Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие коммерческой тайны и способы ее защиты.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие коммерческой тайны;
2) определить сущность и значение коммерческой информации;
3) охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну;
4) рассмотреть порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне предприятия;
5) описать предотвращение потерь коммерчески значимых секретов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 5
1.2 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 9
2. ОХРАНА И ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 11
2.1 ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.2 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ КОММЕРЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СЕКРЕТОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по учебной дисциплине «Управление интеллектуальной собственностью»
Состав сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и его влияние на способы защиты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 5
1.2 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 9
2. ОХРАНА И ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 11
2.1 ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ
2.2 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ
КОММЕРЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СЕКРЕТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность [1].
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь [2].
В настоящее время проблема защиты конфиденциальной деловой информации возникает все чаще и чаще. Современная компания, которая хочет оставаться конкурентоспособной на рынке, тем более в России, должна проводить комплекс работ по защите конфиденциальной и иной «чувствительной» информации. Во многих компаниях сформированы подразделения экономической разведки, целью которых является получение защищаемой информации от компании-конкурента.
В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить её получение третьими лицами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса.
В рыночно-конкурентных условиях
возникает масса проблем, связанных
с обеспечением безопасности не только
физических и юридических лиц, их
имущественной собственности, но и
предпринимательской (коммерческой) информации,
как вида интеллектуальной собственности.
Для защиты предпринимательских
информационных потоков от различного
рода посягательств используются как
правовые, так и специальные меры,
а в необходимых случаях
Объектом исследования курсовой работы являются коммерческая тайна и способы ее защиты.
Цель курсовой работы –
рассмотреть понятие
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие коммерческой тайны;
2) определить сущность
и значение коммерческой
3) охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну;
4) рассмотреть порядок
отнесения коммерческой
5) описать предотвращение потерь коммерчески значимых секретов.
1. Общее представление о коммерческой информации
1.1 Понятие коммерческой тайны
Коммерческая тайна - режим
конфиденциальности информации, позволяющий
ее обладателю при существующих или
возможных обстоятельствах
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [4, п.2 ФЗ].
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования [5].
Существуют сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия:
1. По производству:
1) сведения о производственных мощностях;
2) сведения о запасах сырья, материалов, комплектующих, готовой продукции.
2. По управлению:
1) сведения об оригинальных
методах управления
2) сведения о подготовке
и принятии стратегических
3) сведения о фактах
проведения, целях, предмете и
результатах совещаний и
4) сведения о планах
расширения или свертывания
5) сведения о расширения
или свертывания закупок,
3. По финансам:
1) сведения первичной
2) сведения о финансовых
операциях; сведения о
3) сведения об обороте предприятия и доходах его работников;
4) сведения о себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции.
4. По рынку:
1) сведения о рыночной стратегии предприятия;
2) сведения о применяемых
предприятием оригинальных
3) сведения о применяемых предприятием оригинальных методах осуществления продаж;
4) сведения об эффективности
коммерческой деятельности
5. Партнеры:
5) систематизированные сведения о заказчиках, поставщиках, потребителях, спонсорах, посредниках и т.п.;
6) сведения о конкурентах,
которые не содержатся в
7) сведения о переговорах
с деловыми партнерами
8) сведения, условия конфиденциальности которых отражены в договорах и контрактах.
6. Цены:
1) сведения о методах расчета, структуре и уровне цен на продукцию и размерах скидок;
2) торги и аукционы, проводимые предприятием или в которых принимает участие предприятие.
7. Техника и технология:
1) сведения о тематике,
целях, задачах, программах
2) ключевые идеи научно-
3) сведения об используемых материалах;
4) сведения о защите продукции и товарных знаков от подделки;
5) сведения об особенностях
используемых и
6) сведения об условиях экспериментов [6].
В настоящее время ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:
1) содержащихся в учредительных
документах юридического лица, документах,
подтверждающих факт внесения
записей о юридических лицах
и об индивидуальных
2) содержащихся в документах,
дающих право на осуществление
предпринимательской
3) о составе имущества
государственного или
4) о загрязнении окружающей
среды, состоянии
5) о численности, о составе
работников, о системе оплаты
труда, об условиях труда, в
том числе об охране труда,
о показателях
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре
доходов некоммерческих
10) о перечне лиц, имеющих
право действовать без
11) обязательность раскрытия,
которых или недопустимость
1.2 Сущность и значение коммерческой информации
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности [5].
Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.
До принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации или передачу ее третьим лицам.
Принятый закон, по мнению его авторов, должен был ограничить нелегальный отток служебной информации коммерческого характера.
Во-первых, федеральный закон ввел само понятие коммерческой тайны. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
Во-вторых, были установлены
сроки неразглашения
Наиболее важным нововведением в законе является то, что пострадавшая от разглашения коммерческой тайны компания может через арбитражный суд потребовать возмещения всего доказанного ущерба у того, кто воспользовался тайной, или у представителей власти, виновных в утечке секретов.
При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства:
1) на практике возможны
случаи, когда под предлогом охраны
коммерческой тайны могут
2) в условиях рынка чрезмерно
засекречивать информацию
В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. [8]
2. Охрана и защита коммерческой тайны
2.1 Порядок отнесения
Первым вопросом, который
необходимо решить при организации
охраны коммерческой тайны, является определение
круга сведений, составляющих коммерческую
тайну, а также возможное