Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:52, курсовая работа
Нужно признать, что вялотекущая пенсионная реформа, продолжающаяся уже почти 20 лет, до сих пор не принесла успеха. В этой связи актуальным и необходимым является изучение правового регулирования назначения трудовой пенсии по старости, что и стало целью данной работы. Соответственно, поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, основания и размеры трудовой пенсии по старости;
- охарактеризовать проблемы, связанные с определением трудового стажа;
- рассмотреть пути совершенствования правового регулирования трудовой пенсии по старости.
Введение
Раздел 1. Понятие и особенности правового регулирования
трудовой пенсии по старости
1.1. Понятие и общие основания трудовой пенсии по старости
1.2. Размер трудовой пенсий по старости
Раздел 2. Определение трудового стажа
при назначении трудовой пенсии по старости
2.1. Понятие трудового стажа
2.2. Доказательства трудового стажа
2.3. Доказательства страхового стажа
Раздел 3. Пути совершенствования правового регулирования
трудовой пенсии по старости
Заключение
Список литературы
Одно из ключевых предложений заключается в том, чтобы выплата накопительной части трудовой пенсии по старости носила срочный, а не пожизненный характер, как установлено Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Так, пенсионеры по старости разделены на три группы. В первую группу входят пенсионеры "молодых" возрастов, не достигшие "рекомендуемого" пенсионного возраста (63 лет), которые сохраняют трудоспособность и продолжают работать. Авторы Доклада предлагают стимулировать их трудовую активность до достижения 63 лет. Стимулом является повышение размера накопительной части трудовой пенсии в случае отказа от ее назначения для женщин в возрасте от 55 до 63 лет, а для мужчин - от 60 до 63 лет. Указанные возрастные пределы распространяются на лиц, трудившихся в нормальных условиях труда. Что касается лиц, имеющих право на досрочную пенсию в связи с работой во вредных или тяжелых условиях труда, в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, то для них продолжительность периода "добровольного отказа" от получения трудовой пенсии по старости увеличивается в зависимости от пенсионного возраста, установленного ныне действующим законодательством. В дальнейшем предусматривается создание для них профессиональных пенсионных систем, источником финансирования которых будут служить дополнительные взносы работодателей и самих застрахованных лиц.
Вторую группу составляют пенсионеры "средних" возрастов - от 63 до 73 лет. Для этой категории предлагается увеличение размера накопительной части трудовой пенсии за счет выплаты не пожизненной, а срочной пенсии (например, в течение 10 лет) до исчерпания средств специальной части ИЛС. При этом совокупный коэффициент замещения "предпенсионного" заработка с учетом страховой части трудовой пенсии по старости, выплачиваемой ПФР, будет достигать 60%44. В случае смерти пенсионера предусматривается возможность наследования остатка средств с его счета.
Следует отметить, что за пенсионерами сохраняется возможность выбора пожизненного срока выплаты (получения) накопительной части трудовой пенсии по старости. Но в этом случае ее размер сокращается. В соответствии с проведенными расчетами, при страховом стаже 30 лет и выплате накопительной части в течение 10 лет размер пенсии застрахованного лица, получавшего среднестатистическую по стране зарплату, составит в 2022 г. 36,5%, а в 2030 г. - 38% от "предпенсионного" заработка. При страховом стаже 35 лет показатели будут равны соответственно - 43,4% в 2022 г. и 45% в 2030 г45.
Данное предложение не вполне соответствует Конвенции МОТ N 102 1952 г. "О минимальных нормах социального обеспечения", задача ратификации которой согласована в Генеральном соглашении на 2011 - 2013 гг. между Правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. В ст. ст. 65 - 67 этой Конвенции в качестве минимального стандарта установлен размер пенсии для типичного получателя на уровне 40% прежней заработной платы при стаже 30 лет и возрасте 65 лет. Конечно, это не означает необходимости повышения пенсионного возраста мужчин и женщин до 65 лет, поскольку российское законодательство содержит более благоприятные для пенсионеров нормы, а ратификация не должна приводить к их ухудшению. Это общее правило содержится во всех международных договорах.
Для третьей группы - пенсионеров старше 73 лет - гарантированный общий размер трудовой пенсии, включающий страховую и накопительную части, должен достигать в ближайшей перспективе двух, а в среднесрочной перспективе - трех прожиточных минимумов. По мнению авторов Доклада, для данной группы пенсионеров важен не столько номинальный размер пенсии, сколько лекарственное обеспечение и медицинское обслуживание. Для этого предлагается создать новый вид страхования - гериатрическое страхование, которому посвящена значительная часть Доклада. Одним из источников его финансирования, помимо средств федерального и регионального бюджетов, могут быть и накопительные взносы на обязательное пенсионное страхование.
Однако не совсем ясно,
как будет функционировать
Большое внимание уделено в Докладе Экспертного совета механизмам компенсации потерь пенсионных накоплений под влиянием рыночного риска. Предложено создать двухуровневый механизм компенсации рыночных рисков инвестирования:
- страховые резервы
НПФ по обязательному
- средства гарантийного фонда с участием государства.
Поскольку огромное большинство застрахованных лиц не сделали распоряжения ПФР о переводе средств, учтенных в специальной части ИЛС в НПФ, т.е. остались "молчунами", члены Экспертного совета считают возможным установить "переходный период для выбора НПФ". Если застрахованное лицо не выберет никакого НПФ самостоятельно, то по истечении "переходного периода" выбор за него будет делать работодатель. Принцип "выбора по умолчанию" предусмотрен и для Программы государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии по Федеральному закону от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"47.
Из Доклада Экспертного совета следует, что сохраняется право застрахованного лица на возврат средств обязательных пенсионных накоплений из НПФ в ПФР. В случае угрозы банкротства, финансового кризиса и других неблагоприятных обстоятельств возможен массовый перевод накопительных взносов застрахованных лиц в ПФР. В такой ситуации государство будет вынуждено нести ответственность за выплату накопительной части трудовой пенсии в полном объеме. Страхование вряд ли поможет, так как оно не ориентировано на выплату пожизненной пенсии. Прогнозные сценарии развития накопительного компонента обязательной пенсионной системы должны предусматривать возможные варианты их решения. Представляется, что наиболее целесообразным решением будет законодательное установление запрета на возвращение застрахованных лиц в ПФР. Конечно, такое решение ущемляет интересы застрахованных лиц. Однако оно позволит избежать неконтролируемого и значительного роста бюджетных расходов. А государству в любом случае придется оказывать социальную помощь пенсионерам, чей доход будет ниже величины федерального или регионального прожиточного минимума пенсионера.
Заключение
Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Одним из существенных признаков такого государства является развитая система социального обеспечения, включающая пенсионное обеспечение граждан.
В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне установлены два типа пенсионного обеспечения и соответствующие категории пенсий:
- пенсия по государственному
пенсионному обеспечению - ежемесячная
государственная денежная
- трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Список литературы
I. Нормативные правовые акты
II. Специальная литература
1 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
2 Ковалевский А.М., Ковалевский М.А. Социально-экономическая и правовая природа пенсии по старости (возрасту): от современного общества к традиционному и обратно // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2. С. 14.
3 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
4 Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред от. 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
5 Ковалевский А.М., Ковалевский М.А. Социально-экономическая и правовая природа пенсии по старости (возрасту): от современного общества к традиционному и обратно // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2. С. 15.
6 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
7 Ершов В.А. Трудовые пенсии по старости. Практический справочник. М., 2011. С. 40.
8 Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред от. 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
9 Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. // Консультант Плюс.
10 Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в ред от. 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
11 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
12 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
13 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
14 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
15 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
16 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
17 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
18 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.
19 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 243-ФЗ) // Консультант Плюс.