Способы защиты гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении сущности принципа разделения властей в конституционном строе России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Раскрыть содержание принципа разделения властей;
2. Определить основные направления реализации принципа разделения властей;
3. Выявить проблемы реализации принципа разделения властей по «горизонтали» и по «вертикали».

Файлы: 1 файл

курсовая констит. право.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

б) решение вопроса  о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства  Российской Федерации о результатах  его деятельности;

г) назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения  против Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение  чрезмерного усиления исполнительной власти и власти Президента.

Законодательная власть рассматривается как выражение воли народа, его интересов, народного суверенитета. Поэтому законы имеют высшую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти. Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность на нормах закона, применяют его. Лишь органы конституционного контроля (например, конституционные суды) могут лишить закон действия, если признают, что закон противоречит конституции, т.е. основному закону, обладающему верховной юридической силой.

Таким образом, роль законодательной власти в управлении современным государством очень велика.

Важнейшим рычагом вхождения  России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам.

Необходимо  создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.

Необходима  единая государственная программа  законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления.

 

3.3 Судебная  власть в РФ

Важное место в структуре  государственного аппарата занимает система  судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как  представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной  и исполнительной властей, система  судебных органов выступает в  качестве носителя судебной власти.

Законодательная и исполнительная власти находятся у истоков судебной власти: они ее формируют. Назначение судебной власти состоит в том  чтобы, служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе  и тех, которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними полномочий.

Согласно Закону  «О судебной системе Российской Федерации»  в РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации»16.

В соответствии с принципом разделения властей  и независимости судов Президент  не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует  в формировании органов судебной власти. Только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру  это было бы нарушением принципа разделения властей.

Согласно Конституции  РФ судьи независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону, судьи несменяемы и неприкосновенны.

Судебная власть - специфическая  независимая ветвь государственной  власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом17.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения.

В отличие от законодательной и исполнительной власти, непосредственно участвующих  в политике, при осуществлении  судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд - часть общества, и государственная политика не может не оказывать на него влияние. Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в обществе. С одной стороны, суд выполняет прежде всего охранительную функцию, а с другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», оберегая тем самым свободу личности.

Своими решениями  суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом.

 

Глава 4. Проблемы реализации принципа по «горизонтали» и по  «вертикали

 

Система разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную - представляет собой горизонтальное разделение государственного управления. По вертикали государственная власть делится обычно также на три уровня - центральный, региональный и местный. 

Чрезмерное  сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью, порождавшей бесправие, насилие, произвол, диктатуру.

Разделение  властей сегодня является общепризнанной нормой функционирования демократического государства. Отсутствие монополии  на власть любого политического института - непременное условие развития демократии.

Проблемы реализации принципа разделения властей выражаются в  первую в том, что в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Отсутствует взаимодействие из-за того, что каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти. Взаимодействие ветвей российской государственной власти ограничивается взаимовлиянием законодательной и исполнительной федеральных властей, а также взаимодействием федеральных органов государственной власти с региональными органами государственной власти субъектов Федерации.  Механизмы этого взаимодействия, не отрегулированы, правовое обеспечение не отлажено. Отсюда - низкая эффективность властей.

Полномочия двух палат парламента разделены по конституционным основаниям, но очевидна некоторая искусственность их разделения, нарушающая целостность единого представительного органа. Некоторые важнейшие вопросы решает Совет Федерации, по численности народных представителей уступающий Государственной Думе.

В  России при «жестком» разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации.

Согласно ст. 90 Конституции РФ установлена иерархия правовых актов издаваемых органами государственной власти. Указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а постановления и распоряжения Правительства должны соответствовать Конституции, федеральным законам и указам Президента.

Полномочия Президента России по Конституции Российской Федерации  достаточно велики по сравнению с  полномочиями других ветвей власти. Они  включают такие положения, которые  допускают возможность для Президента выходить далеко за рамки Конституции, так как он является ее «гарантом». Для Президента существует возможность монополизировать право на кардинальные стратегические судьбоносные для страны решения, так как его прерогатива – «определение основных направлений внутренней и внешней политики». Существует возможность подчинять себе и законодательную, и исполнительную власть, используя свои права решать кадровые вопросы.  Провозглашаемая Конституцией самостоятельность органов законодательной и особенно исполнительной власти становится очень проблематичной.

Существует ряд органов, формируемых Президентом, и недостаточно регулируемых или вовсе не регулируемых текущим законодательством. В России президентская администрация, Совет  Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветви государственной власти, что может порождать появление корпоративных структур, вносящих неразбериху в механизмы взаимодействия властей, лимитируют самостоятельность исполнительной власти.

Законодательная власть в лице Государственной Думы время от времени конфликтует с исполнительной властью - Правительством и главой государства Президентом. Противостояние выражается во взаимных обвинениях и попытках одной ветви власти реализовать свои цели за счет ослабления другой.

Государственная Дума в России лишена контроля над исполнением  законов и не участвует в формировании федерального правительства, за исключением назначения его главы.

Одним из главных недостатков является ограниченный набор контрольных полномочий парламента. Специфической формой контроля может считаться возможность отрешения Президента от должности, которая крайне затруднена и практически не возможна для реального осуществления.18

Контрольные полномочия парламента в отношении органов исполнительной власти сводятся к их контролю за исполнением федерального бюджета, решению вопроса о доверии правительству и ратификации международных договоров.

Стремления парламентариев усилить свой контроль над исполнительной властью, утверждать кандидатуру премьер-министра, ставя свое согласие в зависимость  от возможности влиять на весь состав правительства, оказываются малоэффективными. Так как в этом случае партийные, корпоративные интересы, сталкиваясь внутри правительства, будут мешать его работе. Вместе с тем, для повышения эффективности работы правительства ему требуется большая свобода в сфере исполнения решений.

Проблемой в судебной системе  является то, что суды не выполняют или слишком медленно выполняют свои функции по причине нехватки судей, недостаточности их квалификации. Нет возможности сменить судейский состав, несменяемость судей порой оборачивается их недобросовестностью.  Судебные решения не исполняются, помочь этому могут только судебные приставы.

 В законодательных актах различного уровня содержатся положения, противоречащие Конституции Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации должен оперативно реагировать на это, признавая соответствующие положения или содержащие их законодательные акты в целом неконституционными. Но он не может сделать этого по собственной инициативе. Для этого необходим официальный запрос какого-либо из уполномоченных на это субъектов. А это означает, что Конституционный Суд Российской Федерации оказался в положении борца за законность со связанными руками.

Вертикальное разделение властей не имеет универсальной  и идеальной модели. Особенность  разделения власти по вертикали в  России определяется тем, что отношения между Федерацией и ее субъектами традиционно строились и продолжают строиться на довольно жесткой, централизованной основе. Поэтому Федерации принадлежат социально-экономические сферы и полномочия, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности единого государства.

 Необходимым элементом  вертикального разделения властей в Российской Федерации является институт федерального воздействия. Его природа и сущность вытекают из вертикальной структуры федерации и наличия у федерального центра особых полномочий, обеспечивающих конституционный правопорядок, территориальную целостность, суверенитет и единство федеративного государства, которые являются приоритетными по отношению к предметам ведения и полномочиям субъектов Федерации.

Согласно ст. 5  Конституции РФ устанавливаются базовые принципы федеративного устройства, в качестве одного из этих принципов называется разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип является производным от принципа разделения государственной власти между федерацией и её субъектами, поскольку первичным уровнем отношений в федеративном государстве являются отношения между федерацией и её субъектами, характер которых и предопределяет отношения между органами государственной власти по вертикали.

Разграничение предметов  ведения - это вопрос об отношениях между федерацией и её субъектами, а вопрос о разграничении компетенции  или отдельных полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов федерации. Ключевыми для формирования федеративных отношений являются три задачи19:

- во-первых, разделения  предметов ведения между федерацией  и её субъектами; - во-вторых, разграничения компетенции (полномочий) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

- в-третьих,  определения конкретных объектов, в отношении которых реализуются  властные полномочия (собственность,  природные ресурсы, финансы).

В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Информация о работе Способы защиты гражданских прав