Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть, что собой представляет реорганизация юридических лиц. Задачи:
- рассмотреть понятие реорганизации юридических лиц;
- рассмотреть процедуру реорганизации юридического лица;
- дать пояснения по трудовым, налоговым и иным вопросам, возникающим при реорганизации юридических лиц;
- рассмотреть антимонопольное регулирование реорганизации юридических лиц.
Введение 3
1 Сущность проведения реорганизации юридических лиц 5
1.1 Понятие реорганизации юридических лиц 5
1.2 Процедура реорганизации юридического лица 8
2 Проблемные вопросы, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц 13
2.1 Трудовые, налоговые и иные вопросы, возникающие при реорганизации юридических лиц 13
2.2 Антимонопольное регулирование реорганизации юридических лиц, как один из важных вопросов гражданского законодательства 18
Заключение 25
Библиографический список 27
Приложения 29
6. Составление заключительной бухгалтерской отчетности. На день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения) реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность.
7. Регистрация полученных прав. Законодательством установлена обязательная государственная регистрация прав на недвижимое имущество. Государственной регистрации подлежат некоторые виды объектов интеллектуальной собственности. В результате реорганизации, правопреемник получает право собственности на вышеуказанные объекты и без государственной регистрации. В то же время, в избегании споров в будущем, рекомендуется все-таки провести такую регистрацию.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъясняет, что если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.7 В то же время предусматривается, что вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации.
Таким образом, процедура реорганизации юридического лица включает в себя следующие действия:
- принятие решения;
- уведомление органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;
- публикация сведений о реорганизации;
- уведомление кредиторов;
- составление и утверждение передаточного акта или разделительного баланса;
- составление заключительной бухгалтерской отчетности;
- регистрация полученных прав.
2 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Трудовые, налоговые и иные вопросы, возникающие при реорганизации юридических лиц
Трудовые отношения при реорганизации регулируются статьей 75. ТК РФ. Новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. В этом случае, новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (ст. 181 ТК РФ).8
Реорганизация не является
основанием для расторжения трудовых
договоров с другими
В то же время работники могут отказаться от продолжения работы в связи реорганизацией. В этом случае, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст. 140 ТК РФ), а также денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ). Выходные пособия при этом не выплачиваются.
Лицензии на отдельные виды деятельности. На осуществление некоторых видов деятельности требуется лицензия. Перечень таких видов деятельности установлен Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также некоторыми иными федеральными законами.
В случае ликвидации организации действие лицензии прекращается, за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния (при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности). В случае преобразования или слияния (при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) организация вправе переоформить лицензию на правопреемника.9
Налоговые вопросы при реорганизации. Общие вопросы налогообложения при реорганизации регулируются ст. 50 НК РФ "Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица":
1. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном статьей 50 НК РФ.
2. Исполнение обязанностей по
уплате налогов
На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
Указанное выше правило означает, что если организация ликвидируется в процессе реорганизации, то за ее налоговые правонарушения правопреемник обязан уплачивать штраф, только если он наложен до окончания реорганизации. Если же налоговый орган наложил штрафы «с опозданием» этого срока, то правопреемник такого штрафа не уплачивает. Если же организация при реорганизации сохранилась, то на нее могут быть наложены штрафы как до, так и после реорганизации (за ее налоговые правонарушения).
Пример. Оздоровительный комплекс был присоединен к предприятию (и в процессе реорганизации ликвидировался). Налоговый орган наложил штраф на правопреемника (предприятие) за налоговые правонарушения, совершенные оздоровительным комплексом. Суд отказал налоговому органу в штрафе, принимая во внимание, что реорганизация завершена в 2010 году, а штраф был наложен в 2011 году.11
Правила определения налогового периода при реорганизации установлены п. 3 ст. 55 НК РФ "Налоговый период":
"3. Если организация была
Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).
Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.
Предусмотренные настоящим пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций".12
Налоговый орган вправе провести внеочередную выездную налоговую проверку в связи с реорганизацией. Так, п. 11 ст. 89 НК РФ указывает:
"Выездная налоговая
проверка, осуществляемая в связи
с реорганизацией или
Перенос налоговых убытков. Налоговый кодекс предоставляет право переносить убытки на будущее (ст. 283 НК РФ). Перенос убытков выгоден тем, что налогоплательщик вправе прибыль текущего года уменьшить на убытки прошлых лет (уменьшая тем самым налог на прибыль организаций). В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации (п. 5 ст. 283 НК РФ).
Получение имущества в рамках реорганизации. В случае реорганизации организаций при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации (п. 3 ст. 251 НК РФ).
Полученные активы признаются по стоимости по данным и документам налогового учета передающей стороны. Так, п. 2.1 ст. 252 НК РФ указывает, что расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.
НДС. По НДС особенности налогообложения при реорганизации предусмотрены статьей 162.1 НК РФ. Суть этих правил в том, что если при реорганизации переводится задолженность по полученным авансам, то передающая сторона принимает к вычету НДС, который ранее был исчислен с полученного аванса, а принимающая долг сторона начисляет этот НДС.14
Налогообложение акционеров (собственников). При реорганизации, независимо от ее формы, у налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) не образуется прибыль (убыток), учитываемая в целях налогообложения (п. 3 ст. 277 НК РФ). Статья 277 НК РФ устанавливает правила, по которым у налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) определяется стоимость акций (долей), в результате реорганизации. Аналогичные правила установлены для налога на доходы физических лиц (п. 13 ст. 214.1 НК РФ). В случае последующей продажи акций (долей), их налоговая стоимость будет определяться по этим правилам.
Таким образом, необходимо отметить, что сфера реорганизация юридических лиц затрагивает множество областей гражданско-правового регулирования, такие как трудовые и налоговые отношения, сфера лицензирования, регулирование НДС и т.д.
2.2 Антимонопольное регулирование реорганизации юридических лиц, как один из важных вопросов гражданского законодательства
Одной из основных причин возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке является экономическая концентрация. Под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.
Контроль государства над экономической концентрацией в данном случае является непосредственным контролем над структурой рынка, одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование и функционирование товарных рынков. В результате реорганизации предприятий происходит перераспределение их активов, в результате которого может возникнуть доминирующее положение, поэтому организация обязана поставить антимонопольный орган в известность о намерении совершить такую операцию, а в некоторых случаях обратиться за разрешением на ее осуществление.
Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Примечательно, что в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
Судебное решение о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:
- отсутствует технологически
обусловленная взаимосвязь
- существует возможность
обособления структурных
- существует возможность
самостоятельной деятельности
Судебное решение о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.
Информация о работе Сущность проведения реорганизации юридических лиц