Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:06, доклад

Описание работы

Законодательство предоставляет право на образовательную деятельность также научным организациям, но только по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 25 Закона РФ «Об образовании»). В этой части научные организации приравнены к образовательным учреждениям. Поэтому в правовых актах наряду с образовательными учреждениями указываются научные организации. При этом аккредитуется именно образовательная, а не научная деятельность таких организаций.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций

Аккредитация (от лат. accredere – оказывать доверие) – термин, имеющий в современном употреблении несколько значений: подтверждение соответствия определенным требованиям, признание особых полномочий (статуса), процедура, в результате которой приобретается такое подтверждение и признание.

Аккредитация применяется  для оценки качества сложных видов  услуг, которые трудно оценить потребителю. Аккредитация по своей сути отличается от лицензирования, которое означает лишь разрешение на деятельность.

Понятие государственной аккредитации:

Государственная аккредитация образовательного учреждения - это  подтверждение от лица государства  соответствия его деятельности образовательным стандартам и требованиям. От государственной аккредитации следует отличать общественную аккредитацию.

С наличием государственной  аккредитации связано предоставление учреждению права на выдачу документа об образовании, обязательного для признания всеми лицами на территории РФ (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»). Такой документ (удостоверение, свидетельство, аттестат, диплом) именуется «документом государственного образца». Аккредитованное учреждение также получает право на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ.

По результатам государственной  аккредитации устанавливается государственный статус образовательного учреждения, под которым понимается тип, вид и категория образовательного учреждения (п. 6 ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

Законодательство предоставляет  право на образовательную деятельность также научным организациям, но только по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 25 Закона РФ «Об образовании»). В этой части научные организации приравнены к образовательным учреждениям. Поэтому в правовых актах наряду с образовательными учреждениями указываются научные организации. При этом аккредитуется именно образовательная, а не научная деятельность таких организаций.

Поскольку государственная  аккредитация требует оценки деятельности учреждения, постольку она логически включает в себя аккредитацию реализуемых образовательных программ.

Государственную аккредитацию можно рассматривать как способ официального заверения общества в том, что образовательная деятельность данного учреждения соответствует стандартам качества.

Конституционные основы государственной аккредитации

Конституционными основами государственной аккредитации образовательного учреждения являются:

- реализация и защита  конституционного права на образование,  качество которого не должно быть ниже установленных стандартов;

- обеспечение права граждан,  общества и государства на  получение достоверной информации о деятельности образовательных учреждений.

В соответствии с законодательством  образовательные учреждения обязаны обеспечивать конституционное право граждан на образование включая право на качество образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ст. 43 Конституции РФ). Образовательные учреждения должны также обеспечить и гарантировать конституционные принципы свободы преподавания, научной и другой творческой деятельности (ст. 44 Конституции РФ). Конституцией РФ закреплено право свободно искать, получать, производить и распространять информацию законным способом (часть 4 ст. 29 Конституции РФ).

Конституционные установления обусловливают главные критерии оценки учреждения - его способность обеспечивать конституционные права и свободы, и при осуществлении государственной аккредитации необходимо руководствоваться этими принципами. Учреждение, в котором нарушаются или не реализуются конституционные права и свободы, не должно быть аккредитовано от лица государства даже при положительных значениях других показателей деятельности.

Участники образовательных  отношений имеют потребность  в достоверной информации о состоянии образования в том или ином образовательном учреждении и обладают конституционным правом получать такую информацию. Следовательно, государственная аккредитация также призвана обеспечить защиту законных интересов участников образовательных отношений, оградить обучающихся, их родителей, работодателей, а также государство и общество в целом от образовательных учреждений, предоставляющих образование не на должном уровне. Поэтому государственная аккредитация должна основываться на достоверной оценке образовательного процесса и его результатов, и носит не только информационный, но и охранительный характер.

Цели государственной  аккредитации

Цели государственной  аккредитации образовательных учреждений прописаны в ст. 33 Закона РФ «Об образовании» и в Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 522). Эти цели различаются в зависимости от наличия или отсутствия федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований и от типа учреждения.

В частности, проведение государственной аккредитации осуществляется с целями:

- установления государственного  статуса образовательного учреждения  и перечня образовательных программ, по которым учреждение имеет  право выдавать документы об  образовании государственного образца  (аккредитованные программы);

- дополнения перечня аккредитованных  программ, реализуемых в учреждении  или в его филиале;

- установления иного государственного  статуса учреждения в период действия ранее выданного свидетельства о государственной аккредитации.

Упомянутое Положение  содержит определение целей государственной  аккредитации. Это - установление для  образовательного учреждения государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня и направленности реализуемых образовательных программ, а также (за исключением дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей) подтверждение соответствия содержания и качества подготовки федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Для дошкольного образования  не устанавливаются федеральные  государственные образовательные стандарты, а для дополнительного образования детей не устанавливаются ни стандарты, ни федеральные государственные требования. Для учреждений, реализующих такие программы, целью государственной аккредитации является только установление их государственного статуса (типа, вида, категории) и подтверждение уровня и направленности реализуемых программ.

Задачи государственной  аккредитации

Задачи государственной  аккредитации образовательных учреждений и научных организаций находят своё выражение в требованиях к экспертизе состояния и деятельности образовательного учреждения (организации), по результатам которой выносится решение об аккредитации.

В частности, государственная  аккредитация образовательного учреждения или научной организации включает в себя экспертизу (т.е. анализ состояния и деятельности и их экспертную оценку) соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам и (или) федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением (научной организацией) образовательных программ различного уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения (научной организации), необходимых для определения его вида или категории.

Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения или образовательного учреждения дополнительного образования детей включает в себя экспертизу реализуемых ими образовательных программ соответствующего уровня и направленности, установление его типа, а также показателей деятельности, необходимых для определения его вида и категории.

Обеспечение общественно-государственного характера государственной аккредитации

Процедуры государственной  аккредитации предусматривают участие  представителей общественности. Так, аккредитационная экспертиза проводится комиссией по государственной аккредитации, которая создается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования (данные органы обозначаются как аккредитационные органы). В состав этой комиссии включаются эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Министерством образования и науки Российской Федерации).

Государственная аккредитация образовательных учреждений и научных организаций проводится с привлечением представителей органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений, а образовательных учреждений профессионального образования также и с привлечением представителей обучающихся и объединений работодателей.

Вопрос о государственной  аккредитации учреждения (организации) подлежит обязательному рассмотрению в коллегиальном порядке - коллегиальным органом, создаваемым в составе аккредитационного органа (аккредитационной коллегией, комиссией и др.). Полномочия коллегиального органа и его персональный состав определяются аккредитационным органом. Только на основании коллегиального решения может приниматься распорядительный акт (приказ) руководителя аккредитационного органа об аккредитации данного учреждения (организации). В свою очередь, основанием для рассмотрения вопроса об аккредитации в коллегиальном порядке является заключения экспертной комиссии по государственной аккредитации, осуществившей экспертную оценку образовательного учреждения и состоящей в том числе из представителей общественности.

Общественная  аккредитация образовательных учреждений

От государственной аккредитации необходимо отличать общественную аккредитацию.

Если государственная  аккредитация призвана обеспечить получение  качественного образования, а также  защитить общество правовыми средствами от образовательных учреждений, деятельность которых не соответствует установленным требованиям, то общественная аккредитация имеет другую правовую природу и, главным образом, информационный характер.

В настоящее время общественная аккредитация допускается законом, однако сколь-нибудь детального правового регулирования не имеет.

Правовой основой общественной аккредитации являются положения ст. 30 Конституции РФ, в соответствии с которыми каждый гражданин РФ имеет право на объединение для защиты своих интересов. На основании этой конституционной нормы граждане и юридические лица могут создавать некоммерческие организации для оценки образовательных учреждений и образовательных программ с точки зрения требований этих организаций. Реализуя свое конституционное право на информацию, граждане и организации в объединении с другими лицами могут создавать аккредитационные структуры, оценивающие и предоставляющие информацию об образовательных учреждениях и их деятельности.

Негосударственное оценивание можно также рассматривать как  экономическую деятельность. В соответствии с частью 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности. На этом основании общественные аккредитационные организации могут не только получать, оценивать и предоставлять информацию об образовательных учреждениях, но и давать заинтересованным лицам гарантии ее достоверности и адекватности.

Следовательно, обеспечение  и защита прав граждан в сфере  образования могут успешно осуществляться и с помощью общественных аккредитационных организаций. Однако, в отличие от государственной аккредитации общественная аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства и не влияет на государственный статус образовательного учреждения.

 

Общественная  аккредитация вузов - миф или реальность


Сегодня создается национальный центр по обучению и сертификации экспертов для проведения аккредитации вузов. У этого общественного  объединения есть первые итоги аккредитационной деятельности, которые можно обсуждать. Существуют и другие общественные объединения, занимающиеся аккредитационной деятельностью в вузах. Например, Международная академия наук, информации и информационных процессов и технологий, региональная общественная организация «Общественный совет содействия повышению качества высшего образования» и другие.

Информация о работе Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций