Сущность, понятие и виды российского гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 05:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена, во-первых, распадом СССР, в следствии чего появилась острая необходимость урегулирование вопросов гражданства с гражданами бывшего СССР, т.е. необходимость формирования нового гражданства в России. Во-вторых, провозглашение в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью, которые не могли в свою очередь не повлиять, на гражданство, а как было указано выше, гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, что бы человек получил те или иные права, свободы. В-третьих, вопрос о гражданстве очень актуален по причине тесного взаимодействия России с другими странами, это выражается в миграции населения в Россию, увеличении числа усыновлений (удочерений) иностранными гражданами, также большой процент браков между гражданами РФ и иностранными гражданами.

Файлы: 1 файл

Гражданство РФ.docx

— 68.16 Кб (Скачать файл)

Операясь на вышеизложенное, можно сделать следующий вывод. Гражданство – это не только объективное право, но и неотъемлемое, личное право каждого человека, которое является важнейшей предпосылкой обязанности каждого государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности.

2.2 Основные принципы  гражданства Российской Федерации

В ст. 4 Федерального закона РФ от 31.05.2002 № 62 «О гражданстве Российской Федерации» изложены главные принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации. Важно отметить то, что в этой статье особо говорится о том, что «принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие  вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Перечислим их:

    • Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
    • Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
    • Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
    • Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
    • Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
    • Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип единого гражданства подразумевает, то, что гражданин республики, входящей в состав Российской Федерации, является одновременно российским гражданином. Если он по каким-либо причинам утратит гражданство России, он одновременно перестанет быть и гражданином республики. Подобные принцип существует в конституционном праве многих государств – США, Мексика и т.д. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике, является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

По мнению профессора В.К. Самигуллина  (доктор юридических наук, зав. кафедрой государственного права Института права Башкирского государственного университета, г. Уфа) «до 12 декабря 1993 года у республик еще были определенные правовые основания для установления республиканского гражданства. Однако с принятием новой Конституции РФ, тем более Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”, правовая возможность для установления республиканского гражданства отсутствует. Следовательно, притязания на гражданство республики в составе Российской Федерации не основаны на праве»10.

Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать тем, что в рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в виде гражданства РФ и гражданства ее субъектов, как бы они ни определялись. Лица, проживающие на территории субъектов Российской Федерации, оставаясь гражданами РФ, признаются (на основе прописки и регистрации) жителями села, поселка, деревни, района, города, области, края, округа и республики. Для получения каких-то экономических, социальных, правовых и иных льгот (если они есть!) следовало бы предусмотреть срок проживания на определенной территории. К примеру, в Италии, Франции, Швеции этот срок составляет 5 лет, в Австрии и Испании — 10 лет, в Швейцарии — 12, в ФРГ — 15, а в Бразилии — 30 лет.11 Цена оседлости, если прибегнуть к такому сравнению, соответствовала бы ст. 13 «Всеобщей декларации прав человека», ст. 12 «Международного пакта о гражданских и политических правах», ст. 27 Конституции РФ и Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. Представляется вполне достаточным подтверждение о принадлежности к гражданству РФ для решения своих социально-бытовых вопросов. Этому способствует и ускоренный, сокращенный порядок приема граждан РФ по линии миграционной службы, который установлен в Законах РФ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.

Равное гражданства означает, что все граждане пользуются равными правами и имеют одинаковые обязанности перед государством. Объем этих прав и обязанностей не зависит ни от того, когда человек вступил в российское гражданство, ни от того, по каким основаниям он это сделал. В конституционном праве ряда стран принцип, в соответствии с которым граждане обладают равными правами, свободами и обязанностями независимо от оснований (способов) приобретения гражданства. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство в РФ является равным. Это означает, что все лица, состоящие в гражданстве РФ, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере правами, свободами, несут обязанности, тогда как в целом ряде государств натуральные (прирожденные) граждане обладают более широкими правами, чем натурализованные. Так, в США, Эстонии, на Филиппинах президентом государства может быть только гражданин по рождению, в Румынии и Эстонии натурализованные граждане, в отличие от граждан по рождению, могут быть в ряде случаев лишены гражданства и т.д.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 ФЗ «О гражданстве РФ»).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства. В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Этот принцип и принцип поощрения приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации является весьма важным, так как они способствуют решению весьма сложного вопроса о судьбе русскоязычного населения стран бывшего СССР, оказавшихся за рубежом, не имея гражданства этих государств, и, следовательно, не имея полноты всех прав, предоставляемых их гражданам. По неофициальным данным, в результате распада СССР за пределами России оказалось от 25 до 30 млн. наших соотечественников, причем многие являются близкими родственниками граждан, проживающих в России. В данном случае речь идет не только о восстановлении прав гражданства, но и о воссоединении семей, что играет немаловажную роль в социально-демографической политике государства.

В целом следует признать, что действующее законодательство о гражданстве определило основные принципы гражданства, которые в целом соответствуют общепринятым международным принципам. Принципы гражданства РФ не противоречат Конституции РФ, а также соответствуют общепринятым нормам международного права, формулировка является четкой и предельно ясной, в них отсутствуют положения, которые каким бы то ни было образом ущемляют права и свободы человека. Причиной этого является стремление государства сводить к минимуму явление безгражданства для предотвращения социальной нестабильности.

 

ГЛАВА 2. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ

Приобретение гражданства – это предусмотренное федеральным законом получение физическим лицом российского гражданства по признаку или причине, соответствующим одному из положений, выдвигаемым этим законом. Закон РФ от 31мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» определяет, что гражданство РФ приобретается на следующих основаниях:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2.1 Приобретение  гражданства по рождению

Гражданство по рождению (филиация - от лат. filius - сын) означает, что ребенок приобретает гражданство родителей либо по факту рождения на определенной территории.

Для определения гражданства по рождению применяются два принципа:

  • принцип «права крови», согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей,
  • принцип «права почвы», означающий, что гражданство в данном государстве предоставляется всякому лицу, родившемуся на его территории независимо от гражданства родителей.

Принцип «права крови» является приоритетным в странах Западной Европы, а принцип «права почвы» доминирует в США, некоторых других странах. Некоторые государства, в том числе Россия, применяют смешанную систему приобретения гражданства, при которой преобладающее «право крови» сочетается с влиянием «права почвы». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» следующим образом регулирует вопросы гражданства детей:

  1. если оба родителя (или единственный родитель ребенка) являются гражданами РФ, то родившийся у них ребенок является гражданином РФ независимо от места его рождения;
  2. при различном гражданстве родителей, при условии, что один из них является гражданином РФ: а) если другой родитель является лицом без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ, независимо от места рождения; б) если один из родителей - иностранец, то ребенок приобретает российское гражданство;
  3. если оба родителя неизвестны, то находящийся на территории РФ ребенок признается гражданином РФ при условии, что его родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения;
  4. если оба родителя состоят в гражданстве других государств, то ребенок признается гражданином РФ, если он родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ребенку своего гражданства (в этом находит отражение принцип сокращения безгражданства в РФ);
  5. если ребенок родился на территории РФ, а его родители являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ. В соответствии с вышеупомянутым Законом гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет определяется соглашением родителей; если родители лишены родительских прав, то с изменением их гражданства гражданство детей не изменяется; если оба родителя или единственный родитель приобретает гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей.

Информация о работе Сущность, понятие и виды российского гражданства