Сущность позитивного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Наша работа по изучению естественного и позитивного права имеет свою актуальность. Актуальность заключается в том, что для народа главной задачей проводимых различных преобразований является развитие России как правового демократического и социального государства, и в таком государстве для граждан должен быть понятен смысл права. В нашей работе мы и будем пытаться раскрыть этот смысл. Только тогда народ сможет стать непосредственным участником строительства правового государства.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Сущность естественного права
1.1. Возникновение и развитие теории естественного права………..…………...5
1.2. Современное понимание и характеристика естественного права………....10
2. Сущность позитивного права
2.1. Понятие и виды позитивного права…………..……………………………....15
2.2. Взаимосвязь естественного и позитивного права…………………………..20
Заключение …………………………………………………………………………24
Библиографический список………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

3333333НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ1.docx

— 69.95 Кб (Скачать файл)

Все эти теории в нашей стране часто подвергались критике. Хотя в нынешнее время Конституция Российской Федерации имеет статьи, которые говорят нам о естественных правах, а статья 17 гласит: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»14. Таким образом, человек получил свои права от рождения, и государство не вправе лишать человека этих прав. Однако, в тоже время нельзя сказать, что в статье 17 имеются ввиду только естественные права. Например, право потерпевшего на получение компенсации за ущерб, не является естественным, но относится к этой статье.

Не смотря на наличие статей в Конституции Российской Федерации об естественных правах человека, население нашей страны считает, что до сих пор не улучшилось положение естественных прав. Такой вывод можно сделать, исходя из данных социологического опроса: «76,7 % населения считают, что не улучшилось положение права на отдых; 84,5 % населения считают, что не улучшилась возможность отдыхать; Две трети населения считают, что у них не улучшилась возможность перспектив. Приоритетными целями, в основе которых лежат естественные права, являются: повышение уровня жизни – 56,5 % населения; наведение порядка во всех уровнях жизни – 39,2 % населения»15. Этим мы хотели показать, что для современного россиянина естественное право – не формальная правоспособность, а реальная реализация естественных прав и свобод. 

Таким образом, для современных граждан главное в естественном праве является, не что иное как свобода. В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», включают 48 статей, большинство из них как раз посвящены конкретным свободам и правам. Они имеют определённую логическую последовательность, которая отражает специфику этих права и свобод. Такая система не случайна. Действующая Конституция, основана на концепции прав, и имеет такую последовательность: «личные свободы и права, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы»16. Мы видим, что личные свободы и права, которые лежат в основе естественного права имеют приоритет в Конституции РФ, а, следовательно, и естественное право имеет этот приоритет.

Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет такие главные  естественные права – право на жизнь (ст.21), право на достоинство личности (ст.21), право на свободу, право на личную неприкосновенность (ст.22). Даже если бы современная Конституция не закрепляла бы эти права, человек всё-равно бы имел эти права с рождения. Но тогда бы их реализация была бы затруднительна, а поскольку они закреплены в Конституции, она усиливает правовые возможности реализации этих естественных прав.

Можно выделить две особенности естественных прав человека: «во-первых, они реализуются, даже без какого бы то ни было правоприменительного акта»17. Например, права на свободу, достоинство имеют все без исключения, а например, для реализации права на жилище, собственность необходимо оформление юридических документов. «Во-вторых, естественные права реализуются независимо от воли людей»18. Ведь люди не выбирают времени, места рождения, пол, а со временем воспринимают это как данность.

Среди естественных прав выделяют вторичные естественные права – право на охрану здоровья (ст.41), право на свободу передвижения (ст.27), право на свободу мысли (ст.29).

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о современном понимании и характеристики естественного права. Естественные права имеют закрепление в Конституции Российской Федерации, в связи с этим имеют различные возможности реализации. Человек с рождения наделён естественными правами, которые независимы от законодательства. В современном обществе люди очень ценят естественные права, в частности право на свободу, достоинство личности, неприкосновенность личности, которые являются фундаментальными человеческими ценностями. Эти важные права зафиксированы не только в Конституции РФ, но и в различных международно–правовых документах по правам человека.     

 

    1. Сущность позитивного права
      1. Понятие и виды позитивного права

В зарубежных и отечественных литературах можно найти различные определения позитивного права. Одни авторы понимают под позитивным правом «команду суверена, адресованную лицу или лицам, находящимся в его подчинении»19. Другие рассматривают его «как официальное право, издаваемое, прежде всего государственными органами в установленном порядке и соответствующим образом фиксируемое в нормативно – правовых актах»20. Мы же понимаем под позитивным правом совокупность нормативно – правовых актов органов государственной власти, обеспеченных аппаратом государственного принуждения.

Позитивное право берёт своё начало ещё в античности, но развитие получило в XIX веке. После буржуазных революций в европейских странах изменилось юридическое мировоззрение, буржуазные теоретики отказались от теории естественного права. Позитивное право стало отвергать естественное право вместе с правами человека. Одним из первых, кто стал разрабатывать теорию позитивного права, был Джон Остин. Он считал, что позитивное право несёт гармонию, безопасность, а естественное право есть ни, что иное, как предположение.

Мы рассмотрим позитивное право и его виды, так как видел это Л. Петражицкий. Виды позитивного права:

Судебная практика. Не все учёные выделяют её как вид позитивного права. С одной стороны судебную практику трудно определённо отнести к виду позитивного права. Потому как решения судей или судов часто являются проявлением различных видов права. Но с другой стороны многие судьи ссылаются на прошлый опыт, для решения сегодняшних вопросов. Во многих европейских странах чаще всего действует судебная практика как вид позитивного права. По нашему мнению, в России судебная практика не всегда является одним из видов позитивного права, так как некоторые судьи иногда, например, при решении того или иного вопроса руководствуются мыслью правильно или неправильно толкуется закон, а это уже законное право.

Право отдельных преюдиций. Преюдиция – «одно или несколько однородных по содержанию, следующих раньше судебных решений по вопросам, однородным подлежащим решению в данное время»21. Некоторые преюдиции не являются отдельным видом позитивного права. Но в другом случае, например, решения высших судов, преюдиции являются видом позитивного права. «Так что имеется соответствующий вид позитивного права – императивно - атрибутивные переживания со ссылкой на отдельные преюдиции как на нормативный факт»22.  Таким образом, преюдиция является более значимым в правовой сфере, чем судебная практика. «Право судебной практики и отдельные преюдиции можно объединить общим именем преюдициального права»23. Часто конфликты между разными видами права становятся причиной появления преюдициального права. Поэтому, можно сказать, что, «чем лучше законодательство, тем меньше почвы для появления и развития преюдициального права»24.

Юдициальное право. Этот вид основан на судебных решениях позитивного права. Он является ещё более распространённым по сравнению с отдельными преюдициями и судебной практикой. А имеет оно большее распространение в связи с тем, что сложился определённый авторитет у людей к судебным решениям, не зависимо от того правильно оно или нет. Юдициальное право считается важнее в правовой сфере, чем преюдициальное право.

Л. Петражицкий выделял и другие виды позитивного права, которые неизвестны современной науке или не признаются ею. Мы также рассмотрим их в своей работе.

1. Книжное право. Под ним  понимают различные книги, сборники, получившие нормативное значение, составленные отдельными лицами, иногда коллективом частных лиц. Порождающими книжное право считаются частные и официальные сборники, которыми пользовались составители. К ним относят различные переработанные составителем законы, положения, судебные решения и т.п. Хоть  книжное право не считают видом позитивного права, но его нельзя не выделить, так как в определённых случаях ссылаются на то что, так написано в такой-то книге, не найдя чётких оснований ссылаться на судебную практику или на какой-либо вид права.

2. Право принятых в  науке мнений. Его не выделяют  как особый вид позитивного права, а скорее оно чаще является проявлением какого-либо вида права, будь то книжное, законное или обычное и т.д. В своё время на право принятых в науке мнений ссылались судьи, адвокаты, но в сегодняшней правовой жизни это уже не встречается.

3. Право учений отдельных юристов или их групп. Оно имеет место, потому как некоторые ссылаются на ту или иную юридическую школу как на нормативный факт. Особо значимый авторитет имеют школы уже далёкого прошлого.

4. Право юридической экспертизы. Это особый вид позитивного  права, его представляют различные  правовые явления со ссылкой  на чью-либо экспертизу при  решении того или иного вопроса, как на нормативный факт. Какое-то  время развивался обычай, что  для решения дел в суде, обращались  за экспертизой на юридические  факультеты. Считается, что «право  юридической экспертизы сродно  с юдициальным»25, примером служит сказанное нами ранее, обращение судов на факультеты.

5. Право изречений религиозно-этических  авторитетов: основателей религий, пророков, апостолов, святых, отцов церкви и т.д. Право тесно связано с религией, так как многие ссылаются на религиозные изречения для обоснования права. «Например, ещё в XVI веке учёными юристами высказывались правила, что мнение какого-либо святого имеют большое значение»26.

6. Право религиозно-авторитетных  примеров, образцов поведения. Часто  поступки каких-либо религиозных  авторитетов, ставятся в пример, становятся юридическими обязательствами, на том основании, что так поступил  религиозный авторитет. Можно сказать, что последние два вида «сами по себе никакого отношения к праву не имеют, например, поступки, вызванные вовсе не правовыми мотивами, а чисто нравственными (евангельские изречения)»27.

7. Договорное право. Как  самостоятельные источники права  договоры признавались ещё в прошлые века. Договоры представляют особый вид позитивного права – на них ссылаются как на нормативные факты. К такому виду позитивного права относят все ветви права (международное право, гражданское право и т.д.). В современной науке порой договоры противопоставляются источникам права, но это противопоставление устраняется, и договоры причисляются к источникам права. 

8. Право односторонних  обещаний. В правовой жизни порой  обещания выступают нормативными фактами. Например, Николай II, после очередного восстания, издал Манифест, пообещал свободу слова, печати, собраний, союзов и законодательной Думы.

9. Программное право. Иногда  какие-либо сообщения авторитетных  лиц о будущих действиях возводятся  в нормативные факты. «Такие сообщения  называют программными, а соответствующие правовые явления программным правом»28. Программное позитивное право сыграло важную роль в развитии римского права, хоть тогда это не осознавалось.

10. Признанное право. Иногда  признания данные обязанной стороной  становятся нормативными фактами, так как сама обязанная сторона признаёт их как подлежащие для себя нормы. «Возведение признания в нормативные факты распространено и в современной науке, и в её истории»29.

11. Прецедентное право. После  происшедших ранее случаев возникают  какие-либо решения, которые становятся нормативными фактами, при повторении подобного случая, действует позитивно-правовая психика и принимается такое же решение, уже со ссылкой на прецедент. Прецедентное право в основном действует в узком круге субъектов, но оно имеет значение в праве между государственными учреждениями, между государством и гражданами.

12. Право юридических поговорок  и пословиц. Этот вид позитивного  права известен современной науке, но уже давно не признаётся, так как возведение пословиц  и поговорок в нормативные  факты было распространено в  патриархальном быту.

13. Общенародное право. Право, которое существует везде, при  возникновении каких-либо новых обязанностей, на него ссылаются, говоря, что «так принято во всём мире», «у всех народов».

14. Неопределённо-позитивное  право. Оно заключается в том, что люди при определённых  обстоятельствах ссылаются «не  на определённые и ясно представляемые  нормативные факты, а на то, что  так «положено», «установлено» и т.п.»30.

Мы исследовали виды позитивного права. И пришли к выводу, что тот список, который, мы озвучили, ещё не окончен. Современная правовая наука старается выделить новые виды позитивного права. Хоть и многие перечисленные нами виды не признаются наукой, но, тем не менее, они имеют значение в правовой жизни. 

 

      1. Взаимосвязь естественного и позитивного права

«Мы рассматриваем естественное право как право, которое человеку объективно присуще от рождения, поэтому является неотчуждаемым, независимым от воли государства»31. Теория естественного права оказала влияние на формирование и развитие государственно-правовой практики, на законотворческий процесс. Однако в середине XIX века удачные влияния теории естественного права на социально-политические процессы прервались и получили название позитивного права.

В Восточной культуре естественное и позитивное права противопоставлялись как добро и зло. У Конфуция «закон – вреден, ибо человек добр по природе»32, у Шан Яна «закон – необходим для обуздания пороков злых по природе людей»33.

В античные времена естественное и позитивное права объединялись общей справедливостью. «Жить по закону – значит жить справедливо»34.

В средневековье складывались предпосылки для дополнения принципа равенства принципом индивидуальной свободы.

В Новое время, во-первых, нормы естественного права не отрицали ценность и необходимость норм позитивного права, которое получило законодательное право. Во-вторых, естественное право выступало в единстве с позитивным. В-третьих, естественное и позитивное права выступали как некий принцип, которому необходимо было следовать.

Тем не менее, не смотря на всё вышесказанное, всё-равно велась борьба естественного и позитивного права. В настоящее время этот вопрос также волнует правовую науку.

Различие естественного и позитивного права по качественному составу создают различные мысли по поводу их взаимосвязи. Когда естественное право достигает своего расцвета, происходит некое изменение, после которого стали считать, что в основе природы права лежит позитивное право. Стали критиковать естественное право, критика заключалась в том, что естественное право имеет нечёткие понятия. А также в том, что «естественное право не содержало в себе всех трёх основных свойств, необходимых для позитивного права: принудительного характера, границ действия, установленных государством, обеспечение государственного контроля»35. Эта критика была ошибочной, так как естественное право согласно самой его природе не имеет таких свойств. Такая критика возникла из-за того, что не видели разницы между позитивным и естественным правом.

Информация о работе Сущность позитивного права