Состав сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и его влияние на способы защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие коммерческой тайны и способы ее защиты.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть понятие коммерческой тайны;
2) определить сущность и значение коммерческой информации;
3) охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну;
4) рассмотреть порядок отнесения коммерческой информации к коммерческой тайне предприятия;
5) описать предотвращение потерь коммерчески значимых секретов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 5
1.2 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 9
2. ОХРАНА И ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 11
2.1 ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.2 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ КОММЕРЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ СЕКРЕТОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

При разработке Перечня необходимо учитывать требования постановления  Правительства Российской Федерации  от 5.12.91 №35 «О передаче сведений, которые  не могут составлять коммерческую тайну». Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается  комиссия из наиболее квалифицированных  и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности (или РСО). Создается  группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

1) специалиста, владеющего  финансовыми вопросами, конъюнктурой  рынка и данными в отношении  конкурирующих фирм;

2) специалиста, полностью  представляющего систему организации  работы предприятия, ее особенности;

3) специалиста, по связям  с другими предприятиями, а  также по вопросам заключения  контрактов, договоров;

4) специалиста, обладающего  всеми сведениями о выпускаемой  продукции, технологическом цикле  ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции) [10].

Если предприятие достаточно велико или производимая продукция  имеет разнородный характер, можно  создать несколько таких групп: одну - главную, в целях координации  и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости  по каждому отдельному участку.

Далее, перед группой экспертов  необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

1) выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент;

2) исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий;

3) определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности [10].

Если с экономической  точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и  в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие  располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ. В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры  могут быть самыми различными. Так, для сведений научного характера - это, как правило:

1) идеи, изобретения, открытия;

2) отдельные формулы;

3) новые технические проекты;

4) новые методы организации труда и производства;

5) программное обеспечение ЭВМ;

6)  результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

1) конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;

2) описания технологических испытаний;

3) “ноу-хау”;

4) точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.);

5) сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.;

6) используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

Для сведений делового характера:

1) сведения о заключенных или планируемых контрактах;

2) данные о поставщиках и клиентах;

3) обзоры рынка, маркетинговые исследования;

4) информация о конфиденциальных переговорах;

5) калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли;

6) планы развития предприятия и его инвестиций.

Если в выделении узловых  сведений возникают проблемы, то можно  изучить рассматриваемый вид  деятельности по отдельным технологическим  этапам, по логическому алгоритму  действий, по временным отрезкам. В  любом случае полезными будут  аналогичные примеры организации  защиты секретов западными фирмами [11].

Так, крупнейшие в мире производители  прохладительных напитков фирмы  “Кока-Кола” и “Пепси-Кола”  выделяют в качестве главных секретов специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки. Американские машиностроительные и  приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности  изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики.

Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может применять  широко известные методы организации  производства, технологические приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной. Некоторые предприятия  получают прибыль за счет монопольного положения на рынке, т.е. отсутствия производителей такого же вида товара в данном регионе. Не следует в  этом случае пренебрегать своевременными мерами по защите коммерческой тайне, т.к., используя свободный доступ к необходимым данным, даже небольшое  предприятие способно быстро организовать аналогичное производство и составить  конкуренцию. Нельзя использовать отнесение  каких-либо сведений к категории  коммерческой тайны в целях уклонения  от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения  ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий. Результатом  работы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Вполне естественно, что по мере необходимости этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне. Перечень доводится до структурных подразделений  и соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и  приведения в соответствие с ним  грифа работ (целесообразно применять  гриф “коммерческая тайна”), документов и изделий [11].

 

2.2 Предотвращение потерь  коммерчески значимых секретов

Засекречивание является базовой формой правовой охраны полезной информации,  созданной в компании и имеющей статус интеллектуальной собственности. Согласно действующему российскому законодательству, оформление такой информации как служебной  и коммерческой тайны не дает возможность придать ей статус объекта интеллектуальной собственности и не позволяет поставить на учет как нематериальный актив. Между тем своевременное засекречивание созданной в компании информации на ранней стадии ее использования позволяет в дальнейшем при необходимости получить объект патентного или авторского права и иметь все преимущества, которые дает управление интеллектуальной собственностью. Поэтому предотвращение потерь коммерчески значимых секретов является важнейшим направлением политики компании в области интеллектуальной собственности [12].

Процедуры и политика в  области интеллектуальной собственности, тщательно спроектированные для  компании, необходимы для того, чтобы  удостовериться, что секреты оформлены  согласно действующему законодательству, а также чтобы помешать другим компаниям законными средствами узнать эти секреты.

Коммерческая тайна считается  существующей, когда объект охраны является секретным, ценным в силу его  неизвестности за пределами компании и компания предпринимала формальные подтверждающие шаги для сохранения его в секрете.

Суды традиционно пользовались следующими критериями, чтобы определить, удовлетворяются ли эти юридические  требования:

1) степень известности объекта охраны за пределами компании;

2) степень известности объекта охраны служащим и другим лицам, вовлеченным в компанию;

3) объем превентивных мер, принимаемых компанией для охраны секретности данного объекта;

4) ценность, которую объект представляет для самой компании и ее конкурентов;

5) объем усилий и денежных средств, затраченных компанией при разработке данного объекта;

6) степень легкости или трудности, с которой объект защиты может быть законно получен или дублирован другими компаниями.

Судебное разбирательство  по делам о нарушении коммерческой тайны обычно включает в себя полемику о том, был ли объект охраны секретным и предпринимала ли компания формальные подтверждающие шаги для эффективного сохранения его в секрете. Объект охраны считается секретным, если он не является общеизвестным за пределами компании и не может стать легко известным конкурентам, пользующимся законными средствами. Абсолютная секретность здесь не требуется [12].

Чтобы сохранить объект в  секрете, каждая компания обязана предпринимать  формальные подтверждающие шаги. Они  должны состоять по крайней мере в выполнении дополнительных мер предосторожности помимо обыкновенных процедур использования. Примеры формальных подтверждающих шагов следующие:

1) ограничение доступа к ключевому оборудованию;

2) просвещение служащих на предмет существования секретов;

3) определение для каждого из служащих, какие фрагменты проектов, над которыми он работает, являются служебной и коммерческой тайной;

4) предупреждение служащих о недопустимости раскрытия секретов;

5) закрытие доступа к инженерным записям и другой конфиденциальной информации;

6) требование, чтобы служащие подписывали соглашения о неразглашении;

7) выполнение требования, чтобы другие компании подписывали соглашения о неразглашении прежде, чем происходит раскрытие секретов;

8) гостевая политика.

Выполнение разнообразных  процедур, предназначенных для предотвращения потери коммерческих секретов, является, возможно, лучшим формальным подтверждающим шагом,  который компания в состоянии  предпринять. Например, в одном случае было признано, что компания предпринимала  достаточные формальные подтверждающие шаги по защите своих коммерческих секретов путем подписания служащими  соглашений, соблюдения строгого режима секретности на предприятии, ограничения  доступа к компьютерам.

Отсутствие таких шагов  может привести к потере коммерческого  секрета. Отсутствие  формальных подтвержденных шагов для сохранения служебных  и коммерческих тайн в секрете  может быть проиллюстрировано на примере дела корпорации Motorola против корпорации Fairchild.

 

Пример №1.

Motorola подала иск против Fairchild и своих бывших служащих, работавших позже на Fairchild, в связи с нечестным завладением коммерческими секретами. Motorola изначально заявила о похищении 140 коммерческих секретов, но позднее снизила это число до 10. Эти 10 коммерческих секретов имели отношение к производству двух дискретных транзисторных устройств – пластико-герметичных ТО-92 и ТО-93 с алюминиевым корпусом.

Свидетельские показания  выявили, что Motorola допускала проведение заводских экскурсий по всей производственной линии ТО-92. На линии не было никаких знаков, предупреждающих о коммерческих секретах, не давалось предупреждение тем людям, которые совершали экскурсии. Motorola ни от кого не требовала подписывать заявления или предоставлять расписки о неразглашении коммерческих секретов. Служащие Motorola иногда даже объясняли посетителям, как функционирует эта производственная линия. Другие свидетельства выявили, что Motorola позволяла репортерам из какого-то технологического журнала фотографировать производственную линию ТО-92 для статьи. Motorola демонстрировала фильмы об этой производственной линии на коммерческих показах. Многие из коммерческих секретов также были раскрыты в патентах и публикациях.

Возможно, наиболее вредоносным  в случае с Motorola был тот факт, что Motorola даже не знала, что именно она считает своими коммерческими секретами. Она никогда не имела записей, предметного указателя или списка, касающихся ее коммерческих секретов.

Основываясь на этих свидетельствах, суд отклонил иск Motorola, так как пришел к заключению, что корпорация не сделала никаких попыток к тому, чтобы определить свои коммерческие секреты и оберегать их.

Политика и процедуры  в области интеллектуальной собственности  необходимы еще и для того, чтобы  подтвердить, что компания правильно  определяет и документирует свои коммерчески значимые секреты, предпринимает  формальные подтверждающие шаги к их сбережению. Это может очень пригодиться  в судебном разбирательстве по данному  поводу. После выяснения существования  коммерческой тайны суд произведет исследование на предмет незаконности  овладения коммерчески значимым секретом другой компанией. Считается, что компания нечестно овладела секретом, если она использовала для этого  нечестные средства [12].

Овладение коммерческой тайной нечестным способом предполагает такие  действия, как кража, подкуп служащего  в целях раскрытия коммерчески  значимого секрета, мошенничество, электронный шпионаж и другие действия, например нарушение контракта, которые являются недобросовестными  в данных обстоятельствах.

Честные средства обнаружения  коммерческой тайны следующие:

- разборка (вскрытие) изделия;

- независимое открытие;

- открытие после публичного  рассекречивания (непреднамеренного  или любого другого), произведенного  владельцем коммерческого секрета.

 

Пример №2.

Изобретатель по имени  Чарльз Сайкс сделал значительное усовершенствование электрического инструмента, используемого  для срезания травы и сорняков. Изобретение заключалось в замене металлического лезвия нейлоновой леской, состоящей из одной нити. Сайкс  согласился продемонстрировать свое изобретение  компании McGraw-Edison – производителю таких срезающих инструментов. Прежде чем он это сделал, Сайкс заставил McGraw-Edison подписать конфиденциальное соглашение о неразглашении, запрещающее публичное раскрытие его секрета в течение двух лет.

Компания McGraw-Edison выразила интерес к инструменту, потому что ее собственная модель еще не планировалась для выхода н рынок в течение ближайших двух лет. Однако через две недели McGraw-Edison информировала Сайкса о том, что ее собственный товар готовится к выходу на рынок через несколько месяцев. Компания предложила Сайксу небольшие роялти за внесенный им вклад, но он отклонил это предложение. Через несколько месяцев McGraw-Edison выпустил на рынок срезающий инструмент, использующий нейлоновый моношнур, такой же, как в устройстве Сайкса. Он подал иск на компанию за использование его коммерческого секрета при создании срезающего инструмента в нарушение их конфиденциального соглашения о неразглашении. McGraw-Edison утверждала, что она не использовала идею Сайкса и что его коммерческий секрет был уже публично известен в то время, когда Сайкс раскрыл его компании.

Информация о работе Состав сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и его влияние на способы защиты