Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 01:17, курсовая работа
Актуальность темы. Состояние общества сегодня - сложное, многоплановое явление во взаимодействии социальных и политических условий. Следовательно, целью правосудия как достижения общественного спокойствия может быть судебное решение, основанное на историческом толковании права, то есть соответствующее сложной структуре настоящего времени и одновременно отвечающее его нравственности, политизированности и человеческим ценностям.
Функциональная характеристика суда как органа государственной власти и судьи как ее носителя, определение их функций как объективно необходимых направлений их деятельности и способов их реализации входит в полномочия законодателя, который в принимаемых им актах и в допускаемых Конституцией Российской Федерации параметрах детализирует принцип разделения властей, в том числе путем определения круга и пределов полномочий соответствующих органов.29
Судебная власть в Российской Федерации в отличие от иных федеральных властей (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации) воплощается не в одном органе, а во многих органах, которые при осуществлении правосудия не находятся в иерархическом соподчинении.
Понятие "функции государственной власти" полностью охватывает понятие "функции власти судебной", поскольку судебная власть, во-первых, является составной частью государственной власти (а следовательно и гражданского общества), в силу чего суды, действуя во имя достижения общегосударственных целей, только им свойственными методами и средствами разрешают задачи, стоящие не столько перед судами как носителями власти сначала государственной, а затем уже и судебной, сколько перед государством в целом. Во-вторых, все свои решения суды принимают именем государства.
Среди основных функций судебной власти можно выделить следующие:
1. Правоустановительная.
2. Правоприменительная.
3. Правоохранительная.
4. Идеологическая - установление приоритета судебно-властных отношений в разрешении социальных, политических, экономических и правовых споров.
5. Культурно-воспитательная - воспитание
членов общества в духе
6. Политическая - участие в формировании государственной политики посредством решения судами политических проблем правовыми средствами, отстаивание судами собственной идеологии, собственных интересов, проведение судами в жизнь собственной судебной политики в различных формах.
7. Социальная - разрешение любых социальных конфликтов (например, защита социальных прав граждан как гарантия от нищеты и социальных эксцессов).
8. Экономическая - воздействие на
экономические процессы
9. Управленческая - обеспечение баланса
сил в современном обществе, решение
задач в сфере
10. Контрольная - удержание контролируемых субъектов в рамках определенного правового поля.
11. Диагностическая - выявление нарушений.
12. Предупредительная (
13. Защитная, правовосстановительная
(блокирование отклонений, например,
защита суверенитета
В демократических гражданских обществах и правовых государствах именно на правосудие, выступающее в роли защитника личных прав и свобод граждан и хранителя ценностей правового государства, возлагается задача по контролю за исполнением действующего законодательства и по гарантированию соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество и государство должны установить эффективные способы связи и взаимодействия.
Судебная власть - это разновидность государственной власти, особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства.
Сущностными характеристиками судебной власти являются: 1) судебная власть реальна, она обладает всеми видовыми, родовыми признаками и чертами, свойственными любой иной власти; 2) судебная власть как любое иное социальное явление существует только в динамике - процессе; 3) судебная власть в пределах своей компетенции сильнее любой организации или индивида, обладающих той же компетенцией на территории конкретного государства, то есть речь идет о верховенстве судебной власти, ее непререкаемости; 4) судебная власть одновременно носит частноправовой и публично-правовой характер; 5) судебная власть проявляется в правоприменительной сфере, правотолковательной сфере, правотворческой сфере, участвуя, таким образом, в управлении обществом; 6) судебная власть не существует вне нормативного регулирования; 7) судебная власть опосредуется в правосудии (процессах), его результатах (судебных актах).
Для успешного выполнения судебной системой своих задач необходимы следующие условия: 1) в каждой отдельно взятой стране должно быть ясное, четкое и единообразное понимание природы суда, его роли в механизме государства; 2) за судом должны быть закреплены полномочия на творческое применение права, в том числе и международного; 3) У населения страны должно существовать доверие к судейскому корпусу; 4) для организации эффективного судопроизводства одних только профессиональных судей недостаточно, навыки участия в судоговорении должны иметь представители сторон; 5) органы судебной власти должны иметь соответствующее не только кадровое, но и материальное обеспечение; 6) судебная система должна быть доступной для тех, кто в ней нуждается; 7) деятельность судов должна отличаться ясностью и прозрачностью; 8) процессуальное законодательство должно содержать совершенный механизм исправления судебных ошибок.
Функции судебной власти в гражданском обществе: правоустановительная; правоприменительная; правоохранительная; идеологическая; культурно-воспитательная - воспитание членов общества в духе правовой культуры, законопослушания; политическая; социальная; экономическая - воздействие на экономические процессы посредством разрешения споров в сфере экономики внутри отдельно взятого государства; управленческая; контрольная; диагностическая; предупредительная (превентивная, профилактическая); защитная, правовосстановительная.
1 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2006. С. 40.
2 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646.
3 Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 112.
4 Тимофеев Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9. С. 4.
5 Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива С.А. Авакьян. М., 2000. С. 310 - 311.
6 Червонюк В.И. Конституционное право России. М., 2003. С. 90.
7 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008) // Российская газета от 21.01.2009г.
8 Тимофеев Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9. С. 4.
9 Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий и семантический словарь. М., 2003. С. 496.
10 Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2004. С. 550.
11 Тимофеев Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9. С. 7.
12 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2006. С. 168.
13 Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. СПб., 2002. С. 218 - 219.
14 Нерсесянц В.С. Основы концепции права и государства в современной России // Основные концепции права и государства в современной России: Материалы "круглого стола" в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН // Государство и право. 2003. N 5. С. 7.
15 Графский В.Г. Проблемы создания обновленной концепции юриспруденции (общей, интегральной) // Основные концепции права и государства в современной России: Материалы "круглого стола" в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН // Государство и право. 2003. N 5. С. 7.
16 Шихата И. Правовая реформа. Теория и практика: Учебное пособие / Пер. с англ.; под ред. Н.Г. Дорониной. М., 1998. С. 44.
17 McWhinney E. Supreme Courts and Judicial Law-Making: Constitutional Tribunals and Constitutional ReReview (1986).
18 Дегтярев С.Л. Судебная власть и судебное право в современной России // Актуальные проблемы гражданского права и процесса. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Вып. 1, 2006. С. 275-279.
19 Шихата И. Правовая реформа. Теория и практика: Учебное пособие / Пер. с англ.; под ред. Н.Г. Дорониной. М., 1998. С. 45 - 46.
20 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник. М., 2002. С. 257 - 258.
21 Там же. С. 259.
22 Тропер М. Функция отправления правосудия или судебная власть? // Мировой судья. № 2, 2006. С. 3-8.
23 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник. М., 2002. С. 259.
24 Там же. С. 260.
25 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник. М., 2002. С. 260.
26 Юрьев А.И. Власть как предмет науки // Психология власти: Материалы Международной конференции / Под ред. А.И. Юрьева. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2005. С. 15 - 19.
27 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. С. 8.
28 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учебное пособие для вузов. М., 1998. С. 25, 28 - 30.
29 Марченко М.Н. Судебная власть: основные признаки и особенности // Российское правосудие. Научно-практический журнал. № 5 (13), 2007. С. 4-17.