Сущность позитивного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Наша работа по изучению естественного и позитивного права имеет свою актуальность. Актуальность заключается в том, что для народа главной задачей проводимых различных преобразований является развитие России как правового демократического и социального государства, и в таком государстве для граждан должен быть понятен смысл права. В нашей работе мы и будем пытаться раскрыть этот смысл. Только тогда народ сможет стать непосредственным участником строительства правового государства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Сущность естественного права
1.1. Возникновение и развитие теории естественного права………..…………...5
1.2. Современное понимание и характеристика естественного права………....10
2. Сущность позитивного права
2.1. Понятие и виды позитивного права…………..……………………………....15
2.2. Взаимосвязь естественного и позитивного права…………………………..20
Заключение …………………………………………………………………………24
Библиографический список………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

3333333НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ1.docx

— 69.95 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

 

Кафедра: государственно-правовых дисциплин

Специальность: 030501 юриспруденция

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО

 

 

 

Оценка _________________

Дата защиты «_____» ___________ 20__ г.

 

Выполнил студент группы Ю-141

Козырева Дарья Игоревна

Проверил: к. ю. н. Лихолетова С. В.

 

 

 

 

Челябинск

2011 г.

 

Оглавление:

                                                                                                                        С

Введение ……………………………………………………………………………..3

1. Сущность естественного права

1.1. Возникновение и развитие теории естественного права………..…………...5

1.2. Современное понимание  и характеристика естественного  права………....10

2. Сущность позитивного  права

2.1. Понятие и виды позитивного права…………..……………………………....15

2.2. Взаимосвязь естественного  и позитивного права…………………………..20

Заключение …………………………………………………………………………24

Библиографический список………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наша работа по изучению естественного и позитивного права имеет свою актуальность. Актуальность заключается в том, что для народа главной задачей проводимых различных преобразований является развитие России как правового демократического и социального государства, и в таком государстве для граждан должен быть понятен смысл права. В нашей работе мы и будем пытаться раскрыть этот смысл. Только тогда народ сможет стать непосредственным участником строительства правового государства. В данное время граждане нашей страны часто не могут в полной мере осмыслить и применить на практике право. Однако такая ситуация не соответствует сущности и назначению права. Сегодня, как никогда, требуется человеческое измерение права, понимание всей его важности. Чтобы раскрыть интересующий нас вопрос нам потребуется проработать ряд положений: сущность, содержание и форму права. Также мы затрагиваем тему человека, его прав и свобод во всех своих проявлениях, напрямую связанную с темой нашей работы. Ведь именно человек, его права и свободы являются основами, определившими естественное и позитивное право.

 Ранее, как тема исследования, естественное и позитивное право, в основном, не разрабатывалось в отечественной юридической науке. Этого не было, потому, как долгое время естественное и позитивное право рассматривались как противоположные понятия. Лишь только после того, как начала формироваться мысль о многоаспектности видения права, появляются различные предпосылки для обоснования этой идеи. Для раскрывания темы нашей работы имеют значение и другие разработки, такие как, положения о правах и свободах личности, о свободе и справедливости в праве, механизме обеспечения прав и свобод, о праве человека. Всё перечисленное, определённо, относиться к достижениям отечественной юридической науки.

Целью нашей работы является выявление знаний, пониманий и убеждений о естественном и позитивном праве, тем самым показать всю ценность человека, его прав и свобод, поднять престиж права и уважение к нему в обществе. Задачами, для достижения цели являются:

- раскрытие сущности естественного права.

- исследование возникновения и развития теории естественного права.

- освещение современного понимания и характеристики естественного права.

- раскрытие сущности позитивного права.

- исследование понятия и видов позитивного права.

- раскрытие взаимосвязей естественного и позитивного права.

Объектом исследования являются естественное и позитивное право, как явление современной российской действительности.

Предметом исследования - общие закономерности возникновения, существования и развития естественного и позитивного права.

Данной теме исследования были посвящены работы таких учёных: Л.И. Петражицкого, Е. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, А. С. Куницына, С. Н. Кожевникова, А. В. Малько, Н. И. Матузова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность естественного права
      1. Возникновение и развитие естественного права

Ещё философы Древней Греции спорили о том, берёт ли право своё начало в самой природе вещей или оно создаётся путём соглашения людей. Софисты утверждали, что право - это искусственное изобретение человеческого ума, в его природе нет ничего неизменного. Первоначальной основой воззрений софистов являлись учения Гераклита Тёмного, который жил приблизительно между 530 – 470 годами. Против софистов восстал Сократ, а за ним – Аристотель и Платон. С их точки зрения «в основе права лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и во всём строе мироздания рядом с законами, изобретёнными людьми, существуют вечные, написанные законы, вложенные в сердца людей самим божественным разумом»1. Подобная точка зрения о естественном праве  впоследствии воспроизводиться и у стоиков2, основателем философского учения стоиков считается Зенон. Распространению стоицизма в Риме способствовал Панетий. Учения стоиков переходят к римским юристам. Римские юристы, определяя понятие естественного права, считали, что нормы естественного права лежат в основе самой природы человеческого разума, поэтому они настолько же нерушимы. Это был первый этап в развитие теории естественного права.

Второй этап в развитие естественного права относиться к Средним векам. Данный этап можно разделить на две стадии. Представителем первой стадии считается Блаженный Августин, он считал, что после того как первый человек-Адам совершил грехопадение, человечество стало обречено жить в грехе. «Августин посвятил свои научные труды борьбе с учениями манихеев, донанистов, Пелагия и с обвинениями язычников, видевших в христианах причину гибели Рима»3.  В этом Августин отстаивал единство Божией воли. Вторая стадия в большинстве связана с именем Фомы Аквинского. Который был известен своими богословскими сочинениями. Он различал  Божественный и вечный законы, естественный и человеческий, причём человеческий имел силу только, если сочетался с естественным законом. Отличительной чертой этого периода в развитие естественного права являлось ассоциирование его не с природным появлением, а с божественным, также естественное право ставили выше всякого другого права. «Сомнения и споры возникали лишь по поводу того, как соотноситься естественное право с божественным, сливается ли оно с ним или только сопоставляется»4. Можно заметить, что в Средние века происходит зарождение основных черт, сложившейся позднее теории естественного права. Если многие из этих черт встречались в древности, то в Средние века они получили отчётливое выражение. 

Третий этап охватывает XVII- XVIII вв. Этот этап является лучшей порой в развитие теории естественного права, так как естественное право стали связывать с правами и свободами человека, как принадлежащими ему от природы. Нам известен ряд блестящих имён того времени: Гуго Гроций, Гоббз, Локк, Спиноза, Пуффендорф, Томазий, Лейбниц. Гуго Гроций создал теорию естественного права, которая не являлась повторением учений классической древности, он считал, что само по себе естественное не способно привести в порядок отношения между людьми (потому, что каждый понимает его по-своему). Та форма, которую придал теории естественного права Гуго Гроций, стала воспроизводиться и в немецких учениях. Главными представителями этого учения были Пуффендорф, Томазий, Лейбниц. Одновременно с Германией естественное право развивалось в Англии. Можно сказать, что для мыслителей естественное право стало своеобразным сводом правил, все, что не соответствовало ему, должно было быть изменено, как что-то трудное для понимания. При таком отношении к исторически сложившемуся учению о естественном праве не могло не возникнуть революционное движение. «Теоретической формулой для этого революционного движения послужили некоторые мысли и изречения Руссо, который довёл учения естественной школы до крайних её последствий. Сопоставляя идеал естественного права с окружающей его действительностью, Руссо пришёл к полному и всестороннему осуждению последней»5. Для него основанием права служили только договоры и соглашения, но не естественные права. Идеи Руссо повлияли на Канта, который добавил к ним свои философские воззрения и придал им новый характер. Кант считал: « естественное право представляет собой совокупность требований, представляемых изменившимся с течением времени обществом или его частями»6. Из этой  позиции следовало, что естественное право изменчиво. В XVIII веке в результате войны английских колонистов против метрополии возникает США как независимое государство.   

Колонисты в 70-е годы  выдвигали радикальные требования, обоснование своих требований они брали из естественно-правовой теории, которая к тому времени уже была разработана в Западной Европе. Наиболее крупными представителями политической и правовой идеологии в США того времени были активные участники освободительного движения в колониях Томас Пейн, Томас Джефферсон, Александр Гамильтон. Томас Пейн (1737-1809 гг.) различал гражданские и естественные права. Под естественными правами понимались права, которые присущи человеку по природе: право на счастье, на свободу слова, на свободу совести. Гражданские права связаны с появлением общества и государства. Под ними понималась часть естественных прав, а также права, которые человек не способен защищать сам. Американские мыслители не внесли существенных изменений в западноевропейскую теорию естественного права. Их заслуга заключается в пропаганде к обстановке войны за независимость и последующего конституционного оформления США. Взгляды Александра Гамильтона послужили теоретической базой для формирования Конституции США 1787 года. В 1789 года 26 августа во Франции Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина. Она закрепляла естественные права человека. Именно эта Декларация являлась первым конституционным актом, которая провозглашала права, равенство граждан и их свободу. Россия с её крепостной системой была противоестественна, так как крепостное право было несостоятельно по отношению к естественному. Ведь естественные права закрепляли свободу, жизнь без насилия, а крепостное безволие, беззащитность. В XVIII веке возникает неприязнь к школе естественного права из-за её тесной связи с революционными тенденциями. Таким образом  «Политические тенденции этого периода изменялись с течением времени: вначале его представители хотели дать разумные объяснения сложившемуся порядку между людьми, а позднее они стремились разрушить исторические основы и заменить их разумными»7.

Четвёртый этап - конец XIX века и вплоть до настоящего времени, так называемый период возрождённого естественного права. Школа возрожденного естественного права появилась как протест позитивному праву, которое уже утвердилось к этому времени. Отличительная особенность этого периода – не признание естественным правом вечного для всех времён и народов, а также большое количество направлений развития возрождённого естественного права. Прежде всего, такие направления: феноменологическое, неотомистское, экзистенциалистическое. Общим для них является возникновение и развитие в рамках естественного права. « Естественное право выводится этими направлениями из: а) божественного порядка бытия (религиозные учения – неотомизм, неопротестанизм и др.); б) самореализация объективного разума и объективной идеи права (неогегельянство); в) правовых субстанций  и ценностей (феноменологическая концепция); г) «природы вещей» как идеальной мыслимой формы (неокантианство);  д) существования человека (экзистенциализм); е) «процесса исторического правопонимания» (герменевтика)  и др.»8. В 30-40-е гг. XX века c помощью различных положений теории естественного права сначала оправдывались, а затем после победы над фашизмом осуждались тоталитаризм и фашизм в некоторых странах (Германии, Италии, Португалии и др.). По сравнению с другими этапами в четвёртом усилилась значимость политических и идеологических аспектов.

На основании всего сказанного можно сделать вывод о том, что естественное право имеет не только теоретический интерес, но и практический. Потому что, от того верим мы или не верим в естественное право, от того как мы его понимаем, зависит наше отношение к действующему праву. А чтобы верить или не верить, иметь какое-либо понимание естественного права необходимо было узнать возникновение и развитие теории естественного права. Мы проследили развитие естественного права и пришли к выводу, что если отвергнуть естественное право, то мы потеряем критерий для оценки действующего права.

 

      1. Современное понимание и характеристика естественного права

В юридической литературе предпринимались различные попытки систематизировать теории естественного права. Чаще всего естественное право делят на классическое и современное, но есть ещё и другой вариант деления – на ранние и современные теории. К классическому естественному праву относят теории, которые имели распространение в XVII-XVIII веке. Понятие «современное естественное право» ещё неточно. Ведь слово «современный» означает отношение к тому, что сейчас происходит, в настоящее время, а сейчас термин «естественное право» всё реже употребляется относительно современного правопонимания. Некоторые учёные вообще предпочитают считать, что этот термин вышел из употребления. Кроме этого, в тех работах, которые посвящены современным концепциям естественного права, анализируются не какие-нибудь новые концепции, а те которые ещё появились в конце XIX-XX века. Какое же тогда современное естественное право?

 В современном понимании - естественное право имеет прочную моральную основу. Согласно такому подходу естественное право – это право, коренящееся в природе человека, в природе вещей. Такой подход позволяет отметить следующее: естественное право – совокупность прав и свобод, обусловленных изначальными свойствами человека, его проживанием в обществе. Это право человека на жизнь, возможность продолжения рода, на охрану своей жизни, здоровья, на свободу. В современное естественное право также включились ещё другие перечни прав – социально-экономические (свобода на объединение в политические партии и общественные союзы), права социальных общностей (право народа устанавливать конституцию государства, право наций на самоопределение).

Современные концепции берут своё начало ещё в античности, в течение длительного времени они изменялись и формировались. Выделяют следующие теории естественного права:

  1. «Космологическая теория естественного права – совокупность неизменных и вечных природных законов мирового порядка»9. Космологическое мышление в основном было развито в странах Дальнего и Ближнего Востока. Наиболее чётко выражена космологическая теория в философии стоицизма. Эта теория в современной науке не является самостоятельной научной концепцией. Но мы выделяем её наряду с другими, потому как она является одной из самых ранних концепций. Основу данной теории составляют представления о законе, как о части божественного мирового порядка.
  2. «Теологическая (теономическая) теория естественного права - божественное установление права и соответствующая ему иерархия законов»10. Возникновение и развитие этой теории связывают с возникновением христианства. Наиболее законченной эта концепция стала во времена Ф.Аквинского, она стала самостоятельной и оригинальной. Данная теория менялась в зависимости от условий эпохи и культуры идеологии христианства. Теологическая теория имеет место и в современности, в частности нынешние теологи активно развивают новые представления о сущности Творца и творения.
  3. «Рациональная теория естественного права – право, установленное и обоснованное разумом, исходящее из него и доступное его пониманию»11. Эта концепция берёт элементы предыдущих воззрений. Отличительная черта этой теории – открытие новых направлений в философии права и государства. Методы этой теории основаны на культуре разума, признании идеи естественного порядка.
  4. «Антропологическая теория естественного права – нормативный порядок, вытекающий из самой человеческой сущности»12.
  5. «Теория естественного права с изменяющимся содержанием – всеобщие правовые принципы, которые актуализируются и конкретизируются во времени и пространстве»13.

Информация о работе Сущность позитивного права