Состояние и направления развития информационных технологий в правовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении места, роли и значения технологий внешнеполитической пропаганды в комплексе средств обеспечения реализации современным государством своих интересов в сфере внешней политики. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие исследовательские задачи:
уточнить смысловое и функциональное содержание понятия информационные технологии,
конкретизировать его специфику в зависимости от сфер применения;
рассмотреть современные концептуальные и практические подходы к формированию, функционированию и оптимизации государством технологий информационного внешнеполитического воздействия;
описать основные вехи развития форм и методов внешнеполитической пропаганды и раскрыть их современное состояние, вычленяя пропагандистские технологии из совокупности других видов внешнеполитического информационно-психологического воздействия с учетом ценностно-нормативных установок и установлений современной дипломатии и внешнеполитической деятельности;
раскрыть место и роль такой составляющей внешнеполитической информационной работы как взаимодействие со СМИ;
проследить эволюцию отечественного комплекса внешнеполитической пропаганды, охарактеризовать его основные особенности, проблемы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Обзор информационных технологий, используемых в правовой сфере
Глава 2. Состояние и направления развития информационных технологий в правовой сфере
Глава 3. Назначение и особенности использования современных информационно-поисковых систем
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

информационное право.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

7. Современные методы  получения и накопления знаний  базируются на теории искусственного  интеллекта, методах информационного  моделирования, когнитивной компьютерной  графики, позволяющих найти решения  плохо формализуемых задач, а  также задач с неполной информацией  и нечеткими исходными данными.

8. Принципиально важное  для современного этапа развития  общества значение развития информационные  технологии заключается в том,  что их использование может  оказать существенное содействие  в решении глобальных проблем  человечества и, прежде всего,  проблем, связанных с необходимостью  преодоления переживаемого мировым  сообществом глобального кризиса  цивилизации. Ведь именно методы  информационного моделирования  глобальных процессов, особенно  в сочетании с методами космического  информационного мониторинга, могут  обеспечить уже сегодня возможность  прогнозирования многих кризисных  ситуаций в регионах повышенной  социальной и политической напряженности,  а также в районах экологического  бедствия, в местах природных  катастроф и крупных технологических  аварий, представляющих повышенную  для общества.4

Свободный доступ к информации - важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию права  «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять любым  законным способом» (ст. 29, п. 4 Конституция  Российской Федерации). Информация - принадлежит  всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако, отдавая «свою» информацию (знание) обществу, каждый должен получить компенсацию за труд, затраченный  на ее получение. Эта предметная область  представляет собой особый мощный генератор  информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной  информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной  информации (данных) и распространение  информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе  и с применением новых информационных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных информационных систем, банков данных, их сетей, и иных систем на основе перспективных  информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информационных ресурсов, а  также поиска и распространения  информации.5

С помощью традиционных информационных технологий в составе информационных ресурсов формируются, как правило, фонды или картотеки документов (данных), с помощью автоматизированных - файлы в автоматизированных информационных системах, базы данных в банках данных и их сетях.

В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики  объективно привели к необходимости  существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее  время рынка информационных услуг  и продуктов, информационное обеспечение  органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан  остается на низком уровне.

Совокупность средств, методов  и условий, позволяющих использовать информационные технологии, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический  комплекс производства современных  средств и методов обработки  и передачи информации, но также  сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. В настоящее время  в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов  и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

1. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые  обеспечивают цивилизованные отношения  на информационном рынке.

2. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства  и структуры, помогающие находить  нужную информацию. «Российская  энциклопедия информации и телекоммуникаций»,  где обобщены сведения об информационной  структуре рынка, включая производителей  и распространителей.

3. Организационная составляющая. Это элементы государственного  регулирования взаимодействия производителей  и распространителей информационных  продуктов и услуг. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

4. Техническая и технологическая  составляющая. Это современное информационное  оборудование, мощные компьютеры, развитая  компьютерная сеть и соответствующие  им технологии переработки информации.6

 

Глава 2. Состояние  и направления развития информационных технологий в правовой сфере

Проблема создания глобального  информационного общества обсуждается  на совещаниях, организованных Советом  Европы, Европейским сообществом, ЮНЕСКО. В 1998 г. Международный Телекоммуникационный союз (ITU) в Миннеаполисе принял решение (Резолюция №73) выступить с предложением Организационному комитету ООН о  проведении Всемирного саммита по информационному  обществу (WSIS). В 1999 г. ООН приняла  положительное решение и началась подготовка Саммита. Таким образом, впервые в истории вопросы  формирования информационного общества будут обсуждаться на уровне глав государств - членов ООН (или их представителей). Другая отличительная черта Саммита - в том, что к участию в нем  будут привлечены представители  коммерческого и гражданского секторов общества. Уже к началу 2003 г. было подготовлено и началось широкое  обсуждение двух основных документов Всемирного саммита: Декларации принципов  и Плана действий.7

Декларация принципов  «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» провозглашает стремление и решимость  построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие глобального информационное общество, в котором каждый мог  бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека; совместное использование и расширение глобальных знаний в целях развития может способствовать устранение барьеров на пути достижения равноправного доступа к информации для осуществления деятельности в области экономики, в социальной сфере, политике, здравоохранении, культуре, образовании и науке, а также упрощение доступа к информации, являющейся публичным достоянием, в том числе путем обеспечения универсального дизайна и использования ассистивных технологий».

«План действий» носит  достаточно конкретный характер и включает ориентировочные показатели применения ИКТ в странах-участниках Саммита до 2015 г. Конечно, данные показатели могут корректироваться с учетом национальной специфики. Однако в целом планируется, что к 2015 г. информационно-компьютерными технологиями должны быть обеспечены: деревни и сельские населенные пункты, где должны быть созданы точки коллективного доступа; университеты, средние и начальные школы; научно-исследовательские центры; публичные библиотеки, культурные центры, музеи, почтовые отделения и архивы; центры здравоохранения и больницы; всеместные центральные государственные учреждения; планируется также пересмотреть все программы начальных и средних школ с тем, чтобы включить в них знания, необходимые для формирования информационного общества; все население планеты должно быть обеспечено доступом к телевещанию и радиовещанию; в Интернете должно быть обеспечено представление всех языков мира; в целом к 2015 г. доступ к ИКТ должно иметь более половины населения Земного шара.

Прошедшая 10-12 декабря 2003 г. в Женеве (Швейцария) первая фаза Всемирного форума по проблемам информационного  общества (World Summit on Information Society - WSIS) организуемый под эгидой Организацией объединенных наций, Международным союзом связи и Правительством Швейцарии, при поддержке Международного союза телекоммуникаций на которую съехались около 11000 участников, представлявших различные национальные и международные организации, научные институты, деловые круги, средства массовой информации из 176 стран. Встреча в Женеве была посвящена обсуждению широкого спектра проблем, касающихся формирования единого постиндустриального информационного общества, и завершилась принятием Декларации о принципах и планах совместных действий, направленных на их решение. Цель форума - разработать и принять документ, четко определяющий направленность политики, а также конкретный План действий для достижения целей информационного общества, который отражал бы многогранные интересы всех кругов и сторон. Организацию работы осуществляет Комитет высокого уровня по организации Всемирной встречи - его задачи состоят в координации мер международных структур ООН в процессе подготовки к Всемирной встрече, а также в организации и проведении встречи. В состав комитета входят: представитель Генерального секретаря ООН, Генеральный директор ВТО, исполнительный директор UNITAR, исполнительные секретари региональных экономических комиссий ООН, президент Всемирного банка и руководители исполнительных органов следующих структур ООН: FAO, IAEA, ICAO, ILO, IMO, ITU, UNCTAD, UNDP, UNEP, UNESCO, UNHCR, UNIDO, UPU, WHO, WIPO, WMO. Пост председателя комитета занимает Генеральный секретарь МСЭ.

Хартия глобального информационного  общества, принятая на саммите G 8 22 июля 2000 г. на Окинаве провозглашает необходимость  следующих направлений работы в  сфере глобализации информационного  общества:

- проведение экономических  и структурных реформ в целях  создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и  использования нововведений, которые  дополнялись бы мерами по адаптации  на рынках труда, развитию людских  ресурсов и обеспечению социального  согласия;

- рациональное управление  макроэкономикой, способствующее  более точному планированию со  стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ  новых информационных технологий;

- разработка информационных  сетей, обеспечивающих быстрый,  надежный, безопасный и экономичный  доступ с помощью конкурентных  рыночных условий и соответствующих  нововведений к сетевым технологиям,  их обслуживанию и применению;

- развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям  века информации, посредством образования  и пожизненного обучения и  удовлетворение растущего спроса  на специалистов в области  информационных технологий во  многих секторах экономики;

- активное использование  информационно-телекоммуникационных  технологий в государственном  секторе и содействие предоставлению  в режиме реального времени  услуг, необходимых для повышения  уровня доступности власти для  всех граждан.

Как мы уже указали ранее  в ряде стран и на международном  уровне происходит формирование нормативно-правовой базы, непосредственно нацеленные на развитие информационного общества, на превращение этого процесса в  глобальный. Так, например, в настоящее время на территории РФ действуют более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов президента, около 200 актов Правительства в России, обеспечивающие правовые основы глобализирующегося информационного общества, среди которых:

- Конвенция «О преступлениях  в компьютерной сфере» от 27 апреля 2000 г.;

- Всеобщая декларации ООН «О правах человека» 10 декабря 1948 г.;

- Конституция РФ (ст. 29 ч. 4 «О праве граждан на информацию»)  Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;

- Уголовный кодекс РФ (ст. 272 «Неправомерный доступ к  компьютерной информации» и др.) от 13 июня 1996 г.;

- Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.;

- Гражданский кодекс РФ (ст. 139 «Служебная и коммерческая  тайна», а также статьи по сделкам  и порядку заключения договоров)  Часть первая от 30 ноября 1994 г., Часть  вторая от 26 января 1996 г., часть третья  от 26 ноября 2001 г., часть четвертая  от 18 декабря 2006 г.;

- ФЗ «Об электронной  цифровой подписи» от 10 января 2002 г.;

- ФЗ «Об обязательном  экземпляре документов» от 29 декабря  1994 г.;

- ФЗ «Об информации, информационных  технологиях и защите информации»  от 27 июля 2006 г.;

- ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г.;

- ФЗ «О государственной  тайне» от 21 июля 1993 г.;

- Указы Президента РФ («Перечень сведений конфиденциального  характера» от 6 марта 1997 г., «О  некоторых вопросах государственного  управления в сфере связи, информационных  технологий и массовых коммуникаций»  от 3 декабря 2008 г. и др.);

- Постановления Правительства  РФ («О Правительственной комиссии  по федеральной связи и информационным  технологиям» от 28 марта 2008 г., «О  государственной аккредитации организаций,  осуществляющих деятельность в  области информационных технологий»  от 6 ноября 2007 г. и др.);

- Концепция формирования  в Российской Федерации Электронного  правительства до 2010 года от 6 мая  2008 г.;

- Концепция государственной  информационной политики (1998 г.);

- Концепция информационного  общества (1999 г.);

- Доктрина информационной  безопасности РФ от 9 сентября 2010 г.;

- Целевая долговременная  программа «Развитие информатизации  в России на период до 2010 года»;

- Федеральная целевая  программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;

- Федеральная целевая  программа «Электронные библиотеки»  (проект 2000 г.);

- Проекты ФЗ «О документации»,  «Об электронном документе» и  ряд других.

Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

Правовым фундаментом, регулирующим в РФ отношения в области информации, является федеральные законы, направленные, например, на обеспечение защиты информации Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-1 «О правовой охране программ для электронных  вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 2 февраля 2006 г.), Закон РФ от 6 августа 1993 г. №5605-1 «О селекционных достижениях» и др.

Становление информационного  законодательства является одной из важнейших задач государственной  политики в области информационных технологий и основным способом в  решении проблем правового обеспечения  информационного общества на национальном уровне.

Информация о работе Состояние и направления развития информационных технологий в правовой сфере