Сущность проведения реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть, что собой представляет реорганизация юридических лиц. Задачи:
- рассмотреть понятие реорганизации юридических лиц;
- рассмотреть процедуру реорганизации юридического лица;
- дать пояснения по трудовым, налоговым и иным вопросам, возникающим при реорганизации юридических лиц;
- рассмотреть антимонопольное регулирование реорганизации юридических лиц.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность проведения реорганизации юридических лиц 5
1.1 Понятие реорганизации юридических лиц 5
1.2 Процедура реорганизации юридического лица 8
2 Проблемные вопросы, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц 13
2.1 Трудовые, налоговые и иные вопросы, возникающие при реорганизации юридических лиц 13
2.2 Антимонопольное регулирование реорганизации юридических лиц, как один из важных вопросов гражданского законодательства 18
Заключение 25
Библиографический список 27
Приложения 29

Файлы: 1 файл

реорганизация юридических лиц (курсовая работа).doc

— 620.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно подпунктам 1, 2 и 3 пункта 1 статьи 27 Закона N 135-ФЗ с  предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей, а также, если одна из таких организаций включена в реестр.

Для всех организаций  отчетным годом является календарный  год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период от даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Стоит обратить внимание, что включение субъекта хозяйственной деятельности в реестр хозяйствующих субъектов с долей участия на товарном рынке более 35% накладывает на него дополнительные обязанности и ограничения в осуществлении хозяйственной деятельности. При принятии решения о включении организации в данный реестр антимонопольный орган обязан принимать во внимание все обстоятельства, в частности должны быть правильно определены географические границы товарного рынка и доля субъекта на рынке, исследована структура рынка и состав участвующих в нем хозяйствующих субъектов и так далее.16

2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр.

3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.

В настоящее время установлены следующие величины активов финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок и действий:

- 3 млрд. руб. - в отношении  лизинговых компаний и микрофинансовых  организаций;

- 2 млрд. руб. - в отношении  негосударственных пенсионных фондов;

- 1 млрд. руб. - в отношении  фондовых бирж и валютных бирж;

- 500 млн. руб. - в отношении обществ взаимного страхования, кредитных потребительских кооперативов;

- 200 млн. руб. - в отношении  страховщиков (за исключением страховых  медицинских организаций;

- 100 млн. руб. - в отношении  страховых медицинских организаций  и ломбардов.17

Данные требования о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий не применяется, если осуществление указанных действий предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо указанные действия осуществляются с соблюдением следующих условий в совокупности:

1) данные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее, чем за один месяц до осуществления этих действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления данных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Федеральным антимонопольным  органом утверждается форма представления  перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу. При этом согласно положению статьи 9 Закона N 135-ФЗ, необходимо отметить, что принадлежность лица к той или иной группе лиц определяется через взаимосвязь каждого из лиц данной группы с одним и тем же лицом либо с каждым из лиц, входящих в группу с одним и тем же лицом.18

В соответствии с пунктом 6 статьи 32 Закона N 135-ФЗ ходатайство  о даче согласия на слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, слияние некоммерческих организаций, присоединение к некоммерческой организации одной или нескольких некоммерческих организаций, создание коммерческой организации либо уведомление о таком создании подписывается заявителем и иными участвующими в таких слиянии, присоединении или создании лицами, а уведомление о таких слиянии или присоединении подписывается только заявителем. Заявитель одновременно с этими ходатайством или уведомлением представляет в антимонопольный орган документы и сведения об иных участвующих в таких слиянии, присоединении или создании лицах.

В течение тридцати дней от даты получения данного ходатайства  антимонопольный орган обязан его  рассмотреть и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении, с указанием мотивов его принятия. Указанный срок может быть продлен в связи с необходимостью дополнительного рассмотрения ходатайства, получения дополнительной информации для принятия решения, при условии, что заявленное в ходатайстве действие может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц). Максимальный срок продления составляет два месяца. В случае принятия такого решения антимонопольный орган на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещает сведения о действии, заявленном в ходатайстве о даче согласия на его осуществление. Заинтересованные лица при этом вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции такого действия.19

Антимонопольный орган  отклоняет ходатайство, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции или если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 135-ФЗ коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган обращается с такими исками только в случае, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, реорганизация юридических лиц представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (исключая случаи реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход обязанностей и прав от ранее действовавших юридических лиц к вновь созданным.

Реорганизация юридического лица производится по решению собственников имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и по решению суда. Реорганизация, в некоторых случаях, может быть способом избежать ликвидации предприятия, в том числе и по банкротству. В любом случае, нужно учитывать одно важное обстоятельство - почти все формы ликвидации, несут в себе зачатки монополизации. Именно по этой причине, для таких форм как – слияние, присоединение и преобразование требуется согласие антимонопольного комитета.

Необходимо отметить, что существующее в настоящее время российское корпоративное законодательство складывается в систему, заданную гражданским кодексом и построенную по принципу "отдельная организационно-правовая форма - особый федеральный закон". Однако в настоящее время назрела необходимость в пересмотре концептуальных идей, заложенных в основание такой системы, причем потребность в этом продиктована самой жизнью, а также запросами практики и экономического оборота. Наиболее пагубно указанный подход отразился на регулировании реорганизационных процедур, а также процессах реструктуризации компаний, поскольку при существующем положении сфера действия специального закона определяется конкретной организационно-правовой формой, которой и посвящается закон. В таком случае вопросы, связанные с реорганизацией коммерческих организаций, в результате которой создается организация в иной (по отношению к регулируемой данным законом) форме, не находят правовой базы.

Вместе с тем, даже действующее законодательство, посвященное отдельным организационно-правовым формам юридических лиц, не отвечает реальным запросам жизни, а потому реструктуризация бизнеса в рамках одной организационно-правовой формы сопряжена с серьезными сложностями.

Таким образом, в реформировании нуждается уже не только специальное законодательство, посвященное отдельным организационно-правовым формам, но также и ГК в части, посвященной реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Необходимо отметить, что в ходе возможной реформы законодательства о реорганизации юридических лиц следовало бы решить ряд принципиальных вопросов, которые сосредоточены вокруг наиболее сложных проблем законодательства о реорганизации. Данные вопросы можно сгруппировать в несколько блоков, без достижения принципиального консенсуса по которым невозможно дальнейшее движение по реформированию законодательства в названной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Гражданский кодекс РФ. - М.: Омега-Л, 2010.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2012 (31.07.1998 N 146-ФЗ, ред. от 03.12.2012).
  3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012).
  4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
  5. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции".
  6. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности"
  7. Богачева Т.В. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2012. - 441 с.
  8. Гомола А.И. Гражданское право. - М.: Академия, 2009. - 408 с.
  9. Елова Н.В. Процедура реорганизации юридических лиц. // Адвокат. - 2012. - № 3.
  10. Захарова Н.Н. Вопросы реорганизации // Государство и право . 2011. № 5. – 12-19 с.
  11. Информационно-правовая система «Гарант»
  12. Миронова М. Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Правовые аспекты. - М.: Гарант-Сибирь, 2011. – 297 с.
  13. Сергеев А.П. Гражданское право. - М.: "ПБОЮЛ Л.В. Рожников", 2011. - 632 с.
  14. Фастов Л.И. Присоединение и разделение - проблемы реорганизации. М.: Статус, 2012. – 429 с.
  15. Письмо ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации».
  16. Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2008 г. N КА-А40/10839-08 по делу N А40-10261/08-92-95.
  17. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2008 г. по делу N А66-1947/2008.
  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
  19. Определение ВАС РФ от 22.10.2012 N 12989/07 по делу N А32-26036/2012-33/434В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Формы реорганизации  юридических лиц

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Общие понятия, связанные  с реорганизацией юридических лиц

 

 


1 Миронова М. Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Правовые аспекты. - М.: Гарант-Сибирь, 2011. - 297 с.

2 Сергеев А.П. Гражданское право. - М.: "ПБОЮЛ Л.В. Рожников", 2011. - 632 с.

3 Сергеев А.П. Гражданское право. - М.: "ПБОЮЛ Л.В. Рожников", 2011. - 632 с.

4 Захарова Н.Н. Вопросы реорганизации // Государство и право . 2011. № 5. - 12-19 с.

5 Письмо ФНС России от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации".

6 Сергеев А.П. Гражданское право. - М.: "ПБОЮЛ Л.В. Рожников", 2011. - 632 с.

7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"

8 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012).

9 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности"

10 Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2012  (31.07.1998 N 146-ФЗ, ред. от 03.12.2012).

11 Определение ВАС РФ от 22.10.2012 N 12989/07 по делу N А32-26036/2012-33/434В

12 Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2012  (31.07.1998 N 146-ФЗ, ред. от 03.12.2012)

13 Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2012  (31.07.1998 N 146-ФЗ, ред. от 03.12.2012).

14 Захарова Н.Н. Вопросы реорганизации // Государство и право . 2011. № 5. - 12-19 с.

15 Елова Н.В. Процедура реорганизации юридических лиц. // Адвокат. - 2012. - № 3.

16 Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2008 г. N КА-А40/10839-08 по делу N А40-10261/08-92-95

17 Елова Н.В. Процедура реорганизации юридических лиц. // Адвокат. - 2012. - № 3.

18 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2008 г. по делу N А66-1947/2008

19 Информационно-правовая система "Гарант"


Информация о работе Сущность проведения реорганизации юридических лиц