Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:06, доклад

Описание работы

Законодательство предоставляет право на образовательную деятельность также научным организациям, но только по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 25 Закона РФ «Об образовании»). В этой части научные организации приравнены к образовательным учреждениям. Поэтому в правовых актах наряду с образовательными учреждениями указываются научные организации. При этом аккредитуется именно образовательная, а не научная деятельность таких организаций.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

Какие задачи стоят  перед системой?

Государственная аккредитация и аттестация специалистов оценивают  соответствие качества их подготовки требованиям государственных стандартов. А вот реальную оценку могут дать только квалифицированные эксперты, состоящие как из работников высшего образования, так и из работодателей, представителей научных сообществ и различных профессиональных организаций. Поэтому необходимо иметь систему независимой профессиональной аккредитации специалистов.

Какие задачи стоят перед  ней и что она должна собой  представлять? Речь прежде всего идет о создании согласованной с государственными органами управления образованием системы государственно-общественной аккредитации, общенациональной профессионально-общественной системы независимой аккредитации по направлениям и специальностям вузов с опорой на сеть аккредитационных независимых центров, интеграции национальной системы государственно-общественной аккредитации в международную систему аккредитации. Здесь особое внимание следует уделять повышению квалификации и переподготовке. Государственная система аттестации, аккредитации не может эти программы аттестовать, поскольку они постоянно меняющиеся, динамичные. Главное - определить, какие задачи заявлены вузом, организацией или учреждением, каково их реальное осуществление.

Я полагаю, что нет сомнения в важности начатой работы, определение  уровня подготовки отдельного специалиста  путем независимой профессиональной оценки группой независимых авторитетных ученых неизбежно стимулирует профессиональный рост и приведет к повышению качества российского образования, улучшит взаимодействие вузов с работодателями и социально защитит выпускников вузов.

Основные стороны, заинтересованные в общественно-профессиональной аккредитации, - это, во-первых, абитуриенты и их родители, выбирающие специальность и вуз для получения качественного образования и последующего трудоустройства в соответствии с уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры. Известный факт, что структуры общественно-профессиональной аккредитации в Соединенных Штатах публикуют регистр аккредитованных специальностей в «Нью-Йорк таймс», и в день публикации этого регистра тираж издания возрастает в три раза. Вторая категория - это работодатели и инвесторы, которые заинтересованы в высококлассных выпускниках, а также те инвесторы, которые заинтересованы в объективной информации о тех структурах, тех научных школах, в которые можно без достаточных рисков делать вложения.

Если говорить о существующих системах общественно-профессиональной аккредитации и аккредитации вообще, то различают три термина. Это институциональная аккредитация, которая касается аккредитации высшего учебного заведения в целом; это специализированная или программная аккредитация, которая проводит анализ и оценку учебных программ, деятельности вузов по подготовке специалистов в данной профессии и осуществляется в основном профессиональными общественными ассоциациями; наконец, это международная аккредитация, когда экспертиза образовательных программ проводится каким-либо международным или национальным агентством, решения которого признаются на международном уровне.

В связи с этим хотелось бы отметить, что в ноябре 2003 года в рамках Европейского союза был  учрежден Европейский консорциум по аккредитации в сфере высшего образования, так называемый ЕК. На сегодняшний день членами ЕК стали 15 аккредитационных агентств из девяти промышленно развитых стран Европы, цель этого консорциума - достижение взаимного признания результатов аккредитации странами-участниками до конца 2007 года. В настоящий момент Россия (в данном случае Координационный совет по независимой общественно-профессиональной аккредитации) рассматривается в качестве ассоциированного члена этого консорциума. ЕК предполагает провести анализ нашей деятельности для того, чтобы мы стали его полноправным членом, и положительные решения об общественно-профессиональной аккредитации признавались во всех странах - участниках этого консорциума.

Для координации деятельности различных аккредитационных независимых центров, их взаимосвязи с Министерством образования и науки РФ (в данном случае имею в виду УМО), для обеспечения более эффективных международных контактов, в том числе посредством заключения договоров о взаимном признании национальной системы общественно-профессиональной аккредитации, в 2005 году был создан Координационный совет по общественно-профессиональной аккредитации. В качестве учредителей выступили ассоциации, представляющие интересы работодателей, и различные ассоциации представителей высшей школы: международная Академия наук высшей школы, международная Академия менеджмента, Ассоциация инженерного образования России, Ассоциация технических вузов, Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз научных инженерных обществ и организаций, Ассоциация технических университетов России.

Создание такого координационного совета подразумевало, что на ассоциативных началах существующие в стране аккредитационные независимые центры (АНЦ) будут координировать свою работу, координировать и унифицировать критерии оценки, согласовывать их с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Кроме того, предполагалось создание новых АНЦ по различным направлениям в сфере медицинского, педагогического, экономического и иного образования. Первым шагом стало создание АНЦ экономических специальностей. В настоящее время проведены предварительные переговоры о создании АНЦ педагогических и сельскохозяйственных специальностей, достигнуты конструктивные договоренности о создании АНЦ медицинских специальностей. Следующий шаг - создание региональных отделений как самого координационного совета, так и региональных отделений АНЦ по различным специальностям. В ходе формирования национальной системы независимой общественно-профессиональной аккредитации было создано Красноярское региональное отделение Координационного совета по независимой общественной профессиональной аккредитации под эгидой Сибирского регионального учебно-методического центра высшего профессионального образования. Красноярское отделение будет создавать региональные отделения аккредитационного независимого центра по инженерным, экономическим и другим специальностям. Сейчас аккредитационный совет планирует создание Дальневосточного и Южно-российского региональных отделений.

По результатам проведения общественно-профессиональной аккредитации после выполнения определенной процедуры, связанной с самооценкой, самоанализом, выездной экспертизой в те вузы, которые работают по данной специальности, вуз и данная программа получают сертификат о независимой общественной профессиональной аккредитации. Этот сертификат удостоверяет, что по аккредитованной специальности вуз готовит специалистов не только в полном соответствии с отечественными стандартами, но занимает передовые позиции среди аналогичных российских и зарубежных вузов, а выпускники вуза пользуются большим спросом на рынке труда, что дает гарантию высокого качества образования.

Должна быть мотивация:

Агентство по общественному  контролю качества образования и  развитию карьеры ставит своей задачей не столько аттестацию и аккредитацию (и даже вообще, может быть, не аттестацию и аккредитацию), сколько задачи образовательного аудита, то есть мы считаем, что каждое образовательное учреждение имеет свою планку роста. Кто-то доволен местом, которое занимает, кто-то хочет двигаться вперед, а кто-то интенсивно идет вперед. Однако значительная часть высших учебных заведений (мы проводили предварительные, довольно широкие опросы) заинтересована в том, чтобы им помогли, показали, где они находятся, куда им надо двигаться. Наше агентство ставит перед собой задачу провести образовательный аудит для высших учебных заведений, выстроить траекторию дальнейшего развития и тем самым способствовать развитию качества образования. Законодательная норма такова, что аттестация и аккредитация ориентированы на стандарты, а стандарты предполагают минимум содержания образования, лицензирование же предполагает ориентацию на средние региональные нормы. Эти нормы прописаны в законе, они не стимулируют к росту, они просто указаны для того, чтобы установить, кто есть кто: высшее учебное заведение или не высшее, к какому типу относится (институт, академия или университет). Я думаю, что одна из задач общественных организаций - способствовать проведению образовательного аудита и выработке программ, траекторий (как угодно можно назвать) развития высших учебных заведений.

При этом нам необходимо определиться с тем, как побуждать  вузы к обращению в организации  независимой оценки качества образования. Вуз должен проявлять инициативу, но чтобы ее проявить, у него должна быть мотивация. Поэтому нужно обсудить, что будет побуждать вуз обращаться к независимым экспертам. Это  чрезвычайно важно. Естественно  возникает вопрос: кто и как будет осуществлять эту оценку, кто изъявит желание воспользоваться итогами аттестации и аккредитации, что получит вуз от этой аттестации или от аудита, кто оценит качество самой оценки. Предполагается, что все-таки в определенной мере и потребитель, и государственные органы должны оценить вуз. По европейским критериям любое агентство, которое претендует на признание, должно прежде всего быть признано национальным, правительственным органом. Это не значит, что правительство будет руководить этим независимым агентством, но это значит, что есть контакт между агентством и каким-то правительственным органом (будь то министерство или федеральная служба).

Что понимается под  конкурентоспособностью вуза?

Агентство по контролю качества образования не ставит перед собой  задачу стать независимым, потому что независимости в этой жизни не бывает. Первые месяцы работы агентства показали огромный интерес высших учебных заведений к деятельности агентства. Более ста организаций из разных регионов России обратились с предложением по взаимодействию в сфере образовательного аудита, более 20 договоров подписаны. Цель агентства заключается, во-первых, в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность высших учебных заведений. (Оно не планирует подменять Рособрнадзор, у Рособрнадзора свои задачи, свой комплекс вопросов, связанных с государственно-образовательным стандартом, с условиями лицензирования.) Под конкурентоспособностью вуза понимается не только экономическая устойчивость и экономическое благополучие, но прежде всего качество образования, поскольку от того, какими будут выпускники этого вуза, с чем они выйдут на рынок труда, зависит положение вуза в обществе. Во-вторых - в информировании общественности, в том числе и всех заинтересованных сторон, правительственного органа о том, какое именно качество образования в данном высшем учебном заведении.

Общественная  экспертиза - механизм сближения интересов:

Идея общественной аккредитации, безусловно, сегодня необходима для  нашего общества. Нельзя говорить, что  аккредитация образовательных учреждений не носит государственно-общественного характера. Она действительно имеет государственно-общественный характер, и все организации на уровне процедур, которые осуществляются, на уровне комиссий, которые окончательно принимают решение по тому или другому образовательному учреждению, в своем составе имеют представителей общественных организаций, общественных структур. Вероятно, создание независимой общественной экспертизы сможет стать одним из механизмов сближения на уровне понимания желания работодателей и тех критериев, которыми руководствуется образовательное учреждение при подготовке своих выпускников.

Для среднестатистического  гражданина государственная аккредитация означает, что данное высшее учебное заведение имеет право преподавать по данной образовательной программе и выпускает специалиста, уровень подготовки которого соответствует государственному стандарту.

Вопрос, который задают себе родители, звучит так: экономистов готовят несколько вузов, но куда лучше отдать свое родное дитя? Вероятно, в принятии решения помогут и рейтинги, и результаты различных независимых экспертиз, которые, конечно, должны быть доступны. Тогда мы сможем, наверное, избежать негативной оценки результатов в условиях, когда результаты на самом деле не так плохи.

Сегодня часто звучит утверждение, что многие работают не по специальности, но мы живем в таких условиях. Наука свидетельствует о том, что сегодня человек меняет профессию за свою жизнь три-четыре раза, а прогноз говорит о том, что он будет менять 6-8 раз, об этом мы тоже должны помнить. Возможно, именно общественная аккредитация, различные рейтинги, где активную позицию будут занимать потребители образовательных услуг - работодатели, смогут нам дать систему, которая в свою очередь предоставит возможность для внедрения более быстрых изменений в образовании.

Разница очевидна:

Некоторые не видят разницы  между общественной аккредитацией  и государственной, дескать, они  во многом решают одну и ту же задачу. Но общественно-профессиональная аккредитация - это, как правило, аккредитация образовательных программ, в этом и есть разница. Все-таки государственная аккредитация делает прежде всего оценку вуза в целом. Таким образом, вуз может быть аккредитован, а программа нет. Вряд ли кто-то со мной согласится, если я буду говорить, что качество подготовки, пусть даже в самом лучшем вузе, на разных факультетах одинаково. Поэтому есть необходимость в оценке качества подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества. И наконец, самое важное отличие: государственная аккредитация для вузов обязательна, а общественная - нет.

Мы должны активно вести  международную деятельность по развитию общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии. В 2002 году Ассоциация инженерного образования России решила возродить умершую к тому времени аккредитацию образовательных программ инженерного образования, создала аккредитационный центр. Были разработаны критерии, процедуры, которые строились изначально так, чтобы результаты общественно-профессиональной аккредитации получили международное признание. Задачей ассоциации было тогда создать аналог Вашингтонского соглашения, которое работает по принципу установления соответствия между требованиями, предъявляемыми национальными аккредитационными агентствами, а в последующем и признания результатов национальной аккредитации всеми входящими в это сообщество организациями. В настоящее время и в Европе создан аналог Вашингтонского соглашения в области инженерного образования.

Сегодня свыше сорока образовательных программ в российских вузах прошли общественно-профессиональную аккредитацию. В каждом аккредитационном цикле два-три представителя международных или зарубежных аккредитационных агентств принимали участие в аккредитации в качестве наблюдателей. В результате система, созданная Ассоциацией инженерного образования, стала известной, получила признание, и в 2004 году мы стали соисполнителями европейского проекта создания в рамках Болонского процесса европейской системы аккредитации программ инженерного образования. В 2005 году проект был завершен, и была создана общеевропейская платформа для оценки качества программ в области техники и технологий, а в начале 2006 года - европейская сеть аккредитации инженерного образования.

Информация о работе Сравнительный анализ методик государственной и общественной аккредитаций