Соотношение права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 22:40, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть соотношение и взаимосвязь государства и права.
Поставленная цель определяет конкретные задачи данной работы:
- определить понятие и признаки государства;
- рассмотреть понятие и признаки права;
- изучить проблему соотношения и взаимосвязи государства и права;
- выявить воздействие государства на право;
- раскрыть воздействие права на государство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА………………………………….. 5
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………. 5
1.2 ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ………………………………………….. 8
2 СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА……….. 12
2.1 ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА…………………………………………………………………………….. 12
2.2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВО…………………………….. 16
2.3 ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВА НА ГОСУДАРСТВО……………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 31

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

Итак, право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, обеспеченных возможностью государственного принуждения в случае их нарушения, выражающих государственную волю и направленных на регулирование общественных отношений; существенными признаками которого являются:

- нормативность,

- общеобязательность,

- государственно-волевой  характер,

- формальная определенность,

- системность.

 

 

 

2 СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фундаментальная проблема соотношения и взаимосвязи государства и права в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных, а между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение. Среди философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. [13, с.82]

Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно – не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.

Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, «ведения общих дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Государство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее от «просто случая и просто произвола» (К. Маркс).[10, с.115]

Если государство возникает из необходимости поддержания порядка, защиты «всех против всех» (Т. Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.[10, с.115]

Тем не менее, государство и право – относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. По образному выражению М.А. Аржанова, «государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз». Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.[10, с.115]

В современной юридической литературе выделяют три возможные концепции во взаимоотношениях государства и права:

1) тоталитарная (которая  исходит из того, что государство  выше, важнее права и им не  связано, что оно творит право  и использует его как инструмент  своей политики);

2) либеральная (данная концепция  сформировалась в рамках западной  юридической и политической традиции, согласно которой, право выше  и важнее государства);

3) прагматическая (государство  создает право, но связано им).[7, с.298]

Тем самым, государство и право нерасторжимы, как явления цивилизации, они имеют единую социально-экономическую основу, во многом одинаковы процесс развития, не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. Например, если государство состоит из органов и учреждений, то основой права являются нормы, объединенные в институты и отрасли. С другой стороны, государство является центральным звеном политической системы общества, а право – стержневым элементом системы социального регулирования.[7, с.299]

Между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения, их отношения не всегда складываются гладко. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде – «антиподы», их позиции не во всем совпадают. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. «Право существует и развивается в известном противоборстве с государством... оно – мощный антитоталитарный фактор» (С.С. Алексеев).[3, с.25]

В юридической литературе рассматривают три главных аспекта соотношения и взаимосвязи государства и права: единство, различие и взаимодействие.

Единство выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности.

Различия вытекают из определений этих понятий, их онтологического статуса и общественной природы. Если государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, то право – система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право – волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию.[10, с.118]

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. «Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности» (Н. Неновски).[12, с.71]

Таким образом, государство и право, являясь различными явлениями по своему социальному предназначению и роли, органически взаимосвязаны между собой и находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Данная взаимосвязь включает три главных аспекта такие, как

  • единство,
  • различие,
  • взаимодействие.

Однако среди них наиболее существенным аспектом является взаимодействие, т.е. непосредственное воздействие государства на право и наоборот воздействие права на государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВО

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом, т.к. не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из этого следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение.

Данная концепция, отражающая приоритет государства над правом, характерна для государств с антидемократическим режимом, в которых право служит лишь способом выражения государственной воли и средством обеспечения государственно-властных велений. Верховенство государства над правом утверждалось марксистским учением, поэтому длительное время в отечественной науке существовала точка зрения, согласно которой право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.[9, с.254]

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и проч. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существование права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По-настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

1. В осуществлении правотворческой  деятельности. Государство в соответствии  с познанными законами общественного  развития, закономерностями стихийного  правогенеза определяет потребность  в юридической регламентации  тех или иных отношений (деятельности), определяет наиболее рациональную  юридическую форму (закон, акт исполнительной  власти и др.) и учреждает общие  нормы, придавая им авторитетом  государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном  смысле это означает, что государство  устанавливает нормы права.

2. В санкционировании  государством норм, которые не  имеют (не носят) прямого государственного  характера. Для некоторых правовых  систем такой способ производства  права является преобладающим. Так, образование мусульманского права  характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало  главным образом те нормы, которые  были выработаны мусульманской  доктриной. Из истории права известны  случаи, когда положениям, выработанным правовой доктриной или появляющимся вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

3. В признании юридически  обязательными регуляторами поведения  фактически сформировавшихся и  существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи  и отношения получают юридическое  значение. Таким образом формируется  так называемое обычное и прецедентное  право, признаются в качестве  общих норм нормативные договоры.

4. В развитии системы  нрава. При этом истинная роль  современного государства (имеющего  правовой характер) не сводится  в данной сфере к выпуску  в свет определенного количества  нормативно-юридических актов. Задача  государства заключается в том, чтобы: во-первых, обеспечить приоритетную  роль закона в системе законодательства; во-вторых, способствовать развитию  иных источников права - нормативного  договора, обычного права; в-третьих, придать праву системный характер, обеспечить взаимосвязь нормативных  актов как между собой, так  и применительно к иным формам  выражения правовых норм; в-четвертых, государство в определенной мере  «управляет» правом: а) придает ему  запретительный или дозволительный  характер; б) дозирует «присутствие»  права в публично-правовой и  частно-правовой сферах.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

5. Достаточно значимой  представляется роль государства  в обеспечении реализация нрава. Исторический опыт убедительно  свидетельствует о том, что вне  и помимо государства использование  его ресурсов, осуществление правовых  установлении было бы вообще  невозможно. Назначение государства  как раз проявляется в том, что оно своей деятельностью  призвана создавать фактические, организационные юридические предпосылки  для использования гражданами, их  организациями предоставленных  законом возможностей в целях  удовлетворения самых разнообразных  интересов и потребностей. Анемия  исполнительных, надзорных и судебных  структур государства, как об  этом свидетельствует отечественный  опыт, блокирует действие права. Активность государства - необходимое  условие утверждения правовых  начал в общественной жизни. Государство  обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует  своему предназначению, вследствие  чего государственная власть  утрачивает легитимный характер.

6. Государство обеспечивает  охрану права и господствующих  правовых отношений. Государственное  принуждение является постоянно  существующей гарантией, которой  подкрепляется право. За ним всегда  стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного  принуждения охраняет право. Тем  самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего  благоприятствования для конструктивных  действий социальных субъектов.

7. Наконец, государство оказывает  мощную идеологическую поддержку  праву, превращает его в официальную  идеологию. Тем самым государство  способствует восприятию права  индивидуальным и массовым правосознанием, что позитивно сказывается на  правовом менталитете нации.

Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.

Информация о работе Соотношение права и государства