Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:59, реферат
Техническим регулированием называется правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к объектам технического регулирования (ОТР), а также в области установления и применения на добровольной основе этих требований в целях оценки их соблюдения.
К объектам технического регулирования относят: продукцию (в том числе здания, строения и сооружения); процессы (производства, эксплуатации, хранения, реализации, перевозки и утилизации); работу, услуги.
Компетенция государственных органов в области технического регулирования
Государственные органы в пределах своей компетенции в области технического регулирования осуществляют:
1) анализ научно-технического уровня технических регламентов и взаимосвязанных с ними стандартов;
2) подготовку и внесение
в уполномоченный орган в
3) организацию работ по разработке технических регламентов и государственных стандартов в соответствии с принимаемыми в Республике Казахстан планами и программами;
4) создание экспертных
советов для разработки
5) ведение фондов технических регламентов, стандартов и иных документов по вопросам, входящим в их компетенцию;
6) государственный контроль за выполнением требований, установленных техническими регламентами, в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;
7) подготовку и реализацию планов и программ по разработке стандартов и иных документов и их гармонизации с международными нормами и требованиями;
В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III
8) подготовку предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, органов по подтверждению соответствия и лабораторий по продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Закон дополнен статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (введено в действие с 1 июля 2007 года)
Статья 8-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 05.07.08 г. № 62-IV
Лекция 5
Компетенция: экспертного совета; информационного центра
Экспертные советы в области технического
регулирования при государственных органах
1. Экспертные советы в области технического
регулирования при государственных органах
создаются для разработки проектов технических
регламентов, подготовки предложений
по вопросам, входящим в компетенцию государственных
органов, в сфере, связанной с разработкой
и применением технических регламентов.
2. Состав и положение об экспертных советах
в области технического регулирования
при государственных органах утверждаются
государственными органами.
В состав экспертного совета включаются
представители государственных органов,
технических комитетов по стандартизации
и других заинтересованных сторон.
1. Информационный центр создается и функционирует
в порядке, установленном Правительством
Республики Казахстан, для взаимодействия
с Секретариатом Всемирной торговой организации,
странами - членами Всемирной торговой
организации, международными организациями
с целью предоставления заинтересованным
сторонам и иностранным государствам
по их запросам копий документов и информации
о (об):
1) действующих или разрабатываемых технических
регламентах, стандартах, изменениях к
ним и процедурах подтверждения соответствия
продукции, услуги;
2) членстве или участии Республики Казахстан
в международных организациях и международных
договорах по стандартизации, подтверждению
соответствия, аккредитации двустороннего
и многостороннего характера;
3) источниках опубликования проектов
разрабатываемых и принятых технических
регламентов, стандартов или информации
о них.
2. Информация размещается в официальном
печатном издании уполномоченного органа
и информационной системе общего пользования
в виде уведомления. Форма, порядок заполнения
и представления уведомления определяются
уполномоченным органом.
Лекция 6
Компетенция технических комитетов; органов подтверждения соответствия, физических и юридических лиц; экспертов-аудиторов
Технические комитеты по стандартизации
1. Технические комитеты по стандартизации
создаются в отраслях экономики по предложениям
государственных органов и заинтересованных
сторон для проведения работ по стандартизации
на межотраслевом уровне.
В состав технических комитетов по стандартизации
включаются представители государственных
органов и заинтересованных сторон.
2. К компетенции технических комитетов
по стандартизации относятся:
1) подготовка предложений по определению
основных направлений развития государственной
системы технического регулирования по
закрепленным объектам и направлениям
деятельности;
2) участие в разработке и экспертизе государственных
стандартов и классификаторов технико-экономической
информации, международных, региональных,
национальных стандартов и классификаторов
технико-экономической информации иностранных
государств и изменений к ним в установленном
порядке;
3) подготовка предложений к программам
развития государственной системы технического
регулирования по разработке технических
регламентов и государственных стандартов.
3. Порядок создания, работы, ликвидации
технических комитетов по стандартизации
устанавливается уполномоченным органом.
Органы по подтверждению соответствия
В пункт 1 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 07.07.06 г. № 171-III (см. стар.
ред.); Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
1. Органы по подтверждению соответствия
- организации независимо от форм собственности,
независимые от производителей (исполнителей)
продукции, услуги, поставщиков и потребителей
продукции, услуги, имеющие в штате экспертов-аудиторов
по подтверждению соответствия и в случаях,
предусмотренных законодательством Республики
Казахстан лаборатории по закрепляемым
направлениям деятельности, аккредитованные
в порядке, установленном уполномоченным
органом.
Органы по подтверждению соответствия,
в том числе иностранные, подлежат аккредитации
в порядке, установленном уполномоченным
органом.
Филиалы органов по подтверждению соответствия
аккредитуются в составе органа по подтверждению
соответствия в порядке, установленном
уполномоченным органом.
2. Правоспособность органов по подтверждению
соответствия возникает в момент получения
ими аттестата аккредитации и прекращается
в связи с истечением срока его действия
или признания аннулированным в порядке,
установленном настоящим Законом.
3. Органы по подтверждению соответствия
на условиях договора с заявителями в
пределах области аккредитации осуществляют
следующие функции:
1) рассматривают заявки изготовителей
(исполнителей), продавцов на проведение
работ по обязательному подтверждению
соответствия, идентифицируют продукцию,
услугу, предоставленные для подтверждения
соответствия;
2) проводят работы по обязательному подтверждению
соответствия;
3) проводят по заявкам изготовителей (исполнителей)
работы, необходимые для принятия декларации
о соответствии;
4) регистрируют декларации о соответствии;
В подпункт 5 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
5) проводят согласно схеме подтверждения
соответствия инспекционную проверку
продукции, прошедшей обязательное подтверждение
соответствия, в случае выявления их несоответствия
установленным требованиям приостанавливают
или отменяют действие выданных сертификатов
соответствия или действие регистрации
декларации о соответствии в порядке,
установленном уполномоченным органом;
6) ведут реестр выданных сертификатов
соответствия и зарегистрированных деклараций
о соответствии.
4. Органы по подтверждению соответствия
вправе:
1) проводить обязательное и добровольное
подтверждение соответствия объектов
в пределах области аккредитации по заявке
изготовителя (исполнителя), продавца;
2) Исключен в соответствии с Законом РК
от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
3) запрашивать от заявителя представления
документов, необходимых для выполнения
работ по подтверждению соответствия.
5. Органы по подтверждению соответствия
обязаны:
1) обеспечить заявителю беспрепятственный
доступ к информации о правилах и условиях
подтверждения соответствия;
2) не допускать дискриминацию по отношению
к заявителю;
3) представлять сведения о выданных сертификатах
соответствия, зарегистрированных декларациях
о соответствии и об отказах в сертификации
объектов в соответствии с правилами государственной
системы технического регулирования в
сфере подтверждения соответствия;
4) обеспечивать конфиденциальность информации,
составляющей коммерческий интерес заявителя,
независимо от страны происхождения продукции,
услуги.
В пункт 6 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
6. Органы по подтверждению соответствия
и эксперты-аудиторы за нарушение правил
обязательного подтверждения соответствия
и неправомерную выдачу сертификата соответствия,
регистрацию деклараций о соответствии
несут ответственность в соответствии
с законами Республики Казахстан.
См. Правила приостановления или отмены
действия выданных сертификатов соответствия
или действия регистрации деклараций
о соответствии.
7. Органы по подтверждению соответствия
не вправе оказывать консалтинговые услуги
в области аккредитации и не должны быть
аффилиированными с лицами, оказывающими
эти услуги.
Статья дополнена пунктом 8 в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III
8. Орган по подтверждению соответствия
должен иметь на праве собственности лабораторию,
обеспечивающую испытания объектов, предусмотренных
областью аккредитации органа по подтверждению
соответствия, в объеме, определяемом
в соответствии с законодательством Республики
Казахстан о техническом регулировании.
Права и обязанности физических и юридических
лиц в области технического регулирования
1. Физические и юридические лица в области
технического регулирования:
1) подготавливают предложения по разработке,
внесению изменений, отмене технических
регламентов и государственных стандартов,
проекты технических регламентов, стандартов;
2) в случае необходимости, в целях, предусмотренных
пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, создают
соответствующие подразделения и службы
по стандартизации.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
2. Физические и юридические лица, реализующие
продукцию, подлежащую обязательному
подтверждению соответствия, обеспечивают
подтверждение их соответствия требованиям,
установленным техническими регламентами,
в соответствии с настоящим Законом.
Компетенция экспертов-аудиторов по подтверждению
соответствия, определению страны происхождения
товара аккредитации
1. Эксперты-аудиторы по подтверждению
соответствия участвуют в проведении
работ по подтверждению соответствия
определенных видов продукции, услуги
в составе органа по подтверждению соответствия.
Физические лица имеют право осуществлять
деятельность в качестве эксперта-аудитора
по подтверждению соответствия только
в составе одного органа по подтверждению
соответствия или лаборатории.
Эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия
не вправе выполнять работы по подтверждению
соответствия конкретной продукции, услуги,
если они представляют интересы заявителя
или состоят в трудовых или иных договорных
отношениях с ним.
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от
29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
2. Эксперты-аудиторы по определению страны
происхождения товара осуществляют свою
деятельность в порядке, установленном
уполномоченным органом.
В пункт 3 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
3. Эксперты-аудиторы по аккредитации участвуют
в проведении работ по аккредитации органов
по подтверждению соответствия и лабораторий
в порядке, установленном уполномоченным
органом.
В пункт 4 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
4. Квалификационные требования, порядок
подготовки и аттестации экспертов-аудиторов
по определению страны происхождения
товара, подтверждению соответствия и
аккредитации, выдачи, приостановки или
аннулирования аттестата эксперта-аудитора
устанавливаются уполномоченным органом.
Содержание технических регламентов
1. Технические регламенты с учетом степени
риска причинения вреда устанавливают
минимально необходимые требования, обеспечивающие
безопасность продукции, процессов.
2. Технический регламент должен содержать:
1) исчерпывающий перечень продукции, процессов,
на которые распространяются его требования;
2) требования к характеристикам продукции,
процессам, обеспечивающим достижение
целей принятия технического регламента.
В техническом регламенте могут содержаться
правила отбора проб и испытаний продукции,
правила и формы подтверждения соответствия
(в том числе схемы подтверждения соответствия)
и (или) требования к терминологии, упаковке,
маркировке или этикетированию и правилам
их нанесения.
3. Технический регламент не должен содержать
требования к конструкции и исполнению
продукции, за исключением случаев, когда
из-за отсутствия требований к конструкции
и исполнению с учетом степени риска причинения
вреда не обеспечивается достижение целей,
предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего
Закона.
4. Нормы и стандарты иностранных государств,
международных и региональных организаций
могут применяться в качестве основы при
разработке технических регламентов полностью
или частично, если они соответствуют
целям, предусмотренным пунктом 1 статьи
4 настоящего Закона.
5. В случае, если невозможно определить
требования к продукции, длительное использование
которой может причинить вред, нанесение
которого зависит от факторов, не позволяющих
определить степень допустимого риска,
технический регламент должен содержать
требования, касающиеся информирования
потребителя о возможном вреде продукции
и факторах, от которых он зависит.
6. В технических регламентах с учетом
степени риска причинения вреда могут
содержаться специальные требования к
объектам технического регулирования:
1) обеспечивающие защиту отдельных категорий
граждан (несовершеннолетних, беременных
женщин, кормящих матерей, инвалидов);
2) применяемые в отдельных административно-
3) трансграничным опасным производственным
объектам, которые в случае чрезвычайных
ситуаций техногенного характера представляют
угрозу жизни и здоровью человека, окружающей
среде Республики Казахстан и других сопредельных
государств.
Статья дополнена пунктом 7 в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III
7. Требования, обеспечивающие безопасность
продукции, процессов, устанавливаются
только в технических регламентах.
Лекция 8
Особенности разработки, экспертизы,
принятия, изменения и отмены технического
регламента
1. Технический регламент, изменения и
(или) дополнения в технический регламент
разрабатываются, принимаются и подлежат
отмене в установленном порядке с учетом
положений настоящего Закона.
2. Предложения по разработке, изменению,
дополнению или отмене технического регламента
подготавливаются государственными органами,
в компетенцию которых входит установление
обязательных правил и норм, с учетом предложений
технических комитетов по стандартизации,
заинтересованных сторон и представляются
в уполномоченный орган.
Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от
29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.)
3. Уполномоченный орган формирует проект
плана по разработке технических регламентов
и представляет его в Правительство Республики
Казахстан для утверждения. Утвержденный
план по разработке технических регламентов
подлежит опубликованию в течение одного
месяца с даты утверждения.
Не допускается финансирование работ
по разработке технических регламентов
за счет бюджетных средств, не предусмотренных
в плане по разработке технических регламентов.
4. Государственный орган, разработавший
проект технического регламента, размещает
в официальном печатном издании и информационной
системе общего пользования уведомление
установленной формы о разработке проекта,
изменений и (или) дополнений или отмене
технического регламента не позднее одного
месяца с момента начала разработки проекта,
изменений и дополнений или отмены нормативного
правового акта.
5. Если требования, установленные техническими
регламентами, не отвечают требованиям
соответствующих международных стандартов
или соответствующие международные стандарты
отсутствуют, или требования, установленные
техническими регламентами, могут оказать
влияние на условия импорта в Республику
Казахстан или экспорта из Республики
Казахстан продукции, государственный
орган, разработавший проект технического
регламента, через уполномоченный орган:
1) уведомляет о перечне продукции, на которую
будет распространяться разрабатываемый
технический регламент, о его цели и необходимости
его разработки;
2) представляет по запросу заинтересованных
сторон и иностранных государств подробные
сведения о разрабатываемом техническом
регламенте или его копию с указанием
норм, содержание которых не соответствует
требованиям международных стандартов.
В пункт 6 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
6. С момента опубликования уведомления
о разработке проекта технического регламента
его проект должен быть доступен заинтересованным
сторонам для ознакомления.
7. Государственный орган, разработавший
проект технического регламента:
1) организует публичное обсуждение проекта;
2) дорабатывает проект с учетом полученных
замечаний и размещает в официальном печатном
издании уполномоченного органа и информационной
системе общего пользования;
3) предоставляет по запросу заинтересованным
сторонам полученные замечания к проекту
технического регламента.
8. Срок публичного обсуждения проекта
технического регламента (со дня опубликования
уведомления о его разработке до дня опубликования
уведомления о завершении публичного
обсуждения) должен быть не менее шестидесяти
календарных дней.
9. Уведомление о завершении публичного
обсуждения проекта технического регламента
должно быть опубликовано в официальном
печатном издании уполномоченного органа
и информационной системе общего пользования
и содержать информацию о способе ознакомления
с проектом и перечнем полученных замечаний,
наименование государственного органа,
разработавшего проект технического регламента,
его почтовый и электронный адреса.
10. Окончательная редакция проекта технического
регламента представляется для принятия
в порядке, установленном законодательством
Республики Казахстан.
11. Между датой принятия и датой введения
в действие или отмены технического регламента
должен предусматриваться период времени,
необходимый для осуществления мероприятий
по обеспечению соблюдения его требований.
12. При необходимости разработки, принятия
и введения в действие технического регламента,
вызванного чрезвычайными обстоятельствами
(непосредственной угрозой жизни и здоровью
человека, окружающей среде или национальной
безопасности), технический регламент
принимается без его публичного обсуждения.
Уведомление о принятом техническом регламенте
должно быть опубликовано в официальном
печатном издании уполномоченного органа
и информационной системе общего пользования,
а также направлено в Секретариат Всемирной
торговой организации.
Лекция 9
Нормативные документы
по стандартизации Республики Казахстан; Государственные стандарты
Республики Казахстан
1. К нормативным документам по стандартизации,
действующим на территории Республики
Казахстан, относятся:
1) международные стандарты;
2) региональные стандарты и классификаторы
технико-экономической информации, правила
и рекомендации по стандартизации;
3) государственные стандарты и классификаторы
технико-экономической информации Республики
Казахстан;
4) стандарты организаций;
5) рекомендации по стандартизации Республики
Казахстан;
6) национальные стандарты, стандарты организаций,
классификаторы технико-экономической
информации, правила, нормы и рекомендации
по стандартизации иностранных государств.
Статья дополнена пунктом 2 в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III
2. Распространение официальных изданий
нормативных документов по стандартизации,
указанных в подпунктах 1)-3) пункта 1 настоящей
статьи, осуществляет только уполномоченный
орган или уполномоченное им подведомственное
предприятие.
Государственные стандарты Республики
Казахстан
1. Порядок разработки, согласования, принятия,
учета, изменения и отмены государственных
стандартов устанавливается уполномоченным
органом.
2. Государственные стандарты подразделяются
на:
1) основополагающие стандарты, устанавливающие
общие организационно-методические положения
государственной системы технического
регулирования;
2) стандарты на продукцию, услугу, которые
устанавливают требования к однородным
группам продукции, услуги и при необходимости
к конкретной продукции, услуге;
3) стандарты на процессы;
4) стандарты на методы контроля продукции,
услуги, процессов.
3. Основополагающие государственные стандарты
разрабатываются предприятиями уполномоченного
органа.
4. Нормы и стандарты иностранных государств,
международных организаций могут применяться
в качестве основы при разработке государственных
стандартов Республики Казахстан полностью
или частично, за исключением случаев,
когда данные стандарты являются неэффективными
или неподходящими для достижения целей,
предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего
Закона.
5. В государственных стандартах могут
устанавливаться:
В подпункт 1 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
1) необходимые требования по безопасности
продукции, процессов, обеспечивающие
соблюдение требований, установленных
техническими регламентами;
2) требования к классификации продукции,
услуги;
3) показатели унификации, совместимости
и взаимозаменяемости продукции;
4) термины и определения;
5) показатели функционального назначения,
включая потребительские свойства и характеристики
продукции, услуги;
6) правила приемки, упаковки, маркировки,
транспортировки, хранения, утилизации
и уничтожения;
7) методы испытаний качества и безопасности;
8) требования к сохранению и рациональному
использованию всех видов ресурсов;
В подпункт 9 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
9) требования к организации производства,
обеспечивающие внедрение систем менеджмента;
10) положения организационно-методического
характера для определенной области деятельности,
а также общетехнические нормы и правила.
В пункт 6 внесены изменения в соответствии
с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар.
ред.)
6. Государственные стандарты применяются
в равной мере независимо от места происхождения
продукции, услуги.
Информация о работе Сущность и основные понятия в области технического регулирования