Способы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживающих за границей, а население России включает не только граждан , но и постоянно проживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое

Содержание работы

Введение 3
Признание и прием в российское гражданство 5
Восстановление в гражданстве и приобретение гражданства РФ по иным основаниям 20
Прекращение российского гражданства 27
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.71 Кб (Скачать файл)

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах «почвы» и «крови» и направлен на поддержание интересов лиц, которые желают сохранить связь с Россией как своей исторической Родиной.  Помимо самостоятельной инициативы иностранных граждан в получении гражданства РФ, наше государство ведет целенаправленную работу по привлечению в Российскую Федерацию соотечественников, живущих за рубежом. Такая позиция государства продиктована целью социально-экономического развития России, улучшения демографической ситуации в стране. С этой целью разработана Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом12. За основу программы взята позиция, согласно которой иностранные граждане, имеющие российские корни, считаются воспитанными в традициях российской культуры, владеют русским языком и в наибольшей мере способны к быстрой адаптации к системе отношений российского сообщества. К категории соотечественников, государство относит лиц и их потомков, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, имеющих родственников по прямой восходящей линии, которые ранее проживали на территории Российской Федерации. К этой же категории отнесены лица, ранее состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства. Участие в Государственной программе дает соотечественникам право на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном и ускоренном (в течение 3 месяцев) порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Восстановление в гражданстве и приобретение гражданства РФ по иным основаниям

Одним из оснований приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве (раздел 5 приложения Б). Данное право содержится в статье 15 Закона о гражданстве13. Правом на восстановление в гражданстве обладают иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации. При этом, необходимый срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет. Кроме этого, восстановить гражданство РФ вправе иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке. Восстановление в гражданстве РФ может быть произведено как в общем порядке, так и в упрощенном. В общем порядке следующим лицам:

а) имеющим высокие достижения в области науки, техники и культуры, или обладающим профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) получившим политическое убежища в России;

в) признанным беженцами;

г) имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией;

д) имевшим гражданство государств, входивших в состав СССР, проходящих военную службу по контракту не менее трех лет в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Восстановление в гражданстве может происходить в упрощенной форме для льготной категории лиц и в порядке, предусмотренном для приема в гражданство, в соответствии со статьей 14 Закона о гражданстве14.

Оптация — один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадлежности территории (раздел 6 приложения Б). Право выбора гражданства в порядке оптации происходит в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами или установленные государством в одностороннем порядке. Оптация является как способом приобретения, так и способом прекращения гражданства.

Россия уже имела примеры оптации в своей истории в связи с территориальными изменениями после Второй мировой войны. Например, согласно протоколу, об оптации к Договору 1945 года между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине15, лица украинской и русской национальностей, проживавшие на территории Чехословакии (в регионах Словакии), и лица словацкой и чешской национальностей, проживавшие на территории Закарпатской Украины, могли выбирать гражданство СССР или Чехословакии.

В текущем 2014 году мы стали свидетелями присоединения к России Автономной Республики Крым и города Севастополя, ранее входивших в состав Украины. Договором между Россией и республикой Крым определен порядок оптации: «Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства»16. Вопрос присоединения Крыма к России неоднозначно воспринят мировым сообществом. В настоящее время соблюдение прав жителей Крыма, в том числе в вопросе гражданства, под контролем Совета по правам человека ООН. Но, что бы ни говорили ярые противники присоединения Крыма к России, более 350 тысяч жителей Крыма добровольно подали заявления на получение российского паспорта, при этом об отказе от российского гражданства на 18.04.2014 г. (на момент истечения одномесячного срока для принятия решения о гражданстве) заявили 3427 жителей. Замечу, что это соотношение еще раз подтверждает выраженное мнение населения Крыма на референдуме о присоединении Крыма к России, проходившего 16 марта 2014 года. Отрадно, что Правительством нашей страны предприняты максимальные меры для организации эффективной работы органов ФМС по выдаче паспортов РФ жителям Крыма. Начальник управления по организации паспортной работы ФМС РФ Ф. Карповец заверил: «Массовую паспортизацию в Крыму завершим в конце июня – начале июля»17.

В качестве «иных оснований» приобретения гражданства следует рассмотреть вопрос гражданства детей и недееспособных лиц. Государство правомерно берет на себя обязательство защиты прав указанной категории. Регулированию вопросов гражданства детей при изменении гражданства их родителей, при усыновлении (удочерении), а также при установлении опекунства или попечительства посвящена V глава Законе о гражданстве18. Законом максимально учтены интересы ребенка в разных жизненных ситуациях. За основу взяты стремления исключить состояние безгражданства у детей, в возможных и необходимых случаях сохранить российское гражданство детям в их интересах, обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, а также принять во внимание осознанное желание детей с 14 до 18 лет. Кроме того, ни согласие, ни изменение гражданства родителей, лишенных родительских прав не отражается на гражданстве ребенка.

Как правило, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению. В данном случае действует «правило почвы» и «правило крови». Однако, статья 9 не предусматривает получения гражданства по рождению ребенком, родившимся за пределами территории России в случае, когда один из родителей – российский гражданин, а другой – гражданин иного государства, если государство, на территории которого он родился, предоставило ребенку гражданство. В данном случае ребенок имеет право приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке, в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона о гражданстве19.

Статьями 24 и 25 Закона о гражданстве предусмотрены случаи изменения гражданства ребенка при прекращении гражданства его родителей. Законом предусмотрено несколько вариантов решения вопроса о гражданстве ребенка в ситуации, когда одним из родителей приобретается или прекращается российское гражданство, а другой остается в гражданстве иностранного государства:

  1. если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации;
  2. если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей;
  3. если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является 
    лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего 
    гражданство Российской Федерации;
  4. если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей;
  5. если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей, если имеется письменное согласие другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

В случае усыновления (удочерения) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства гражданами Российской Федерации, приобретение ребенком российского гражданства осуществляется в заявительном порядке, для чего не требуется принятие специального решения полномочного органа.

В случае усыновления (удочерения) ребенка супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, ребенок может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей, независимо от места жительства ребенка. При этом, если в течение одного года со дня усыновления не поступило заявления, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со дня усыновления (удочерения). Единственным условием в данном случае является проживание ребенка и его усыновителей на территории Российской Федерации.

Наше государство старается обеспечить единообразный подход к решению подобных ситуаций. Однако, на практике достаточно примеров, когда вопросы гражданства детей являются предметом спора родителей и других членов семьи. Назрела серьезная проблема, связанная с серией громких скандалов, по определению места жительства детей, не имеющих российского гражданства, матери которых развелись с мужьями-иностранцами. В 2012 году поднимался вопрос о внесении поправок в Закон «О гражданстве Российской Федерации» о получении российского гражданства детьми без согласия родителя-иностранца, родившимися в смешанных браках российских граждан с иностранцами и проживающих с семьей за рубежом. Однако до сих пор этот вопрос решается в судах, и порой далеко не в пользу родителей - российских граждан и их детей.

Опека и попечительство призваны способствовать восполнению дееспособности, а также защищать права и интересы несовершеннолетних и недееспособных лиц. Решением суда гражданин может быть признан недееспособным, или ограниченно дееспособным и над ним устанавливается опека, или попечительство. Если причины ограничения дееспособности отпали, суд признает его дееспособным и отменяется и установленная над ним опека или попечительство. Опекуны и попечители обязаны выступать в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.20 Действующий Закон о гражданстве подробно освещает в статье 27 вопросы гражданства детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство. В соответствии со статьей 27 закона о гражданстве дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, дети, помещенные под надзор в российские организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же недееспособные лица, помещенные под надзор в российские образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные российские организации приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Исключение составляют случаи, когда над ребенком, или недееспособным лицом опека или попечительство21, или надзор установлены временно, на период, пока его родители (либо опекуны, попечители) не могут исполнять по уважительным причинам свои родительские22 (попечительские) обязанности. Законом исключается возможность приема в гражданство Российской Федерации ребенка, оставшегося без попечения родителей, не лишенных родительских прав, но временно не способных исполнять свои родительские обязанности, без их согласия, а также без согласия опекуна или попечителя, в зависимости от обстоятельств. Закон так же устанавливает, что дети и недееспособные лица принимаются в российское гражданство независимо от срока их непрерывного проживания на территории Российской Федерации. Они освобождены от необходимости брать на себя обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ, иметь законный источник средств к существованию, отказываться от имеющегося у них иного гражданства и владеть русским языком.

В случае, если опекун или попечитель, являясь иностранным гражданином, приобретает гражданство Российской Федерации, то ребенок, или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство может приобрести российское гражданство одновременно с указанным гражданином по его заявлению. Так же указанной статьей закреплено сохранение гражданства Российской Федерации за опекаемыми детьми и недееспособными лицами.

 

3. Прекращение российского гражданства

Эмиграция из Российской Федерации, долго сдерживаемая по политическим мотивам в период существования СССР, в настоящее время не представляется проблемной. При этом, количество желающих прекратить российское гражданство и навсегда покинуть Россию с каждым годом уменьшается23 (Приложение 9). Всплеск количества отказов от российского гражданства приходился на период роста дискриминационной политики стран СНГ и Балтии в отношении проживающих на их территории российских граждан в 90-е годы. Как утверждает директор проектов фонда «Общественное мнение», Лариса Паутова «формируются новые правила игры на глобальном рынке трудовых ресурсов и перемещения человеческого капитала из одной страны в другую. Постепенно в этот процесс входит и Россия. Это становится уже обычным явлением, не несущим какой-то подтекст политический или этнический.»24. Однако, возникают жизненные ситуации, решение которых требует выхода из российского гражданства. И этот процесс необходимо регламентировать. Законом о гражданстве 2002 года предусмотрено прекращение гражданства РФ по нескольким основаниям:

  1. выход из гражданства (статья 19);
  2. отмена решения о приеме в гражданство (статья 22);
  3. оптация (статья 21);
  4. иные основания (статьи 24-27).

Выход из гражданства подразумевает добровольное прекращение гражданства страны, или его представителя (несовершеннолетнего ребенка, недееспособного лица). Законом предусмотрен общий порядок выхода из гражданства РФ и упрощенный. Лица, проживающие на территории России проходят процедуру выхода в общем порядке, по личному ходатайству гражданина. Решение о выходе из гражданства принимает Президент Российской Федерации и оформляется в виде Указа Президента РФ.

В упрощенном порядке прекращение гражданства происходит в порядке регистрации органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами, и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.  Заявить о намерении выйти из гражданства РФ в упрощенном порядке может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если сам гражданин РФ выехал на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке, при этом  отсутствуют препятствия для выхода из гражданства, предусмотренные законом.

Информация о работе Способы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации