руководствоваться общесоюзным законом.
На практике различалось три вида актов Верховного Совета СССР: законы, Постановления и обращения. Законы Верховного Совета СССР регулировали наиболее существенные вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства в СССР, имеющие общесоюзное значение. В Постановлениях Верховного Совета СССР решались главным образом вопросы чисто организационного характера, связанные, в частности, с назначением и отстранением высших должностных лиц органов государственной власти СССР, - процедура, основания, сроки; такие вопросы, как образование и упразднение подчиненных Верховному Совету СССР органов и т.д.7 На практике, кроме того, иногда возникала необходимость принятия Верховным Советом СССР таких своеобразных актов, как декларации, обращения, заявления, послания и т.д. Необходимость таких актов была вызвана тем, что в них выражалась позиция Верховного Совета СССР по различным аспектам внутренней и внешней политики СССР.
2.2. Структура органов власти по Конституции СССР 1936 года
В главах III-VIII (ст. 30-101) Конституции СССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные Им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся та 4 года. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Законы публиковались на языках союзных республик. Совет Союза избирался гражданами СССР по норме - 1 депутат на 300 тыс. населения. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по форме от каждой союзной республики - по 25 депутатов, от автономной республики - по 11 депутатов, от автономной области - по 5 депутатов и от национального округа - по 1 депутату. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных - по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик.
Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону; в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождал от должности и назначал отдельных народных комиссаров СССР по представлению председателя СНК СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; награждал орденами и присваивал почетные звания СССР; осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; в период между сессиями Верховного Совета СССР объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессия; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры; назначал и отзывал полномочных представителей СССР в иностранных государствах; принимал верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.
В главе V Конституции СССР определялась компетенция Правительства СССР - Совета Народных Комиссаров СССР. Совет Народных Комиссаров, являвшийся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР, образовывался Верховным Советом СССР. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями -Президиуму Верховного Совета СССР. СНК СССР издавал постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР. СНК объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских Народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений и осуществлял другие меры по управлению страной. По Конституции СССР 1936 г., было 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности и оборонной промышленности, и 10 союзно-республиканских наркоматов, пищевой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренних дел, внутренней торговли, юстиции и здравоохранения. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они имели право в пределах своей компетенции издавать приказы и инструкции на основании и во исполнение действовавших законов, а также постановлений и распоряжений СНК СССР и проверяли их исполнение.