Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 22:40, реферат
Цель контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть соотношение и взаимосвязь государства и права.
Поставленная цель определяет конкретные задачи данной работы:
- определить понятие и признаки государства;
- рассмотреть понятие и признаки права;
- изучить проблему соотношения и взаимосвязи государства и права;
- выявить воздействие государства на право;
- раскрыть воздействие права на государство.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА………………………………….. 5
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………. 5
1.2 ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ………………………………………….. 8
2 СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА……….. 12
2.1 ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА…………………………………………………………………………….. 12
2.2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВО…………………………….. 16
2.3 ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВА НА ГОСУДАРСТВО……………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 31
Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практически пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.
Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, право реализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законодательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен специально подготовленный персонал, в том числе кадры правоохранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.
Юридическая политика в этой связи является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.
Таким образом, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуждается в праве. Право юридически оформляет государство, регулирует основные стороны его функционирования и тем самым придает государству легитимный характер. Оно регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой, устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан. С помощью права определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего оно должно стать правовым и контролируемым.
Право-важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми его субъектами.
В последние годы в общественное сознание внедряется идея о первичности права в отношении государства. К сожалению, таким путем престиж права в современной России не поднять. Нельзя забывать, что право и закон как продукт государства есть аспекты культуры общества, и невозможно предположить формирование эффективных решений на основе права без массовой способности воспроизводить обществом соответствующие институты. В России же право развито слабо, поскольку на всем протяжении истории доверия между государством и обществом было явно недостаточно, отсюда такое количество разнообразных катаклизмов: бунтов, восстаний, войн и революций. А право вообще возможно лишь на основе высокого доверия между субъектами (в том числе и такими глобальными как государство и общество), иначе оно будет разрушаться в каждой точке общения.
2.3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВА НА ГОСУДАРСТВО
В юридической литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания, но между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве.[13, с.90] Данная концепция, признающая приоритет права над государством, характерна для государств с демократическим режимом, в которых право, с одной стороны, выражает государственную волю, а с другой стороны, гарантирует соблюдение законности при реализации государственной власти, предотвращает возможность произвола со стороны государства.[9, с.254]
Зависимость государства от права проявляется:
Для своего существования государство, как организация, нуждается в праве, т.к. право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ее ветвей. Таким образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения.
С помощью права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства. Правовая неупорядоченность внутриструктурных связей федеративного государства чревата серьезными последствиями. И напротив, четкое юридическое оформление организации государства способно поставить прочный заслон, с одной стороны, произволу федеральных властей, а с другой - распространению сепаратизма в любых его проявлениях. Итак, право выступает существенным свойством государственной организации общества. Упорядочивая внутригосударственные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.
Выделяют два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность, право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности.
Следовательно, государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.
Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:
а) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в ϲʙᴏю очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Отсутствие права в отношениях государства и личности при определенных условиях оборачивается против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее ϲʙᴏбоды. С ϶ᴛᴏй позиции ценность права, если и обусловлена связью с государством, то исключительно в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку;
б) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму;
в) посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан;
г) право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями. Стоит сказать, для многонационального федеративного государства эта сторона воздействия права будет объективно необходимым условием его (государства) существования;
д) правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением;
е) право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом;
ж) право (и только оно) будет основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.
Принцип связанности государства правом (верховенство права) заключается в том, что современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция права как раз и исходит из того, что право связывает, ограничивает государство в интересах личности и общества в целом, именно оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В этом смысле право выступает как сила, способная подчинить государство, т.е. право встает над государством для того, чтобы государство не встало над обществом.
Современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Стоит заметить, что оно не в состоянии разрушить объективно необходимый правопорядок, без кᴏᴛᴏᴩого данный способ производства оказывается невозможным. Уместно отметить, что опыт историй утверждает: отказ от использования права всегда имеет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.
Государство творит законы, но творит их в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲтвии с субъективными требованиями развития ϲʙᴏбоды в общественной жизни, поскольку оно - именно государство, а не тоталитарная управляющая система, творящая насилие над гражданским обществом. Право «производно» от государства исключительно в том смысле, что государство ϲʙᴏей силой защищает и гарантирует правоотношения. «Вместе с тем политическая организация силы будет государством постольку, поскольку ϶ᴛᴏ сила, защищающая естественно-исторически складывающееся право и ограниченная данным правом».
Справедливо замечено, что право немыслимо без законодательных ограничений, кᴏᴛᴏᴩые общество налагает на возможные репрессивные действия самого государственного механизма. То же можно сказать о государстве.
Государство - не государство, если его институты и функции не ограничены объективной мерой ϲʙᴏбоды, обусловливающей содержание права. С ϶ᴛᴏй точки зрения, «любое государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права у ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего народа и общества».
Влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как государство правовое. В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.
В результате чего принцип связанности государства правом (верховенство права) означает, что лишь в соотносимости с правом выявляется истинная ценность современного государства, поэтому в этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.[13, с.93]
Таким образом, воздействие права на государство заключается в том, что оно прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, принцип разделения властей, также посредством его осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе, т.е. собственно, вся основная государственная «работа» должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотрения основных вопросов контрольной работы, необходимо сделать следующие выводы:
Государство – это публично-политическая организация власти в пределах определенной территории, обладающая государственным суверенитетом и выступающая официальным представителем интересов своих граждан (подданных); характеризующееся следующими признаками:
- наличие публичной (политической)
власти, располагающей специальным
аппаратом управления и
- территориальная организация населения;
- государственный суверенитет;
- всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;
- налогообложение и взимание налогов.
Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, обеспеченных возможностью государственного принуждения в случае их нарушения, выражающих государственную волю и направленных на регулирование общественных отношений; существенными признаками которого являются:
- нормативность,
- общеобязательность,
- государственно-волевой характер,
- формальная определенность,
- системность.
Государство и право, являясь различными явлениями по своему социальному предназначению и роли, органически взаимосвязаны между собой и находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Данная взаимосвязь включает три главных аспекта такие, как единство, различие, взаимодействие. Однако среди них наиболее существенным аспектом является взаимодействие, т.е. непосредственное воздействие государства на право и наоборот воздействие права на государство.