Состав сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и его влияние на способы защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие коммерческой тайны и способы ее защиты.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие коммерческой тайны;
2) определить сущность и значение коммерческой информации;
3) охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну;
4) рассмотреть порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне предприятия;
5) описать предотвращение потерь коммерчески значимых секретов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 5
1.2 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 9
2. ОХРАНА И ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 11
2.1 ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.2 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ КОММЕРЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СЕКРЕТОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

по учебной дисциплине «Управление интеллектуальной собственностью»

Состав сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия  и его влияние на способы защиты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  О КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 5

1.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ  ТАЙНЫ 5

1.2 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ  КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 9

2. ОХРАНА И ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ  ТАЙНЫ 11

2.1 ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ  ИНФОРМАЦИИ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ 11

2.2 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ  КОММЕРЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СЕКРЕТОВ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

ВВЕДЕНИЕ

По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства  существенно зависит от той политико-экономической  среды (командно-административной или  рыночно-конкурентной), в которой  оно осуществляет свою деятельность [1].

В связи с развитием  рыночных отношений предпринимательскую  деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях изменчивости экономической среды. Значит, возникает  неясность и неуверенность в  получении ожидаемого конечного  результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь [2].

В настоящее время проблема защиты конфиденциальной деловой информации возникает все чаще и чаще. Современная  компания, которая хочет оставаться конкурентоспособной на рынке, тем  более в России, должна проводить  комплекс работ по защите конфиденциальной и иной «чувствительной» информации. Во многих компаниях сформированы подразделения  экономической разведки, целью которых  является получение защищаемой информации от компании-конкурента.

В современных условиях информационного  общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо  нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства  в целом. Более того, с развитием  и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает  характер одного из важнейших видов  товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится  сохранить эту информацию за собой, предотвратить её получение третьими лицами, поскольку во многих случаях  такое получение может иметь  просто катастрофические последствия  для бизнеса.

В рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных  с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и  предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских  информационных потоков от различного рода посягательств используются как  правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное  их применение [3].

Объектом исследования курсовой работы являются коммерческая тайна  и способы ее защиты.

Цель курсовой работы –  рассмотреть понятие коммерческой тайны и способы ее защиты.

Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть понятие  коммерческой тайны;

2) определить сущность  и значение коммерческой информации;

3) охарактеризовать сведения, которые не могут составлять  коммерческую тайну;

4) рассмотреть порядок  отнесения коммерческой информации  к коммерческой тайне предприятия;

5) описать предотвращение  потерь коммерчески значимых  секретов.

 

1. Общее представление  о коммерческой информации

 

1.1 Понятие коммерческой  тайны

Коммерческая тайна - режим  конфиденциальности информации, позволяющий  ее обладателю при существующих или  возможных обстоятельствах увеличить  доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке  товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [4, п.1 ФЗ].

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и  другие), в том числе о результатах  интеллектуальной деятельности в научно-технической  сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или  потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим  лицам, к которым у третьих  лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [4, п.2 ФЗ].

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое  владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим  коммерческой тайны. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной  и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической  безопасности предпринимательской  деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования [5].

Существуют сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия:

1. По производству:

1) сведения о производственных  мощностях; 

2) сведения о запасах  сырья, материалов, комплектующих,  готовой продукции.

2. По управлению:

1) сведения об оригинальных  методах управления производством;

2) сведения о подготовке  и принятии стратегических решений  по производственным, коммерческим, научно-техническим и другим вопросам;

3) сведения о фактах  проведения, целях, предмете и  результатах совещаний и заседаний  органов управления предприятием (за исключением общего собрания  акционеров);

4) сведения о планах  расширения или свертывания производства  различных видов продукции и  их технико-экономические обоснования;

5) сведения о расширения  или свертывания закупок, продаж  и инвестиций.

3. По финансам:

1) сведения первичной бухгалтерской  отчетности;

2) сведения о финансовых  операциях; сведения о состоянии  банковских счетов и производимых  по ним операциях; 

3) сведения об обороте  предприятия и доходах его  работников;

4) сведения о себестоимости  отдельных видов выпускаемой  продукции.

4. По рынку: 

1) сведения о рыночной  стратегии предприятия; 

2) сведения о применяемых  предприятием оригинальных методах  изучения рынка; 

3) сведения о применяемых  предприятием оригинальных  методах  осуществления продаж;

4) сведения об эффективности  коммерческой деятельности предприятия.

5. Партнеры:

5) систематизированные сведения  о заказчиках, поставщиках, потребителях, спонсорах, посредниках и т.п.;

6) сведения о конкурентах,  которые не содержатся в открытой  печати;

7) сведения о переговорах  с деловыми партнерами предприятия  и намечаемых сделках; 

8) сведения, условия конфиденциальности  которых отражены в договорах  и контрактах.

6. Цены:

1) сведения о методах  расчета, структуре и уровне  цен на продукцию и размерах  скидок;

2) торги и аукционы, проводимые  предприятием или в которых  принимает участие предприятие.

7. Техника и технология:

1) сведения о тематике, целях, задачах, программах перспективных  научных исследований;

2) ключевые идеи научно-исследовательских  разработок;

3) сведения об используемых  материалах;

4) сведения о защите  продукции и товарных знаков  от подделки;

5) сведения об особенностях  используемых и разрабатываемых  технологий и специфики их  применения;

6) сведения об условиях  экспериментов [6].

В настоящее время ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут  составлять коммерческую тайну:

1) содержащихся в учредительных  документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения  записей о юридических лицах  и об индивидуальных предпринимателях  в соответствующие государственные  реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление  предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества  государственного или муниципального  унитарного предприятия, государственного  учреждения и об использовании  ими средств соответствующих  бюджетов;

4) о загрязнении окружающей  среды, состоянии противопожарной  безопасности, санитарно-эпидемиологической  и радиационной обстановке и  других факторах, оказывающих негативное  воздействие на обеспечение безопасного  функционирования производственных  объектов, безопасности каждого  гражданина и безопасности населения  в целом;

5) о численности, о составе  работников, о системе оплаты  труда, об условиях труда, в  том числе об охране труда,  о показателях производственного  травматизма и профессиональной  заболеваемости, и о наличии свободных  рабочих мест;

6) о задолженности работодателей  по выплате заработной платы  и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства  Российской Федерации и фактах  привлечения к ответственности  за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов  или аукционов по приватизации  объектов государственной или  муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре  доходов некоммерческих организаций,  о размерах и составе их  имущества, об их расходах, о  численности и об оплате труда  их работников, об использовании  безвозмездного труда граждан  в деятельности некоммерческой  организации;

10) о перечне лиц, имеющих  право действовать без доверенности  от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия,  которых или недопустимость ограничения  доступа, к которым установлена  иными федеральными законами [7, ст. 5 ФЗ].

 

 

1.2 Сущность и значение коммерческой информации

 

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана  с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных  условиях информация представляет собой  особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение  которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает  угрозы безопасности предпринимательской  деятельности [5].

Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.

До принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены  самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли  ответственность за разглашение  информации или передачу ее третьим  лицам.

Принятый закон, по мнению его авторов, должен был ограничить нелегальный отток служебной  информации коммерческого характера.

Во-первых, федеральный закон  ввел само понятие коммерческой тайны. Право на отнесение информации к  информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня  и состава такой информации принадлежит  обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Во-вторых, были установлены  сроки неразглашения коммерческой тайны и меры ответственности  за несоблюдение этого требования и  причинение материального ущерба. Теперь работник обязан хранить «секреты фирмы» минимум три года с момента  прекращения действия трудового  договора (если работодателем не установлен конкретный срок), а в случае невыполнения этого требования он может не просто выплатить штраф, но и лишиться свободы  на срок до десяти лет.

Наиболее важным нововведением  в законе является то, что пострадавшая от разглашения коммерческой тайны  компания может через арбитражный  суд потребовать возмещения всего  доказанного ущерба у того, кто  воспользовался тайной, или у представителей власти, виновных в утечке секретов.

При отнесении той или  иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два  обстоятельства:

1) на практике возможны  случаи, когда под предлогом охраны  коммерческой тайны могут скрывать  сведения и документы, свидетельствующие  о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности  и других нарушениях;

2) в условиях рынка чрезмерно  засекречивать информацию становится  невыгодно с экономической точки  зрения. Информация в настоящее  время выступает как рыночный  товар, имеющий определенную цену  и спрос. В отдельных промышленно  развитых странах около половины  валового национального продукта  дают производство, распространение  и переработка информации в  различных видах [8].

В соответствии с Федеральным  законом «О коммерческой тайне» информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную  коммерческую ценность, в силу неизвестности  ее третьим лицам, к ней нет  свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает  меры к охране ее конфиденциальности. [8]

 

 

 

2. Охрана и защита коммерческой  тайны

 

2.1 Порядок отнесения коммерческой  информации к коммерческой тайне  предприятия

Первым вопросом, который  необходимо решить при организации  охраны коммерческой тайны, является определение  круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение  их по категориям важности в зависимости  от их ценности для предприятия, характера  и размера ущерба, который может  быть нанесен предприятию при  разглашении этих сведений [5].

Информация о работе Состав сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и его влияние на способы защиты