Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:52, курсовая работа
Нужно признать, что вялотекущая пенсионная реформа, продолжающаяся уже почти 20 лет, до сих пор не принесла успеха. В этой связи актуальным и необходимым является изучение правового регулирования назначения трудовой пенсии по старости, что и стало целью данной работы. Соответственно, поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, основания и размеры трудовой пенсии по старости;
- охарактеризовать проблемы, связанные с определением трудового стажа;
- рассмотреть пути совершенствования правового регулирования трудовой пенсии по старости.
Введение
Раздел 1. Понятие и особенности правового регулирования
трудовой пенсии по старости
1.1. Понятие и общие основания трудовой пенсии по старости
1.2. Размер трудовой пенсий по старости
Раздел 2. Определение трудового стажа
при назначении трудовой пенсии по старости
2.1. Понятие трудового стажа
2.2. Доказательства трудового стажа
2.3. Доказательства страхового стажа
Раздел 3. Пути совершенствования правового регулирования
трудовой пенсии по старости
Заключение
Список литературы
Трудовые пенсии по старости
Содержание
Введение Раздел 1. Понятие и особенности правового регулирования трудовой пенсии по старости 1.1. Понятие и общие основания трудовой пенсии по старости 1.2. Размер трудовой пенсий по старости Раздел 2. Определение трудового стажа при назначении трудовой пенсии по старости 2.1. Понятие трудового стажа 2.2. Доказательства трудового стажа 2.3. Доказательства страхового стажа Раздел 3. Пути совершенствования правового регулирования трудовой пенсии по старости |
3
4 4 7
20 20 22 26
31 |
Заключение Список литературы |
38 39 |
Введение
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем - конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
Социальное обеспечение как комплекс общественных отношений - понятие собирательное, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг). Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"1 право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Нужно признать, что вялотекущая пенсионная реформа, продолжающаяся уже почти 20 лет, до сих пор не принесла успеха. В этой связи актуальным и необходимым является изучение правового регулирования назначения трудовой пенсии по старости, что и стало целью данной работы. Соответственно, поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, основания и размеры трудовой пенсии по старости;
- охарактеризовать проблемы, связанные
с определением трудового
- рассмотреть пути
Раздел 1. Понятие и особенности правового регулирования
трудовой пенсии по старости
1.1. Понятие и общие основания трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в ПФР. Соответственно, страховой стаж и трудовая деятельность - взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин2.
В соответствии со ст. 2 Закона N 173-ФЗ3 трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии. Либо это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода в случае, если они были утрачены нетрудоспособными членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.
Право на ежемесячную денежную выплату
определяется в соответствии с условиями
и нормами, установленными упомянутым
Законом. Таким образом, как следует
из данного законодателем
Следующим признаком трудовой пенсии,
на который указывает
Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Оно обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. ПФР как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме5.
Напомним, что право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.
Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда. А также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии Законом N 173-ФЗ устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции Российской Федерации являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Закон N 173-ФЗ6, который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом7.
Положения упомянутого Закона дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Закон N 167-ФЗ8 и Закон N 166-ФЗ9, а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства Российской Федерации.
Статья 15 Конституции Российской Федерации в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если положения Закона N 167-ФЗ10 не соответствуют действующим международным договорам Российской Федерации, то применяются нормы соответствующего международного договора Российской Федерации.
Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Закон N 173-ФЗ11 предусматривает льготные основания для назначения пенсии - в ст. ст. 27 и 28. В соответствии с ними трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного Законом возраста.
1.2. Размер трудовой пенсий по старости
До 1 января 2010 г. трудовая пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости и определяется по формуле:
Размер трудовой пенсии по старости = СЧ + НЧ,
где: СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Размер страховой части
СЧ = ПК : Т + Б,
где: СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого
периода выплаты трудовой пенсии
по старости, применяемого для расчета
страховой части указанной
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Из формулы видно, что ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) играет важную роль при исчислении размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Эти части определяются путем деления суммы поступивших страховых взносов (соответственно, расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений) на Т.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 173-ФЗ12 значение Т составляет 19 лет (228 месяцев), но период такой продолжительности будет применяться при назначении страховой части пенсии только после 1 января 2013 г.
При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев) (ст. 32 Закона N 173-ФЗ).
Для наглядности зависимость времени выхода на пенсию от ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости представлена в табл. 1.
Таблица 1
|
Ожидаемый
период |
С 1 января
2002 г. по 31 |
12 лет (144 месяца) |
С 1 января
2003 г. по 31 |
12,5 года (150 месяцев) |
С 1 января
2004 г. по 31 |
13 лет (156 месяцев) |
С 1 января
2005 г. по 31 |
13,5 года (162 месяца) |
С 1 января
2006 г. по 31 |
14 лет (168 месяцев) |
С 1 января
2007 г. по 31 |
14,5 года (174 месяца) |
С 1 января
2008 г. по 31 |
15 лет (180 месяцев) |
С 1 января
2009 г. по 31 |
15,5 года (186 месяцев) |
С 1 января
2010 г. по 31 |
16 лет (192 месяца) |
С 1 января
2011 г. по 31 |
17 лет (204 месяца) |
С 1 января
2012 г. по 31 |
18 лет (216 месяцев) |
С 1 января
2013 г. и в |
19 лет (228 месяцев) |
С 1 января 2010 г. расчетный пенсионный капитал состоит из трех частей.
Первая часть - это пенсионные права, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 г. (заработок и стаж) (ст. 30 Закона N 173-ФЗ13).
Вторая - сумма валоризации, которая составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ, и сверх того 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г., определенного в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 30.1 Закона N 173-ФЗ.