Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:51, реферат
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 9 мая 2005 г.) регламентирует основные понятия в области сертификации, виды сертификации и другие аспекты деятельности по сертификации. Согласно указанному Закону под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
1. Сертификация товаров и услуг. Законодательство о стандартизации и сертификации товаров и услуг........................................................................................................................................................3
2. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей среды......................................................................15
3. Срок годности и срок службы. Правила пользования товарами (работами, услугами)………………………………………………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………
Обязательному подтверждению соответствия подлежат товары (работы, услуги), на которые Законом РФ или в установленном им порядке (в частности, государственными стандартами) установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013.
Перечень товаров включает товары следующих групп: товары для детей, продовольственные товары, товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов, парфюмерно-косметические товары и мыло туалетное, текстильные товары, швейные изделия и головные уборы, пушно-меховые и овчинно-пушные изделия, обувь, строительные материалы, оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственные товары, культтовары, товары для досуга и развлечений, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотничьи и рыболовные принадлежности, легковые автомобили и мотовелотехника, средства для домашнего содержания животных, а также средства по уходу за растениями, товары бытового назначения для защиты гражданина от опасных (вредных) внешних воздействий.
В перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, входят: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, химическая чистка и крашение, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, услуги парикмахерских, транспортные услуги, жилищно-коммунальные услуги, туристские и экскурсионные услуги, услуги торговли и общественного питания.
Также закон возлагает на изготовителя, исполнителя, продавца обязанность при обнаружении фактов причинения вреда потребителю или окружающей среде либо фактов, свидетельствующих о возможности причинения такого рода вреда в процессе использования, хранения или транспортировки товара (работы) обязанность принимать определенные меры. Основанием для принятия установленных мер могут быть сообщения потребителей, средств массовой информации, контролирующих и других органов, а также результаты испытаний, проведенных самим изготовителем.
Полученная информация, особенно о потенциальной опасности товара, должна быть тщательно проверена, как правило, путем испытаний. При этом должны быть установлены причина, вызвавшая причинение или возможность причинения вреда (нарушение потребителем правил пользования, хранения, транспортировки, конструктивные, технологические нарушения и т.д.) и возможность ее устранения.
Право потребителя на качество товара (работы) не только предполагает передачу потребителю качественного товара, но и устанавливает гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя (исполнителя) определенные обязательства перед потребителем в этой сфере.
Как следует из формулировки закона, установление срока службы - это право, а не обязанность изготовителя. Надо отметить, что многие российские изготовители уже поняли преимущества установления срока службы.
Исходя из интересов безопасности граждан закон устанавливает правило, в соответствии с которым, если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным требованием для изготовителя. Перечень таких товаров должен быть установлен Правительством РФ. Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы закона о сроке службы, закон вводит понятие "срок годности". Этот срок в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы), перечень которых должен быть установлен Правительством РФ. Продажа товара с истекшим сроком годности или товаров, на которые в нарушение требований законодательства срок годности не установлен, не допускается.
Закон предусматривает право изготовителя (исполнителя), кроме сроков службы или сроков годности, устанавливать на товар гарантийный срок. Этот срок можно определить как период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителями, например обязуется за свой счет устранить возникшие недостатки, а в некоторых случаях и заменить товар на новый.
Установление гарантийного срока и определение его продолжительности являются безусловным правом изготовителя и исходя из принципа свободы договора, закрепленного в ГК РФ, не могут навязываться законодательно. Практика показывает, что большинство фирм, действующих на российском рынке, все же предпочитают эти сроки устанавливать. И подталкивают их к этому законы конкуренции.
Теперь перед изготовителями и продавцами встала сложнейшая задача - заинтересовать потребителя в приобретении именно его товара, выйти победителем в жесткой конкурентной борьбе. Одним из способов привлечь внимание потребителей к товару является гарантия. Развалившаяся с распадом СССР система гарантийного и послегарантийного обслуживания товаров сделала гарантию одним из важнейших критериев потребительского выбора. Поняв это, многие компании пытаются привлечь потребителей длительным сроком гарантии либо повышенными (по сравнению с действующим законодательством и другими фирмами) обязательствами перед потребителями в пределах этого срока.
Рынок диктует свои условия, и наряду с изготовителями в борьбу за потребителей включились и торговые компании, которые пытаются привлечь клиентов, предоставляя им различного рода дополнительные услуги. И здесь гарантийное обслуживание приобрело довольно широкое распространение. Закон предоставляет продавцам право установления дополнительной гарантии. Эта гарантия может быть установлена только сверх гарантийного срока, установленного изготовителем. Продавец имеет право установить дополнительную оплату за право пользоваться гарантией и предоставить потребителю возможность приобрести товар с дополнительной гарантией или без нее.
Как правило, товары приобретаются для длительного пользования, и потребителю небезразлично, кто и как будет обслуживать товар после окончания гарантийного срока. Охраняя интересы граждан, закон возлагает на изготовителя определенные обязанности по обеспечению послегарантийного обслуживания товара. В соответствии с требованиями закона изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в необходимых для ремонта и технического обслуживания объемах и ассортименте в период производства товара, а после снятия его с производства - в течение установленного изготовителем срока службы или на протяжении 10 лет с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен.
Если предприятие - изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель сталкивается с невозможностью отремонтировать товар, у него возникают дополнительные права, например на устранение недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях возникает и право на замену товара.
Таким образом, срок службы товара - это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Срок службы - это предельное время от начала потребления и эксплуатации товара, в течение которого он функционирует с требуемой эффективностью, включая время работы по прямому назначению.
Продолжительность срока службы определяется изготовителем. Если этот срок не установлен, то его продолжительность устанавливается законом в 10 лет. Установление срока службы - это право изготовителя. Однако если товар по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары становится обязательным требованием для изготовителя. Продолжительность срока службы определяется изготовителем исходя из видов используемых материалов, технологических возможностей, конструктивных особенностей, способа обработки. Именно поэтому встречаются товары одного вида с разными сроками годности, произведенные разными изготовителями. Изготовитель - специалист в своем деле, он отвечает за свой товар, и никто лучше него не знает, в течение какого времени его товар можно использовать по назначению. Установление срока службы - право, а не обязанность изготовителя. Если изготовитель по каким-то причинам не считает необходимым устанавливать срок службы на производимый товар, то в соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей он несет ответственность за причиненный потребителю вред в течение 10 лет со дня передачи изделия потребителю. Для некоторых изделий закон делает исключение. Если товар (работа) по истечении определенного времени может представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителей, то установление срока службы на эти товары (результаты работ) становится обязательным для изготовителя. Перечень таких товаров должен быть установлен Правительством РФ. Если изготовитель "забыл" установить срок службы на товары, включенные в этот перечень, то он несет ответственность без каких-либо временных рамок, т.е. потребитель может потребовать возмещения даже через 20 или 30 лет после продажи такого товара.
Определяемый законом срок годности - это определяемый изготовителем срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (ст. 472 ГК РФ).
Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителя" требования к продавцу или изготовителю в отношении недостатков, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Если продавцом установлены гарантийные сроки в соответствии с п. 7 ст. 5 Закона, требования в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение гарантийного срока, предъявляются продавцу.
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, то продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей, если недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
В российском законодательстве закреплены и действуют в настоящее время следующие правила пользования товарами (работами, услугами):
1) Правила оказания услуг телеграфной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222);
2) Правила оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221);
3) Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111);
4) Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72);
5) Правила оказания услуг автостоянок (утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795);
6) Правила распространения периодических печатных изданий по подписке (утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759);
7) Правила оказания платных образовательных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505);
8) Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290);
9) Правила оказания платных ветеринарных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 898);
10) Правила оказания услуг телефонной связи (утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235);
11) Правила оказания услуг проводного вещания (радиофикации) (утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1238);
12) Правила оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036);
13) Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1025);
14) Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490);
15) Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155);
16) Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утв. постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27);
17) Правила по киновидеообслуживанию населения (утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1264);
19) Правила предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099).
Перечисленные и иные правила, разработанные в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания, определяют основные требования к порядку работы предприятий розничной торговли, предприятий, оказывающих различные услуги независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы. Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.
Контроль за соблюдением правил осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.).
2. Постановление Госстандарта России от 1 июля 1992 г. N 7 ГОСТ Р от 1 июля 1992 N 1.0-92.
3. Постановление Госстандарта России от 28.12.1992 г. N 1570 ГОСТ Р от 28.12.1992 г. N 50460-92.
4. Постановление Госстандарта России от 17.12.1997 г. N 412 ГОСТ Р от 17.12.1997 г. N 51108-97.
5. Постановление Госстандарта России от 18.10.1996 г. N 603 ГОСТ Р от 18.10.1996 г. N 51000.6-96.
6. Постановление Госстандарта России от 17.04.1997 г. N 140 ГОСТ Р от 17.04.1997 г. N 51000.9-97.
Информация о работе Срок годности и срок службы. Правила пользования товарами (работами, услугами)