Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 01:17, курсовая работа
Актуальность темы. Состояние общества сегодня - сложное, многоплановое явление во взаимодействии социальных и политических условий. Следовательно, целью правосудия как достижения общественного спокойствия может быть судебное решение, основанное на историческом толковании права, то есть соответствующее сложной структуре настоящего времени и одновременно отвечающее его нравственности, политизированности и человеческим ценностям.
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Судебная власть и гражданское общество
Выполнил:
Студент 1 курса
Очной формы обучения
Поляков Д.И
Научный руководитель:
Кондидат юридических наук,
Старший преподаватель
Рубаник С.А
Дата представления работы
«29» апреля 2011 г.
МОСКВА
2011
Содержание
Актуальность темы. Состояние общества сегодня - сложное, многоплановое явление во взаимодействии социальных и политических условий. Следовательно, целью правосудия как достижения общественного спокойствия может быть судебное решение, основанное на историческом толковании права, то есть соответствующее сложной структуре настоящего времени и одновременно отвечающее его нравственности, политизированности и человеческим ценностям.
Судебную систему правового государства характеризует ориентация на общество, функциональное взаимодействие с ним. По существу, органы суда - это органы общества, а уж затем - государства, что наиболее полно отражает сущность и тенденции всего общества и государства в целом. Суд в правовом государстве выполняет функцию мерила права, выступает своего рода индикатором права и всего правового.
Правовое государство является официальным представителем демократического гражданского общества. Природа такого представительства полностью определяется сущностью взаимоотношений общества и государства. Недемократическое (деспотическое, тоталитарное и др.) государство, превращая общество в объект своего господства, представляет не столько интересы и потребности общества, сколько интересы представляемых государством правящих элит, групп, кланов. Принципиально иные отношения складываются между демократическим гражданским обществом и его институтами власти, в том числе и государством. Представительство правовым государством общества - важнейшая сторона их взаимоотношений и одновременно содержательно-функциональная характеристика самого государства демократического гражданского общества.
Вся деятельность правового государства облечена в правовую форму. Право и его регулирующее воздействие присутствует во всех сферах жизнедеятельности государства.
Целью настоящей работы является изучение вопросов взаимодействия судебной власти и гражданского общества.
Сущность государства
Проф. С.А. Авакьян таким центром
считает государство как
При определении конституционного устройства общества и государства устанавливается, что народ как единственный источник власти и носитель суверенитета свою единую, объединенную волю реализует через государство и его органы. Это касается случаев непосредственного выражения власти народа. То, что Конституция Российской Федерации7 в равной степени обязывает соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждан и их объединения, не свидетельствует о "равностатутности государства и гражданского общества"8.
Общеизвестно, что дефиниция гражданского общества употребляется как в широком, так и в узком значении.
В широком смысле гражданское общество
объединяет всю не охватываемую государством,
его структурами часть
Гражданское общество в узком значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Часто под гражданским обществом понимается система самостоятельных и не зависимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиту их прав и свобод. Авторы научно-практического комментария и семантического словаря Конституции РФ под гражданским обществом понимают систему самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов для деятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи из поколения в поколение9. В Конституции РФ понятие "гражданское общество" отсутствует, вместе с тем конституционное право черпает немало глубоких и содержательных идей из философии права (в том числе из гегелевской философии права, в которой термин "гражданское общество" является одним из основных).
М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев определяют гражданское общество как совокупность общественных отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, кооперативных, религиозных) между индивидуумами и их объединениями, возникающих по поводу реализации гражданами своих прав и свобод и находящихся вне рамок политических (государственных) и частных (личных) отношений10. Различные мнения и подходы, существующие в зарубежной и отечественной науке в отношении к категории "гражданское общество", непосредственно связаны со следующими обстоятельствами: во-первых, это отношения между индивидами и группами индивидуумов; во-вторых, эти отношения носят негосударственный характер; в-третьих, эти отношения направлены на наиболее полную реализацию гражданами своих прав и свобод11. Проф. С.Н. Кожевников под гражданским обществом понимает негосударственную общность людей, объединенных по различным показателям в определенные социальные группы (семья и др.) и формирования (партии, общественные движения), действующие на основе правовых и иных социальных норм в целях удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей и интересов, их реализации12.
Расширяя понятие государства до пределов государственно организованного общества, представляя его в качестве института, самообязывающего и действующего в рамках существующего правопорядка и в интересах всего общества ("правовое государство", "государство всеобщего благоденствия", "общенародное государство" и проч.), авторы - сторонники большинства теорий неопозитивистского направления пытаются представить современные государственно-правовые институты, а вместе с тем и характер взаимоотношений государства и права в совершенно ином свете, чем это представлялось раньше и что есть на самом деле сейчас.
В настоящее время, очевидно, что судебная система не только в полной мере обладает всеми характеристиками организационной структуры государственного управления, но и является важнейшим ее элементом, поскольку без разрешения конфликтов, неизбежно возникающих в процессе управляющего воздействия государства на общество, социальный прогресс невозможен, а, как неумолимо свидетельствует история, наиболее эффективным видом разрешения конфликтов на сегодняшний день является правосудие.
Поскольку суд является составной частью государственного механизма, то общие принципы государственного управления, его стиль, присущ в определенной мере и судебной системе.
"Судья не может, подобно
историку, сколь угодно долго
ожидать, когда счастливая
Перед судом стоит задача оптимизации стиля государственного управления.
Правильно определить роль судебной системы в механизме государства будет невозможно, если в процессе анализа объективной реальности, каковым он является, упустить из вида то необычайно важное значение, которое право приобрело в жизни человечества в настоящее время. Для многих это звучит пока еще непривычно, но суды разрешают споры (по крайней мере, должны) не на основании законов (так называемых внутренних), которые "порой не стоят и той бумаги, на которых напечатаны", а на основе норм права.
"Закон (позитивное начало) как властное, принудительно-обязательное явление, согласно юридическому либерализму, приобретает правовое качество и свойство, то есть становится правовым явлением, только при его соответствии правовой сущности"14. В этой связи "поставлена под сомнение самодостаточность знания судьями (а равно всеми иными правоприменителями) только текстов закона и способность их лишь к формально-догматическому их истолкованию"15.
Теперь остановимся на таком весьма важном вопросе: является ли судебная власть средством самоограничения государства? По нашему мнению, этот тезис верен лишь в той степени, что суд в состоянии ограничить произвол иных ветвей власти (законодательной и исполнительной). В то же время участие суда в ограничении полномочий других ветвей власти есть не что иное, как возвеличивание государства, поскольку суд - составная часть его механизма.
В чем же тогда состоит роль судебной
системы в обеспечении единства
механизма государства вообще и
механизма государственной
Какие условия необходимы для того, чтобы судебная система успешно выполняла свои задачи? Назовем некоторые из них.
1. В каждой отдельно взятой
стране должно быть ясное,
2. За судом должны быть