Взаимодействие естественного
и позитивного права находит своё отражение
в различных современных Конституциях,
например в Конституциях Франции, Италии,
Германии, США. В сегодняшнее время естественные
права взаимосвязаны с позитивными правами,
естественным правам предаётся форма
закона. А позитивные права опираются
на естественные права: на справедливость,
на свободу.
Мы, прежде всего, исследуем
установление внутренней и необходимой
связи между естественным и позитивным
правом.
Во-первых, не смотря
на то, что естественное и позитивное
право имеют разный качественный
состав, они характеризуются единой
сущностью. Во-вторых, в существующей
общественной жизни позитивное
и естественное право являются противоположностями,
это только во внутренней взаимосвязи.
В-третьих, можно сказать, что «правовая
свобода имеет два источника - формальный
(позитивное право, нормы права) и содержательный
(естественное право)»36. А в возведении естественного
права в закон заключается правовое регулирование.
С одной стороны можно говорить о том,
что естественное и позитивное право связаны
друг с другом и взаимообусловлены, а с
другой стороны, что они противоположны.
Так как, с одной стороны каждое право
имеет в себе свою противоположность,
а с другой стороны естественное право
является определяющим по отношению к
позитивному праву. Таким образом, естественное
и позитивное право по отношению друг
к другу представляют собой необходимые
и существенные условия своего существования
и развития.
Возникает вопрос: если естественное
право будет закреплено в правовом акте,
то будет ли оно означать изменение его
в позитивное право? Нам представляется,
что в таком случае естественное право
обретёт только форму позитивного права,
но им не станет, так как позитивное право
подчиняется воле государства, а естественное
право реализуется вне зависимости от
государства. «Но с другой стороны, если
естественное право закреплено в нормативно-правовом
акте, то увеличиваются гарантии реализации
естественных прав»37.
Закреплённые в Конституции
РФ первичные естественные права имеют
особенность реализации, она заключается
в том, что естественные права получают
развитие в позитивных правах, но на более
низком правотворческом уровне. «Например,
естественное право – право на жизнь обеспечивается
целым рядом позитивных прав, например,
на защиту со стороны правоохранительных
органов в случае угрозы жизни или право
на необходимую оборону»38.
В современном мире естественное
право и позитивное право не выступают
как противоположности. Позитивные права
неизбежно опираются на нравственные
категории, для того, чтобы выражать в
законодательстве эти права в определённом
списке прав человека. Когда естественные
права обретают законодательное выражение,
то эти права получают дополнительные
возможности, а государство обязывает
себя обеспечивать и гарантировать свободы
и права.
В Советском государстве отвергались
учения о естественных правах, а главенствовала
мысль, что естественные права дало государство.
А в современном государстве, Конституция
Российской Федерации содержит позитивное
закрепление большого списка естественных
прав.
Право изменчиво, его исходные
начала – естественное и позитивное право
также меняются. Изменения, которые происходят
в естественном праве, отражают основные
представления о равенстве, справедливости,
гуманизме, и они происходят медленнее,
чем изменения позитивного права, которые
отражают текущие потребности общества.
Следовательно, также медленно происходят
изменения и в Конституции. Конституция
отражает любые новые этапы в развитии
общества, что отражается и на естественно-правовых
взглядах. Например, в США более двухсот
лет сохраняется одна конституция и естественно-правовые
взгляды не изменяются. А во Франции часто
менялись Конституции, и это отражалось
и на естественно-правовых взглядах. «Другой,
помимо Конституции, точки отчёта для
определения соответствия позитивного
права праву естественному не существует»39.
Можно сделать вывод о взаимосвязи
естественного и позитивного права. «Можно
думать, что противоречия естественного
и позитивного права ещё лежат в противоречиях
самого общества»40. Общество разнообразно, оно
разделяется по возрастным, национальным,
имущественным, религиозным и многим другим
категориям. У каждой из групп в обществе
разное представление о естественном
праве, а, следовательно, когда естественное
право формируется, оно уже имеет разнородную
структуру. Такое различие ещё сильнее
в формировании позитивного права. Естественное
право остаётся представлениями о желаемом,
позитивное право – результат того, что
получилось фактически. В обществе с различными
интересами не может быть ни одинаковых
представлений о естественном праве, ни
позитивного права, которое всех бы устраивало.
У естественного права нет приоритета
перед позитивным, а у позитивного перед
естественным правом, потому как с преодолением
одного из начал права утрачивается и
право таковое.
Заключение
Мы выявили значения, понимания
и убеждения о естественном и позитивном
праве. Раскрыли сущность естественного
права: показали, что оно имеет практический
интерес. Проследили историю развития
естественного права, тем самым пришли
к выводу о значимости естественного права
– оно является критерием оценки действующего
права. Признавая естественное право,
оно нас вынуждает критически относится
ко всему исторически существующему, оценивать
право с точки зрения правды. Рассмотрение
естественного права с исторической точки
зрения устраняет возможность сплошной
критики всего бывшего и существующего,
предлагая рассматривать всё уже совершившееся
с точки зрения закономерности. Знание
того, как развивалось естественное право,
даёт нам возможность оценить те новые
элементы, которые могут появиться, понять
их пригодность. Таким образом, естественное
право играло и играет особую роль, оно
двигает человеком: оно даёт человеку
силы подняться над исторической средой
и спасает его от рабского преклонения
перед существующим.
Мы осветили тему современного
понимания естественного права. Главное
к чему мы пришли, это, то, что естественные
права имеют закрепление в Конституции
Российской Федерации, тем самым общество
имеет возможности реализации этих права.
Но даже без закрепления в Конституции
мы бы всё-равно обладали этими правами,
ведь они даны нам при рождении.
Мы раскрыли сущность позитивного
права. Освятили тему понимания позитивного
права, выделили его виды. Мы озвучили
обширный список видов позитивного права
и пришли к выводу, что он на этом не заканчивается.
Правовая наука находится в движении
и в современном обществе могут появиться
новые виды позитивного права.
Исследуя взаимосвязь естественного
и позитивного права, мы сравнили их качественный
состав и различные характеристики. Многовековая
история права – это история различия
позитивного и естественного права. Когда
идеи естественного права претворялись
в конкретные нормы позитивного права,
эти нормы всё-равно не были реализованы
в общественных отношениях. Мы пришли
к выводу, что подлинное слияние естественного
и позитивного права невозможно без реализации
естественного права в общественной практике.
Таким образом, на основе всего
вышесказанного, мы можем сказать, что
наша тема является одной из актуальных
тем в современном обществе. Ведь для любого
общества важно развитие естественных
прав и основанные на этой теории естественные
права, которые имеют основной признак
– их неотчуждаемость и принадлежность
человеку с рождения. Знание человеком
своих естественных и позитивных прав
даёт ему возможность не только защищать
свои права, но и считать себя человеком
высокой правовой культуры. Так как, знать
и защищать свои права – правовая возможность
граждан, которая должна быть реализована.
И реализуются они только Конституцией.
Библиографический список
- Богатырёв В.В., Глобализация
позитивного права// Государство и право,
2009, № 6, стр. 11-17.
- Богатырёв В.В., Очерки теории
права// Государство и право, 2008, № 9, стр.
12-20.
- Воротилин Е.А., Естественное
право и формирование юридического позитивизма// Государство и право,
2008, № 3, стр. 23-28.
- Ильин И.А., Теория права и государства,
М., 2008, 408.
- Кожевников С.М., Понимание права:
разные теоретические аспекты// Юрист,
2004, № 11, стр. 20-25.
- Конституция Российской Федерации,
М., 2010, 63.
- Коркунов Н. М., История философии
и права, СПб, 2001, 526.
- Куницын А.С., Возрождение естественного
права в России на рубеже XIX-XX вв.// Юрист, 2010, № 10, стр. 14-19.
- Куницын А.С., Б.Н. Чичерин, как
поборник идеи естественного права// Государство
и право, 2010, № 11, 32-40.
- Лейст О.Э., История политических и правовых учений, М., 2008, 576.
- Медушинская М.Ф., Естественное
право как дар и обязанность// Юрист, 2007,
№ 8, стр. 5-10.
- Морозова Л.А., Теория государства и права, М., 2009, 200.
- Недилько Ю.В., Толкование позитивного права с позиции римских юристов// Государство и право, 2007, № 11, стр. 31-38.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка, М., 2004, 936.
- Петражицкий Л.И., Теория права и государства, СПб, 2007, 453.
- Шершеневич Г.Ф., Общая теория права, в 2-х т., Т.1., М., 2003, 375.
- Юшин В.Ю., Естественное право и гражданское общество// Государство и право, 2007, № 5, стр. 24-28.
- www.allpravo.ru
- www.google.ru
- www.kontrolnaja.ru
- www.lawyer.ru
- www.portalus.ru
- www.pravo.ru
- www.slovaru-info.ru
- www.works.tarefere.ru
1 www.allpravo.ru
2 Последователи стоицизма –
философского учения в Древней Греции
и Риме, которое утверждало телесность
мира как живого организма, органическую
связь его с космосом. – Ожегов С. И., Шведова
Н. Ю., Толковый словарь русского языка,
М., 2004, С. 768.
3 Коркунов Н. М., История философии
права, СПб, 2001, С. 34.
4 Морозова Л. А., Теория государства
и права, М., 2009, С. 200.
5 www.slovari-info.ru
6 www.works.tarefer.ru
7 Шершеневич Г. Ф., Общая теория
права, В 2-х т., Т. 1., М., 2003, С. 40.
8 Кожевников С.Н., Понимание права:
разные теоретические аспекты // Юрист,
2004, № 11, С. 22.
9 Куницын А.С., Возрождение естественного
права в России на рубеже XIX-XX в.в.// Юрист,2010,
№ 10, С. 14.
10 Медушинская Н.Ф., Естественное
право как дар и обязанность//Юрист, 2007,
№ 8, С. 21.
11 Куницын А.С., Возрождение естественного
права в России на рубеже XIX-XX в.в.//Юрист,
2010, № 10, С. 14.
12 Медушинская Н.Ф., Естественное
право как дар и обязанность//Юрист, 2007,
№ 8, С.21.
13 Медушинская Н.Ф., Естественное
право как дар и обязанность//Юрист, 2007,
№ 8, С. 21.
14 Конституция Российской Федерации,
2010, С. 8.
15 Юшин В.Ю., Естественное право
и гражданское общество//Государство и
право, 2007, №5, С. 27.
16 www.kontrolnaja.ru
17 Ильин И.А., Теория права и государства,
М., 2008, С. 332.
18 Ильин И.А., Теория права и государства,
М., 2008, С. 333.
19 Богатырёв В.В., Глобализация
позитивного права//Государство и право,
2009, № 6, С. 13.
20 Богатырёв В.В., Глобализация
позитивного права//Государство и право,
2009, № 6, С. 14.
21 Петражицкий Л.И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 453.
22 Петражицкий Л.И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 453.
23 Петражицкий Л.И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 454.
24 Петражицкий Л.И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 454.
25 Петражицкий Л.И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 467.
26 Петражицкий Л. И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 469.
27 Петражицкий Л.И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 470.
28 Петражицкий Л.И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 472.
29 Петражицкий Л.И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 476.
30 Петражицкий Л.И., Теория права
и государства, СПб, 2007, С. 481.
31 www.portalus.ru
32 Лейст О.Э., История политических
и правовых учений, М., 2008, С. 261.
33 Лейст О.Э., История политических
и правовых учений, М., 2008, С. 262.
34 www.pravo.ru
35 www.lawyer.ru
36 Недилько ЮВ., Толкование позитивного
права с позиции римских юристов//Государство
и право, 2007, № 11, С.35.
37 www.Google.ru
38 Куницын А.С., Б.Н. Чичерин,
как поборник идеи естественного права//
Государство и право, 2010, № 11, 35.
39 Богатырёв В.В., Очерки теории
права//Государство и право, 2008, № 9, 18.
40 Воротилин Е.А., Естественное
право и формирование юридического позитивизма//
Государство и право, 2008, № 3, С. 25.