Способы защиты гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении сущности принципа разделения властей в конституционном строе России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Раскрыть содержание принципа разделения властей;
2. Определить основные направления реализации принципа разделения властей;
3. Выявить проблемы реализации принципа разделения властей по «горизонтали» и по «вертикали».

Файлы: 1 файл

курсовая констит. право.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Власть – особые общественные отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних людей, организаций  преобладает  над волей и действиями других людей и организаций.

Всякая власть реализуется в  определенных отношениях – властных отношениях.

С появлением государства  организация и осуществление  власти сосредотачиваются в руках  специальных органов, постоянно  занимающихся управлением общественными делами, то есть осуществляется через «аппарат власти» и основывается на институтах организованного, государственного принуждения. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование, служить личности, обеспечивая и сохраняя права и свободы граждан.

Принцип разделения властей  является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.

Принцип разделения властей  означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль.

Разделение властей  основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль.

С принятием Конституции  Российской Федерации 1993 года принцип  разделения властей был закреплен  в основном законе нашего государства  в качестве принципа конституционного строя России.

Разделение государственной власти на ветви, самостоятельные по отношению друг к другу, призвано обеспечивать, в конечном итоге, необходимое соотношение интересов, который и делает власть цельной и единой. Этот баланс ветвей власти должен обеспечиваться конституционными гарантиями посредством реализации полномочий законодательных, исполнительных и судебных органов, а споры ветвей власти - разрешаться конституционным путем и через правовую процедуру (Конституционный Суд).

Цель данной курсовой работы состоит в изучении сущности принципа разделения властей в  конституционном строе России.

Поставленная цель предполагает решение  ряда задач:

1. Раскрыть содержание принципа разделения властей;

2. Определить основные направления  реализации принципа разделения властей;

3. Выявить проблемы реализации принципа разделения властей по «горизонтали» и по «вертикали».

Объектом  исследования  является государственная власть в Российской Федерации.

Предмет исследования – реализация принципа разделения властей в конституционном  строе России.

 

 

 

Глава 1. Содержание принципа разделения властей

 

 

1.1 Понятие и сущность принципа  разделения властей

 

Разделение властей является одним из главнейших демократических  принципов, направленных на предотвращение захвата государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам.

Принцип разделения властей  является одним из основных конституционных  принципов всех демократических  государств, представляющий собой систему  конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный принцип  разделения властей выступает в  качестве правовой структуризации государственной  власти в Российской Федерации и  включает в себя разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества - целостности и единства.

Принцип разделения властей  содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство, т. е. нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление  правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные  функции в более общей системе. Одним из требований  является устранение институционального несоответствия, отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти. При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается:

1. различными источниками формирования ветвей власти;

2. различными сроками полномочий;

3. степенью защиты одной власти от другой.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает  правовые начала государственной и  общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.  Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной  и общественной жизни от любых  нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.  Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Таким образом, разграничение  единой государственной власти на три  относительно самостоятельные и  независимые отрасли предотвращает  возможные злоупотребления властью  и возникновение тоталитарного  управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Содержание принципа разделения властей состоит в следующем1:

• законы должны обладать высшей юридической  силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

• исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов  и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

• между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение  центра властных решений, а тем более  всей полноты власти на одного из них;

• судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

• ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться  с другой властью;

• споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

• конституционная система должна предусматривать правовые способы  сдерживания каждой власти двумя  другими, т. е. содержать взаимные противовесы  для всех властей.

Такое содержание принципа разделения властей воспроизводятся и на уровне субъектов Федерации2.

Сложность соблюдения принципа разделения властей состоит в  столкновение политических интересов, которая принимает форму борьбы полномочий, прав и компетенций.

 

 

 

 

 

1.2 Реализация принципа разделения властей в Конституции РФ

 

В Российской Федерации  принцип разделения властей впервые  был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис3. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя России.

В Конституции РФ 1993 г. говорится о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны4.

Все органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы ни входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд. В то же время фактически Президент признается главой исполнительной власти. К числу таких прав относится право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства.  

 

Согласно Конституции  федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют5:

• Президент РФ;

• Федеральное Собрание (Совет  Федерации и Государственная  Дума);

• Правительство РФ;

• суды РФ.

Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ст. 77 Конституции РФ  говорится, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, в результате чего возникли самые разнообразные системы государственной власти - в одних республиках есть президенты, серьезно различаются полномочия и взаимоотношения законодательной и исполнительной властей.

В федеративном государстве принцип  единства государственной власти предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и ее субъектами. Все федеративные государства придают этому принципу первостепенное значение.

Сущность «разделения властей» состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данный факт допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга.

Закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность  и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль.

Принцип разделения властей в его  современном содержании имеет два  взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант  государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства  вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку  значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.

Механизм, заложенный в Конституции  РФ для разрешения возможного конфликта  между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким  арсеналом средств воздействия  на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками. Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей.

Информация о работе Способы защиты гражданских прав