Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 13:34, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение порядка принятия и основных положений Конституции СССР 1936 года.
Задачами исследования являются:
Рассмотрение становления и развития конституциализма в советском государстве;
Рассмотрение основных положений Конституции СССР 1936 года.
Введение…………………………………………………………………………..
3
Глава 1. Общая характеристика Конституции 1936 года……………………...
6
Глава 2. Содержание Конституции 1936 года………………………………….
2.1. Государственное и общественное устройство СССР по Конституции 1936 года……………………………………………….…………………………
12
12
2.2. Структура органов власти по Конституции СССР 1936 года…………….
15
Заключение………………………………………………………………..............
25
Список используемой литературы…………………
Аналогично высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик. Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет республики. Верховный Совет республики избирал Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом республики являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый Верховным Советом республики.
Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являлись Советы депутатов трудящихся.
Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных, автономных областей, окружных, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, его заместителей, секретаря и членов. В небольших поселениях исполнительными и распорядительными органами сельских Советов депутатов трудящихся в соответствии с Конституциями союзных республик являлись избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь. Они были непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.
Важнейшее место в системе нормативных актов Советского государства имели совместные Постановления ЦК КПСС и СНК СССР (Совета Министров СССР). В них решались наиболее важные, принципиальные задачи хозяйственного и социально-культурного строительства страны8. Данное обстоятельство, явившееся следствием срастаниям партийного и государственного аппарата, создавало такое положение, что наряду с законными органами власти, которые были сформированы и действовали на основании Конституции СССР 1936 г., существовали и другие органы - партийные. Всю реальную власть в стране осуществлял ЦК КПСС, он принимал основные решения.
Значительное место в Конституции СССР 1936 г. уделялось вопросам регулирования местных органов государственной власти. На смену съездам Советов пришли краевые, областные, автономной области, национального округа, районные, городские, сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся. Как справедливо отмечает В.М. Сырых, наиболее существенные изменения претерпели в институте местных органов государственной власти по сравнению с прежним конституционным законодательством следующие: порядок формирования местных Советов, их полномочия, порядок избрания и компетенция исполкомов местных Советов, а также организация деятельности депутатов местных Советов9.
По организационной схеме в 1920-е-1930-е гг. используется модель: съезд Советов - избираемый съездом исполнительный комитет (исполком) - избираемый исполкомом президиум исполнительного комитета. В городах при прямых выборах депутатов применялась модель: Совет и президиум Совета, а также председатель Совета.
Не только в наименовании, но и в порядке выборов Советов проводился социально-классовый принцип. Нормы представительства на выборах в городах были меньше, чем в сельской местности, это позволяло избрать в Советы больше рабочих. В городах депутаты городских Советов избирались в основном по заводам и фабрикам (так называемый производственный принцип), что тоже давало преимущество рабочим депутатам, по месту жительства (территориальный принцип) голосовало в основном неработающее население. Имелись и другие особенности формирования органов власти: от участия в выборах отстранялись те слои населения, которые отнеслись к эксплуататорским и контрреволюционным элементам; избирательное право в тот период не было тайным (как, впрочем, и при земствах) - депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием, тайное голосование в стране было введено лишь Конституцией СССР 1936 г.
В стране применялась система так называемых многостепенных выборов. При этой системе население прямыми выборами избирало лишь депутатов сельских Советов в деревнях и селах и депутатов городских Советов в городах. По всем последующим звеньям избирались уже не депутаты, а делегаты съездов Советов нижестоящими Советами или съездами Советов из числа депутатов и делегатов данных Советов и иных достойных граждан. Такой порядок, с одной стороны, облегчал выборы, делал их проще и дешевле. Проводить прямые выборы по всей стране было бы трудно. С другой стороны, и это более существенно, непрямые выборы были средством фильтрации состава Советов, о чем прямо говорил В.И. Ленин. Такие выборы позволяли на каждом следующем этапе отсекать от участия в осуществлении советской власти, по терминологии того времени, эксплуататорские и иные враждебные элементы, которые могли бы проникнуть в Советы и расшатывать власть изнутри.10
Конституция 1936 г. ввела прямые выборы и унифицированную систему органов государства. На местах существовали три звена местных органов государственной власти: областные (и соответствующие им по уровню) Советы; районные, городские Советы; сельские (поселковые) Советы депутатов трудящихся.
Замена Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов на Советы депутатов трудящихся означала, что социально общество стало более однородным, состоит только из трудовых элементов, ни прямых врагов, ни эксплуататоров больше нет - да и как могло быть иначе в ситуации, когда в городах не только крупные и средние предприятия, но и мелкие (пекарни, булочные и т.п.) экспроприированы, а в сельской местности произведено так называемое раскулачивание, потому представители частного сектора волей-неволей перешли в разряд «простых» рабочих и крестьян, либо были отправлены в места лишения свободы. Соответственно вводятся всеобщее избирательное право и прямые выборы во все Советы.
Упорядочивается система исполнительных органов Советов - на местах повсеместно такими органами стали исполнительные комитеты местных Советов. Они избирались Советами только из числа своих депутатов в количестве от 5-6 до 15-17 человек (с учетом уровня). Исполкомы стали решать все вопросы, отнесенные к ведению местных Советов, кроме тех, которые могут быть решены исключительно самими Советами (так называемая исключительная компетенция Совета, круг ее вопросов очень узок). Вводится система двойного статуса исполкомов - это органы соответствующего Совета и вместе с тем исполнительные и распорядительные органы государства. Они входят в систему исполнительно-распорядительные органов и являются органами государственного управления.
Советы и их исполкомы вошли в вертикаль государственной власти. Вышестоящие Советы руководили нижестоящими Советами, направляют их деятельность. Вместе с тем они имели право отменить решения нижестоящих Советов, причем по основаниям не только незаконности, но и нецелесообразности. Сами же Советы и их исполнительные комитеты не вправе были опротестовать и обжаловать решения вышестоящих Советов.
Следует отметить, что по сравнению с прежней Конституцией 1924 г. местные Советы депутатов трудящихся избирались более демократическим путем, нежели съезды Советов, это выражалось в следующем: если раньше население могло избирать только лишь сельские и городские Советы, то местные Советы депутатов трудящихся всех уровней избирались непосредственно населением в ходе прямых всеобщих и равных выборов при тайном голосовании. Срок полномочий Советов депутатов трудящихся составлял два года.
Компетенция Советов депутатов трудящихся была значительно сужена сравнительно с прежними полномочиями, предоставленными местным органам государственной власти Конституцией РСФСР 1918 г. и Конституцией СССР 1924 г., и включала в себя следующие полномочия: утверждение местных планов и бюджетов, избрание и изменение состава постоянных комиссий исполкома, образование отделов исполкома и утверждение в должности их руководителей, заслушивание отчетов исполкомов о работе. Из компетенции Советов депутатов трудящихся были изъяты следующие полномочия: право участвовать в обсуждении вопросов общегосударственного значения, а также право объединять и направлять деятельность всех органов государства на соответствующей территории11. Таким образом, здесь вполне явно и однозначно прослеживается тенденция к усилению роли центральной власти и ограничению полномочий местной, что, в свою очередь, означает замену федеративной формы государственного устройства унитарной.
Для руководства хозяйственной и культурной жизнью, как это было указано в Конституции СССР 1936 г., Советы депутатов трудящихся создавали постоянные комиссии, образовывали исполнительные комитеты - исполкомы.
Конституция СССР 1936 г., закрепившая основные принципы советского социалистического строя, государственное устройство, а также права и свободы граждан, тем самым внесла существенные изменения во все отрасли советского права. Поэтому представляется необходимым рассмотрение принципиальных изменений основных отраслей советского права - конституционного, гражданского, трудового и уголовного - в целях уяснения исторического значения и роли Конституции СССР 1936 г.
Как справедливо отмечает В.М. Сырых, после принятия Конституции СССР 1936 г. «требовалось... полно и последовательно провести конституционные принципы и положения во всех отраслях права таким образом, чтобы создать надежный юридический механизм, способный обеспечить реальность действия всей Конституции, каждой ее отдельной нормы»12. Впервые в Конституции СССР 1936 г. был закреплен ряд наиважнейших социально-экономических, культурных и политических прав граждан.
Конституция СССР установила принципиально новую систему и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР, союзных и автономных республик, местных Советов, определяла СССР как союзное государство, основанное на добровольном объединении равноправных и суверенных советских социалистических республик13. Тем не менее, как отмечает В.М. Сырых, вопреки Конституции СССР 1936 г. общесоюзные органы государственной власти и управления СССР осуществляли нормативно-правовое регулирование по вопросам, отнесенным Конституцией СССР 1936 г. к компетенции союзных республик, вопреки конституционному положению о том, что правосудие в СССР осуществляется только судами, в НКВД СССР действовало Особое совещание, которое применяло самые суровые меры уголовного наказания во внесудебном порядке.14
Общесоюзными органами являлись Верховный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды. Верховный Суд избирался ВС СССР на пять лет. На него возлагался надзор за всеми судебными органами СССР и союзных республик. Он имел право отменить приговор или решение любого суда и давать разъяснения по вопросам судебной практики. Специальными судами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Они действовали на тех же принципах, что и все другие суды СССР. Вторая сессия Верховного Совета СССР избрала Верховный Суд СССР.
Едва ли не самое значительное место во всей Конституции СССР 1936 г. занимает глава 9 «Суд и прокуратура». Впервые в истории советского конституционного законодательства органы правосудия были выделены в отдельную главу. Это означало сосредоточение судебных функций в отдельной ветви власти, независимость судебных органов от администрации, что позволяет говорить о последовательном проведении принципа разделения полномочий государственной власти. В соответствии с главой 9 правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными, специальными и народными судами (ст. 102). Конституция СССР 1936 г., таким образом, оформила специализированную судебную систему.
Новым явлением для советского конституционного законодательства стало введение института народных заседателей (ст. 103). Все суды, за исключением народных, избирались сроком на пять лет (ст. ст. 105 - 108), народные суды избирались гражданами района сроком на три года (ст. 109). Судопроизводство являлось открытым, осуществлялось с участием защиты (ст. 111). Конституция закрепила важные принципы: независимость судей и подчинение их только закону, рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке15.
Видное место в Конституции СССР 1936 г. занимала прокуратура. Высший надзор за исполнением законов органами исполнительной ветви власти возлагался на прокурора СССР (ст. 113), который назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет (ст. 114). Прокурор Верховного Суда СССР назначал республиканских, краевых, областных прокуроров, прокуроров автономных республик и автономных областей сроком на пять лет (ст. 115); окружные, районные и городские прокуроры выбирались гражданами союзных республик с утверждением прокурора СССР сроком на пять лет. Органы прокуратуры являлись независимыми и подчинялись только прокурору СССР (ст. 117). На практике же из-под контроля органов прокуратуры, по замечанию С.Г. Кара-Мурзы, были выведены органы НКВД16.
Роль прокуратуры, осуществляющей надзор и контроль за соблюдением действующего на тот момент законодательства, за деятельностью всех органов власти, была весьма значительна. Так, прежде всего следует сказать о том, что уже спустя полгода после принятия Конституции СССР 1936 г., летом, Политбюро СССР утвердило проект Постановления А.Я. Вышинского «О порядке производства арестов», в соответствии с которым по всем без исключения делам сотрудники НКВД могли производить аресты только с согласия прокурора17. А на арест того или иного специалиста требовалась еще и санкция соответствующего наркома.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
Считалось, что Конституция СССР 1936 г. законодательно закрепила построение социализма в нашей стране. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Она закрепила дальнейшую демократизацию избирательной системы, отменив ограничение избирательного права для лиц, которые в прошлом эксплуатировали чужой труд, установив всеобщее избирательное право. По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней содержался ряд глав, которых ранее не было: главы об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально регулировалось государственное устройство СССР.