Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:51, реферат
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 9 мая 2005 г.) регламентирует основные понятия в области сертификации, виды сертификации и другие аспекты деятельности по сертификации. Согласно указанному Закону под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
1. Сертификация товаров и услуг. Законодательство о стандартизации и сертификации товаров и услуг........................................................................................................................................................3
2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей среды......................................................................15
3. Срок годности и срок службы. Правила пользования товарами (работами, услугами)………………………………………………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………
Система сертификации в зависимости от области ее распространения может создаваться применительно к определенной продукции, услугам, работам, системам качества и т.п. или в виде системы сертификации, включающей различные объекты сертификации.
Система сертификации должна иметь организационную структуру, участников системы сертификации, сферу деятельности и объекты подтверждения соответствия, правила функционирования системы и правила сертификации, знак соответствия, формы сертификатов, реестр системы.
Для функционирования системы сертификации в ее структуру могут быть включены методические центры, организации по подготовке экспертов по сертификации и другие организации, предусмотренные правилами конкретной системы сертификации.
Система сертификации однородной продукции создается при необходимости конкретизации общих правил применительно к совокупности видов продукции, обладающей определенной общностью признаков.
Формирование системы сертификации однородной продукции осуществляется с учетом следующих факторов:
1) наличия аналогичной международной системы;
2) общности технических принципов устройства (способов функционирования) продукции;
3) общности назначения продукции и (или) требований к ней;
4) общности методов испытаний;
5) общности области распространения нормативных документов.
Систему сертификации однородной продукции, как правило, возглавляет центральный орган.
В системах сертификации однородной продукции, входящих в качестве подсистем в систему сертификации, используются общие формы сертификатов и знаки соответствия.
Аккредитация органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) - процедура, посредством которой аккредитующий орган официально признает компетентность органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) выполнять конкретные работы в определенной области сертификации или испытаний.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:
1) подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
2) обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
3) создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:
1) добровольности;
2) открытости и доступности правил аккредитации;
3) компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
4) недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
5) обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
6) недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
7) недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Правила системы применяются при проведении обязательной и добровольной сертификации услуг. Документы должны быть применены при сертификации конкретных однородных услуг в Российской Федерации непосредственно или на их основе могут быть созданы системы сертификации групп однородных услуг.
Общие требования к порядку сертификации услуг соответствуют Руководствам ИСО/МЭК и европейским стандартам серий 45 000 и 29 000.
При сертификации услуг в системе сертификации ГОСТ Р должны проверяться характеристики услуг и использоваться методы испытаний, позволяющие провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации и функциональному назначению, подтвердив соответствие сертифицируемых услуг обязательным требованиям, установленным в нормативных документах.
Схемы сертификации, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России и другими органами государственного управления в пределах их компетенции. Системы должны быть указаны в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородных услуг.
Участниками сертификации услуг являются: национальный орган по сертификации - Госстандарт России; органы государственного управления, осуществляющие работы по сертификации услуг; центральные органы систем сертификации однородных услуг; аккредитованные органы по сертификации, испытательные и социологические лаборатории, исполнители услуг.
Центральные органы по сертификации организуют работу по формированию системы сертификации группы однородных услуг, осуществляют руководство системой и координацию органов по сертификации, испытательных и социологических лабораторий, входящих в систему, разрабатывают предложения по номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации, рассматривают апелляции по поводу неправильного действия органов по сертификации и испытательных лабораторий, рассматривают и утверждают методические документы системы, информируют общественность, взаимодействуют с государственным реестром, участвуют в работах аттестационных комиссий, участвуют в инспекционном контроле за сертифицированными услугами, проводят анализ деятельности по сертификации в системе.
Методический центр социологической оценки услуг формирует и ведет фонд нормативных и методических документов для проведения социологических обследований при сертификации услуг, разрабатывает методики проведения социологических обследований для идентификации однородных групп услуг, формирует банк данных социологических обследований по сертификации услуг, участвует в подготовке экспертов.
Методические центры по сертификации однородных услуг формируют и ведут фонд нормативных документов, обеспечивают участников системы нормативными и организационно-методическими документами на договорной основе, осуществляют выбор и разработку методов контроля и сравнения, разрабатывают методики оценки процессов оказания услуг, систем качества и мастерства исполнителей услуг.
Орган по сертификации услуг идентифицирует и сертифицирует услуги, осуществляет оценку процесса оказания услуг или систем качества, проверку результата учета услуг и инспекционный контроль за сертифицированными услугами, приостанавливает или отменяет действия выданных им сертификатов, представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Орган по сертификации может иметь область по аккредитации, охватывающую одну или несколько однородных групп услуг.
Испытательные лаборатории осуществляют испытание результатов услуг и выдают протоколы (акты).
Социологические лаборатории проводят социологическое обследование услуг и выдают протоколы (акты) оценки услуги.
В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены и однозначно указаны обязательные требования к услуге, условия обслуживания и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия услуги этим требованиям и ее идентификацию, правила маркировки, требования к информации о сертификации, указываемой в сопроводительном документе. Требования, устанавливаемые в нормативном документе для сертификации, должны основываться на требованиях международных стандартов, правилах и нормах прогрессивных национальных стандартов других государств, учитывать условия обслуживания, условия и режимы труда и не нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации.
Положения нормативных документов должны быть четко сформулированы для обеспечения их единообразного толкования. Размерность и количественные значения показателей должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной и известной точностью при испытаниях. Методы испытаний результатов должны позволять различным лабораториям получать сопоставимые результаты. Должна быть указана последовательность проведения испытаний.
Для проверки и оценки безопасности и качества услуг используются методики контроля технологических процессов, оценки мастерства исполнителей, качества услуг, а также методики социологических оценок, разрабатываемые в рамках данной Системы методическими центрами.
Требования нормативных документов к маркировке должны обеспечить однозначную идентификацию услуги, содержать указания об условиях применения, месте и способе нанесения знаков соответствия.
Порядок сертификации. Сертификация услуг включает в себя:
1) подачу заявки на сертификацию;
2) принятие решения по заявке;
3) выбор схемы сертификации;
4) проведение испытаний услуги и оценку процесса оказания услуги, мастерства исполнения, аттестацию предприятия, сертификацию системы качества;
5) анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
6) выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
7) инспекционный контроль за сертифицированной услугой;
8) информацию о результате сертификации.
Для проведения сертификации услуги заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации однородных услуг. При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них. Орган по сертификации рассматривает заявку и в срок не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение, которое содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной услуги, в том числе указывается схема сертификации.
Испытания результата услуги для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных в системе ГОСТ Р, или на базе заявителя экспертами органа по сертификации с использованием его испытательного и технологического оборудования.
При проведении испытаний осуществляются выборочная проверка отремонтированных изделий по требованиям безопасности и оформление заключений по протоколу испытаний.
Протокол испытаний направляется органу по сертификации, а его копия - заявителю. По требованию органа по сертификации заявитель обязан представить документы о соответствии услуги установленным требованиям, выданные органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Заявитель может представить в орган по сертификации и другие документы, содержащие результаты оценки услуги, в том числе от зарубежных организаций.
Выдача сертификата органом по сертификации происходит при положительных результатах испытаний, предусмотренных порядком сертификации, и экспертизы предоставленных документов. Орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в Государственном реестре и выдает лицензию на применение знака соответствия.
При внесении изменений в условия обслуживания или технологию исполнения услуги, которые могут повлиять на ее соответствие нормативным документам, заявитель извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверок.
При отрицательном результате сертификационных испытаний, несоблюдении иных требований, предъявляемых к услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причины отказа выдачи сертификата.
При получении сертификата соответствия исполнитель услуги обязан обеспечить маркировку документации знаком соответствия. Применением знака соответствия для сертифицируемой продукции или услуги считаются маркирование им тары, упаковки, квитанций, другой сопроводительной документации, а также использование знака соответствия в рекламном, печатном издании, на официальном бланке, вывеске. Маркирование знаком соответствия осуществляет исполнитель услуги. При проведении сертификации в рамках международной системы или соглашения форма сертификата и сроки его действия определяются с учетом правил этой системы или соглашения.
Инспекционный контроль за сертифицированной услугой проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат.
При инспекционном контроле используется информация обществ потребителей, органов санэпиднадзора, ГИБДД, Минприроды и т.д. Инспекционный контроль за сертифицированной услугой предусматривает:
1) анализ информации о сертифицированной услуге;
2) организацию комиссии для проведения инспекционного контроля;
3) проведение проверки;
4) оформление результатов проверки и принятие решения.
Периодичность и объем проведения инспекционного контроля за соответствием услуг требованиям, установленным при сертификации, определяет орган по сертификации в зависимости от состояния, стабильности, качества сертифицируемой услуги, но не реже одного раза в год. Внеплановый инспекционный контроль может проводиться в случае неоднократного подтверждения информации о претензиях к качеству услуг от потребителей, органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством услуг, на которые выдан сертификат.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытаний услуг, условий обслуживания и делается общее замечание о возможности сохранения действия данного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются исполнителю и в организации, принимающие участие в инспекционном контроле.
По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата или приостановить применение знака соответствия в случае несоответствия услуги или условий обслуживания требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:
Информация о работе Срок годности и срок службы. Правила пользования товарами (работами, услугами)