Способы защиты гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении сущности принципа разделения властей в конституционном строе России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Раскрыть содержание принципа разделения властей;
2. Определить основные направления реализации принципа разделения властей;
3. Выявить проблемы реализации принципа разделения властей по «горизонтали» и по «вертикали».

Файлы: 1 файл

курсовая констит. право.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Дискуссия о содержании принципа и о видах властей

 

2.1 Теория возникновения идеи разделения властей

 

Идея разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. Идея разделения властей присутствовала во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий)6.

Аристотель  выделял «три элемента» всякого политического устройства, считая, что от их организации зависит как благосостояние общества, так и саморазличие отдельных форм государственного строя. Определяя государство как сложное целое, состоящее из специфически различных неподобных частей, Аристотель выделял, во-первых, «законосовещательный» орган, во-вторых, административный или правительственный орган, в-третьих, судебные органы. Основополагающим элементом в государстве должен быть «законосовещательный» орган. Поэтому Аристотель не исследовал взаимоотношения государственных органов между собой, проблемы их взаимодействия и контроля.

Полибий одним из первых считал необходимым разграничение власти между консулом, сенатом и народным собранием, которые должны, с одной стороны, оказывать друг другу взаимную поддержку и содействие, с другой — сдерживать власть другого.

Утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII—XVIII вв., когда Дж. Локк (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям.

Заслугой Монтескье является разработка системы «сдержек и противовесов» законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Впервые принцип разделения властей был закреплен в конституции США 1787 г. и Франции 1789 г. Разделение властей, в этих конституциях, было элементом равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства — охраны свободы и прав человека7.

На протяжении XIX—XX вв. разделение властей завоевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

Разделение властей было отвергнуто марксизмом-ленинизмом. В соответствии с этим учением в России было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей.

В президентской республике разделение властей проводилось наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их.

Существенные особенности  свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

В полупрезидентских республиках признается необходимость сочетания парламентаризма и сильной президентской власти.

 

2.2 Разделение и взаимодействие властей в России

 

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР8.

В декабре 2001 г. Государственная  Дума РФ приняла несколько важных правовых актов: «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»,  закон «О статусе судей», «О судебной системе РФ» и «О Конституционном Суде Российской Федерации». Их принятие  рассматривается не только как этап судебной реформы, но и как продолжение принципиальной политической линии на разделение властей, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.

Практическое воплощение принципа разделения властей понимается как сочетание независимости и взаимодействия трех ветвей власти, а в некоторых случаях - их переплетение.

Оптимальные формы разделения и взаимодействия властей в России еще не устоялись и требуют дальнейшего совершенствования.

Законодательная власть в России принадлежит Федеральному Собранию, но президент страны, в эту ветвь не входящий, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и другие правовые акты, в том числе и нормативного характера. Президент является главой государства, и вернее всего было бы отнести его к исполнительной власти. Но он  осуществляет и некоторые функции,  связанные с правосудием: назначение судей, а также принимает решение о помилование преступников. Законодатель объявляет амнистию и избирает судей высших судов.

Верховенство Президента РФ в системе государственных  органов подтверждается целым рядом  конституционных формулировок. Статья 80 Конституции РФ подчеркивает его право определять основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти. На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагательного вето. Президент может возвращать законопроекты в Государственную Думу без рассмотрения, имеет право роспуска Государственной Думы. По Конституции РФ Государственная Думы может быть распущена как следствие выражения недоверия депутатов правительству9.

В современной России законодательная  власть в лице Государственной Думы время от времени конфликтует  с исполнительной властью - Правительством и главой государства Президентом. Противостояние выражается в попытках одной ветви власти реализовать свои цели за счет ослабления другой ветви власти.

Решение Государственной  Думы о назначении Председателя Правительства  должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства10. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.  Таким образом,  Парламент превращается в безвластный орган, над которым нависает угроза его досрочного роспуска, что влияет на поведение и правосознание депутатов.

Контрольные полномочия парламента в отношении органов  исполнительной власти сводятся  к контролю за исполнением федерального бюджета, решению вопроса о доверии правительству и ратификации международных договоров.

Стремления  парламентариев усилить свой контроль над исполнительной властью, утверждать кандидатуру премьер-министра, ставя свое согласие в зависимость от возможности влиять на весь состав правительства, оказываются малоэффективными.  

В субъектах Федерации  должности мировых судей и  конституционные (уставные) суды создаются, упраздняются и избираются законодательной властью субъектов Российской Федерации.  Судебная власть, в свою очередь не только разрешает споры и наказывает правонарушителей, но и отменяет решения законодательной и исполнительной властей при несоответствии их Конституции РФ и законам, т.е. в определенном смысле корректирует их деятельность.

В России прослеживается частичное пересечение властных функций, которое с одной стороны позволяет усомниться в действенности принципа разделения властей, а с другой стороны обеспечивает выполнение задачи «сдержек и противовесов», предупреждающих опасное единовластие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  
 

Глава 3. Основные направления реализации принципа разделения властей

 

3.1 Исполнительная власть в РФ

 

Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они  выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной  власти и вышестоящих органов государственного управления.

Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что  они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных  актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции  органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным  представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

В соответствии со своими конституционными полномочиями президент назначает  с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России; принимает решение об отставке правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит вопрос о его освобождении11.

Согласно Конституции  РФ президент выполняет также ряд других полномочий и функций. По своей природе и характеру они являются в основном исполнительно-распорядительными полномочиями и функциями.  Являясь главой государства, президент одновременно фактически выполняет функции и главы правительства. Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную власть.

Государственную работу вершит не только Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами.

Ведущую роль в системе  органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституцией РФ на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др12.

Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В структуру федеральных органов исполнительной власти РФ входят13:

- Правительство  Российской Федерации; 

- федеральные  министерства;

- государственные  комитеты Российской Федерации; 

- федеральные комиссии России;

- федеральные  службы;

- российские  агентства; 

- федеральные  надзоры России;

- иные федеральные  органы исполнительной власти.

Согласно ст. 136 Конституции РФ исполнительным органом края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения является соответственно краевая, областная администрации, администрация автономной области, автономного округа, городов федерального значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Законодательная власть в РФ

 

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание.

Основным значением органов  законодательной власти (представительных органов) является законодательная  деятельность. Органы законодательной власти участвуют в управлении государством путем формирования других органов государства и осуществления контроля за их деятельностью. Они действуют на разных уровнях. Есть общегосударственные законодательные органы, органы субъектов федерации и законодательные органы автономных образований, имеющих политический характер.

Согласно Конституции  РФ Федеральное собрание  состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

Федеральное Собрание рассматривает  все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов, а так же решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ, принимает постановление по вопросам, касающимся Конституции РФ, утверждает изменение границ между субъектами РФ14.

На Государственную Думу возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

К ведению Государственной  Думы относятся15:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства  Российской Федерации;

Информация о работе Способы защиты гражданских прав