Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:06, доклад

Описание работы

Законодательство предоставляет право на образовательную деятельность также научным организациям, но только по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 25 Закона РФ «Об образовании»). В этой части научные организации приравнены к образовательным учреждениям. Поэтому в правовых актах наряду с образовательными учреждениями указываются научные организации. При этом аккредитуется именно образовательная, а не научная деятельность таких организаций.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

Какие организации вошли  в эту сеть? Из 14 членов четыре: ФЕАНИ - европейская Федерация инженерных организаций, СЕФИ - европейское общество инженерного образования, ТРИ - тематическая сеть, занятая исследованиями и обучением в области подготовки инженеров, «Еврокадры» - объединение, представляющее работодателей; остальные - агентства, которые осуществляют профессиональную аккредитацию программ в разных странах.

В результате выполнения проекта, как я сказал, была создана общеевропейская платформа для аккредитации программ инженерного образования. В 2006 году 6 из 14 входящих организаций получили право присвоения общеевропейского знака «Юраэйс», который стал знаком качества в инженерном образовании. Ассоциация инженерного образования - одна из шести организаций, получивших такое право. Это было сделано на основе сопоставления национальных критериев аккредитации с общеевропейской платформой, которая была разработана в соответствии со стандартами «ЕНКО» и на основе Дублинских требований к выпускникам образовательных программ первого, второго и третьего циклов, задающих необходимые знания, компетенции и навыки, которыми должен обладать выпускник.

Наконец, еще одно отличие  общественно-профессиональной аккредитации от государственной. Государственная дает вузу право выдавать диплом государственного образца, устанавливает соответствие учебного процесса и содержания подготовки требованиям образовательного стандарта, а основная задача общественно-профессиональной аккредитации - проверить, насколько готовы выпускники к осуществлению профессиональной деятельности. Это заложено в инженерном образовании как главное требование к качеству подготовки. В следующем году Ассоциация инженерного образования России будет подавать официальную заявку на вступление в Вашингтонское соглашение.

Мы начали работу по отработке  системы сертификации и регистрации  профессиональных инженеров в России. В этом году создан комитет, который разрабатывает статус и положение о регистрации профессиональных инженеров. Какой бы хороший вуз ни был, отдельная программа или отдельный факультет может работать хуже остальных. И наконец, какая бы идеальная программа ни была, выпускник этой программы может оказаться троечником. Поэтому, собственно говоря, качество подготовки каждого специалиста, а не скопом массы выпускаемых студентов из вуза, должно оценивать профессиональное сообщество, принимая или не принимая его в свои ряды. Необходимое условие, конечно, - это освоение программы, которая была профессиональным же сообществом аккредитована.

 

 

Как привлечь профессиональные объединения?

Общественно-профессиональная аккредитация в высшем образовании - это все-таки некое дополнение (нужное, полезное!) к государственному. В дополнительном профессиональном образовании общественно-профессиональная аккредитация должна стать в будущем основной формой аккредитации, потому что уже сейчас государство аккредитует только те учебные заведения, которые проводят переподготовку, а те, кто по программам занимаются исключительно повышением квалификации, государственной аккредитации не подлежат. Между тем Правительство РФ уже подготовило новый проект закона, по которому будет аккредитовываться только программа для государственных служащих. Не буду останавливаться на том, нужно ли ограничиваться только государственными служащими, важно, что уже и сейчас, и в будущем не подлежат и не будут подлежать государственной аккредитации программы дополнительного профессионального образования. На мой взгляд, это правильно, поскольку динамика программ настолько высока, что фактически каждый новый курс проводится по новой программе, которая зависит и от требований заказчика, и от веления сегодняшнего дня.

Наша ассоциация провела  четыре конференции «Дополнительное  профессиональное образование от спроса до признания». На всех конференциях сначала речь шла о том, что надо сделать, чтобы можно было ставить вопрос о государственной аккредитации учебных заведений дополнительного профессионального образования. Мы поняли, что это обойти никак нельзя, и уже на последней конференции обсуждался проект закона, о котором я упоминал, по которому правительство предполагает вообще отменить государственную аккредитацию всех программ доппрофобразования, кроме госслужащих. Подавляющее большинство участников конференции высказало мнение, что в дополнительном профессиональном образовании все-таки прежде всего нужно говорить об общественно-профессиональной аккредитации учебного заведения по направлению. Это будет означать, что если какое-то сообщество признало все программы по этому направлению учебного заведения, то они заслуживают доверия. Причем именно все программы, независимо от того, какой они продолжительности, поэтому, конечно, сюда должны попадать и программы курса объемом менее 72 часов. Абсурдно, что любая программа меньше 72 часов сегодня не считается даже повышением квалификации, хотя такие программы давно стали целыми курсами в высшем образовании. За рубежом на эти программы дают кредиты.

Я предлагаю говорить о  государственном признании аккредитационных агентств, во всяком случае, в дополнительном профессиональном образовании. Это, кстати, сделает создание таких аккредитационных агентств более привлекательным и для профессиональных объединений, и для учебных заведений, вызовет их желание проходить такую аккредитацию. Пока же наши обращения в несколько профессиональных объединений показали, что они не изъявляют желания заниматься этой проблемой. Например, РАО ЕЭС у себя аккредитует учебное заведение, которое учит их сотрудников, но, когда им говорят: давайте это делать в национальном масштабе, в ответ слышат: нет, а зачем нам этим заниматься.


Информация о работе Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций