Совет Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на тезисе распределения властей. В ходе конституционной преобразования 1988-1990 гг. была учреждена «двухэтажная» парламентская система, включавшая Съезд народных депутатов и формируемый им двухпалатный Высокий Совет. Стать достоверным парламентом страны эти органы власти так и не сумели, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавших тогда Конституцией полномочий, противоречивших тезису распределения властей, а во-вторых, в силу реально существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, абсолютно не присущного парламентским представительным органам.

Файлы: 1 файл

KR-Konstitutsionnoe_pravo (2) - копия.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

СГА

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Совет Федерации

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

 

Введение

Происхождение в России профессионального, непрерывно действующего представительного и законодательного органа явилось выводом долгого и двойственного исторического становления университета народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Впрочем первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского храма, принявшего Судебник.

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на тезисе распределения властей. В ходе конституционной преобразования 1988-1990 гг. была учреждена «двухэтажная» парламентская система, включавшая Съезд народных депутатов и формируемый им двухпалатный Высокий Совет. Стать достоверным парламентом страны эти органы власти так и не сумели, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавших тогда Конституцией полномочий, противоречивших тезису распределения властей, а во-вторых, в силу реально существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, абсолютно не присущного парламентским представительным органам.

Позже осуществления конституционной преобразования в конце 1993 г. органы советской власти прекратили свою работу как на общегосударственном ярусе (Съезд, Высший Совет), так и в большинстве субъектов Федерации. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила ранг двухпалатного парламента России.

Ст.94 Конституции Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации. Будучи представительным органом, Федеральное Собрание реализует политическую свободу народа, а в качестве законодательного органа власти, Федеральное Собрание владеет полной и ничем не ограниченной в границах полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере права.

Помимо того, Федеральное Собрание исполняет некоторые контрольные функции за исполнительной властью. В связи с тем, что согласно Конституции РФ, функция и компетенции обеих комбинированных частей Федерального Собрания разны, обеспечивается так называемая система «сдержек и противовесов» в деятельности данного органа.

В действующей Конституции, принятой в 1993 г. образованию, структуре и функциям Федерального Собрания посвящена глава 5. Само расположение ее в Конституции Российской Федерации - сразу следом за главой «Президент Российской Федерации» и перед главой «Правительство Российской Федерации» - указывает на значение представительной и законодательной власти, ее место в системе распределения властей.

 

 

Основная часть

1. Исторические корни принципа народного представительства

В XVII-XVIII вв. в ходе борьбы вопреки тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и исключительным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), тот, что владеет исключительным правом принимать законы, охраняющие волю и права человека и обеспечивать решение социальных задач в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к итогу о необходимости создания во всем государстве суверенного органа народного представительства с достоверной выборностью и широкими правами. Народное представительство исполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает каждой системе правления демократичный нрав.

Исторически предшественниками органов, олицетворяющих идею народного представительства, дозволено считать представительные учреждения в Старинной Греции в Старинном Риме.

С XII в. начали прогрессировать парламентские учреждения в Великобритании, а после этого и в ряде других европейских стран. Именно в Великобритании укоренился термин «парламент», тот, что случился от французского слова «говорить». В XVIII и XIX вв. парламенты были конституционно учреждены и стали избираться на основе общего избирательного права в Сша и большинстве европейских стран. В России данный орган - Государственная Дума - возник гораздо позднее - позже издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. и в итоге долгой борьбы с самодержавием.

Идея народного представительства, выдвинутая и разработанная Дж. Локком, Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, повсюду понималась как антипод абсолютизма и исключительная умная основа организации достоверно демократической власти.

Впрочем, в различных странах в зависимости от определенных условий она воплощалась в разных конституционно-правовых формах.

В конституционно-правовом отношении расположение органа народного представительства всецело определяется формой правления. В парламентской республике и парламентарной монархии парламент, олицетворяя высокую власть, формирует и контролирует правительство, а в президентской республики и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, тот, что сам формирует и контролирует правительство.

Государственный строй, учрежденный на верховенстве парламента в системе органов государства, называют парламентаризмом, в то время как для 2-х других форм правления данный термин не используется. Существование парламента в той либо другой стране - это еще не установление парламентаризма. Не является государством парламентаризма и современная Россия, данный термин изредка употребляют легко для колляции каждого, что связано с парламентом.

Политическая история помогает выявить превосходства разного расположения парламента в системе органов государства. Определенные превосходства, как и недочеты, свойственны всякий форме правления. В парламентарных государствах правительство, которое может существовать только при наличии в парламенте большинства поддерживающих его депутатов, легко проводит надобные ему законы и игнорирует критику оппозиции. Эта форма правления классно при условии устойчивости двухпартийной политической системы.

Форма правления и присущное ей расположение парламента, таким образом, во многом обнаруживают свою результативность либо неэффективность в зависимости от партийной системы, складывающейся в той либо другой стране.

В России, в XVI-XVII вв. в годы правления Ивана Сурового, Федора, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские Думы, Земские храмы. В условиях укреплявшегося самодержавия они исполняли функции представительства социальных сил и отражали специфические местные интересы.

К концу XVII века самодержавная власть окончательно берет верх, и университет Земских храмов ликвидируется. Но остается в народной памяти и вплотную до начала ХХ в. выступает главным идеологическим символом для разных социальных и политических сил.

Общественный и политический режим, введенный Петром I, по форме и оглавлению является отрицанием парламентаризма. Но именно он в изобилии порождает разные прожекты вступления на Руси представительной системы. С 30-х гг. XVIII в. русская политическая мысль насыщенно разрабатывает идею ограничения самодержавия с поддержкой органов парламентского типа.

В екатерининскую эру появляются университеты представительства сословий: вначале дворянства, после этого купечества. В ходе исключительно целебных преобразований Александра II в России рождается земство - всесословное представительство на ярусе уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления. 27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная дума - 1-й русский общенациональный парламент. В 1906-1917 гг. были избраны четыре Государственных думы, но лишь она из них - III - отработала полный срок.

Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка государственного устройства выдвинули новейший тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая концепция того периода допускала распределение функций органов управления, но всецело опровергала какое бы то ни было распределение властей.

Впрочем, было бы ненормально видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Та либо другая форма народного представительства может ускорить либо затормозить социальное становление, но не в состоянии отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базе цельных тезисов, содействовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, поправлению и сохранению государственного солидарности в многонациональной стране.

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на тезисе распределения властей. В ходе конституционной преобразования 1988-1990 гг. была учреждена «двухэтажная» парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им непрерывно действующий двухпалатный Высший Совет.

Позже выборов президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., Съезд народных депутатов закрепил в Конституции России распределение властей как основополагающий правило организации государственной власти. В новой Конституции 1993 г. правило распределения властей реализован больше ступенчато и полно. Впрочем, обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого тезиса: подчеркнутый приоритет президентской власти, лимитация контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая автономность от парламента.

Последующее становление русского парламентаризма теснее на основе новой Конституции РФ оценивается в научной литературе весьма неоднозначно. И свидетельствует об определенной малоустойчивости в становлении университетов народного представительства в России.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что «в Совет Федерации входят по два поверенного от всего субъекта Российской Федерации: по одному от представительного. И исполнительного органов государственной власти» (ч.2 ст.95) и что «порядок образования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами» (ч.2 ст.96).

Многовариантность трактовки ст.95 Конституции привела к тому, что Совет Федерации на сегодняшний день является самым реформируемым органом государственной власти, участь которого не определена окончательно. За четырнадцать лет существования верхней палаты были опробованы три метода ее образования.

История становления Совета Федерации началась с Расположения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденного Указом Президента РФ от 11 октября 1993 года. Согласно Расположению палата должна была избираться непринужденно населением регионов. Выборы проводились на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, которые создавались в границах границ субъектов Федерации. Число округов соответствовало числу субъектов. В Расположении предпочтение было отдано заокеанской модели образования верхней палаты - избранию 2-х поверенных от всякого региона. При этом избиратель получил право подачи голоса единовременно за 2-х кандидатов.

Согласно механизму образования верхней палаты, заложенному в Федеральном законе от 5.12.1995 г. «О порядке образования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в состав верхней палаты парламента вошли по два поверенного от всякого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности.

Через пять лет, 5 августа 2000 г., был принят Федеральный закон «О порядке образования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», тот, что вводил новейший порядок образования палаты.

3-й  этап становления Совета Федерации  ознаменовался тем, что в палату  вошли по два поверенного от всего субъекта Российской Федерации. По одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Вступление нового порядка образования Совета Федерации не положило конец дискуссии о том, каким образом он все-таки должен формироваться.

Существующие планы образования палаты отражают пеструю палитру вариантов - от прямых выборов и ступенчатых выборов, проводимых специальными электоральными коллегиями (путем выдвижения делегатов представительными органами), до разных методов делегирования и прямого назначения.

Тот факт, что наилучший порядок образования Совета Федерации до сего времени не обнаружен, дозволено объяснить рядом причин:

Во-первых, в Конституции заложены двойственные нормы. Цитируемая ст.95, с одной стороны, говорит о том, что в Совет Федерации входят по два поверенного от всего субъекта Федерации, т.е. от сообщества граждан. Но дальше следует уточнение: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Это очевидное возражение нуждается в толковании.

Во-вторых, одна из основных причин заключается в самой процедуре метаморфозы порядка образования верхней палаты. Согласно ст.96 Конституции РФ данный вопрос регулируется на ярусе федерального закона, тот, что, в случае совпадения позиций главы государства и большинства депутатов Государственной Думы, может быть принят без выраженного одобрения Совета Федерации.

Информация о работе Совет Федерации