Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:52, курсовая работа
Нужно признать, что вялотекущая пенсионная реформа, продолжающаяся уже почти 20 лет, до сих пор не принесла успеха. В этой связи актуальным и необходимым является изучение правового регулирования назначения трудовой пенсии по старости, что и стало целью данной работы. Соответственно, поставлены следующие задачи:
- изучить понятие, основания и размеры трудовой пенсии по старости;
- охарактеризовать проблемы, связанные с определением трудового стажа;
- рассмотреть пути совершенствования правового регулирования трудовой пенсии по старости.
Введение
Раздел 1. Понятие и особенности правового регулирования
трудовой пенсии по старости
1.1. Понятие и общие основания трудовой пенсии по старости
1.2. Размер трудовой пенсий по старости
Раздел 2. Определение трудового стажа
при назначении трудовой пенсии по старости
2.1. Понятие трудового стажа
2.2. Доказательства трудового стажа
2.3. Доказательства страхового стажа
Раздел 3. Пути совершенствования правового регулирования
трудовой пенсии по старости
Заключение
Список литературы
Специальные документы должны представлять и некоторые другие категории лиц перечень, которых детально урегулирован в действующем законодательстве. Как правило, это либо документы официальных органов подтверждающих факт деятельности лица, либо документы подтверждающие факт уплаты обязательных платежей.
Иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж подтверждаются соответствующими документами34.
2.3. Доказательства страхового стажа
Итак, мы рассмотрели порядок подсчета трудового стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
В настоящее время приобрело большее значение рассмотрение подсчета страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета35.
Как отмечают специалисты, введение такого порядка отражает суть и нюансы пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в ПФ РФ страховые взносы. Впрочем и стаж подсчитываете именно на основе страховых взносов.
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
В соответствии со ст.6 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» индивидуальный лицевой счет застрахованного лица должен содержать следующие сведения36:
1) страховой номер;
2) фамилию, имя и
отчество; фамилию, которая была
у застрахованного лица при рож
3) дату рождения;
4) место рождения;
5) пол;
6) адрес постоянного места жительства;
7) серию и номер
паспорта или удостоверения
8) гражданство;
9) номер телефона;
10) периоды трудовой
и иной общественно полезной
деятельности, включаемые в общий
стаж для назначения
11) заработную плату или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) сумму заработка или дохода (за каждый месяц страхового стажа), который учитывается при назначении трудовой пенсии;
13) сумму начисленных
данному застрахованному лицу
страховых взносов (за каждый
месяц страхового стажа), включая
страховые взносы за счет
14) сумму уплаченных за данное застрахованное лицо страховых взносов, включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица;
15) периоды выплаты пособия по безработице;
16) периоды военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж;
17) сведения о назначении (перерасчете), индексации и начислении пенсии37.
Лицевой счет хранится Пенсионным фондом Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица. После смерти застрахованного лица лицевой счет закрывается и хранится в течение срока, предусмотренного для хранения пенсионных дел.
После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, периоды, включаемые в стаж, подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Все сведения о застрахованных лицах представляются работодателями и застрахованными лицами как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме в соответствии с Инструкцией №318 и инструкцией о формах документов персонифицированного учета и правилах их заполнения, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
Как же осуществляется документальное подтверждение трудового стажа? Как осуществляется связь между электронным лицевым счетом и бумажными документами?
Приведем пример:
Гражданин N работал в г. Москве. В соответствии с законодательством его московский работодатель представлял в территориальный орган Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве сведения о трудовом стаже и заработке гражданина N. Когда же последнему исполнилось 60 лет, он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области с заявлением о назначении ему трудовой пенсии. Управление получило от ПФ РФ выписку из индивидуального лицевого счета, из которой следовало, что этот гражданин получал на протяжении всего 1999 года заработную плату в г. Москве в размере 40 руб. в месяц. В то же время в Управление Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области гражданин N представил справку о заработной плате, выданную тем же работодателем, в которой значилась сумма, в 30 раз превышающая указанную выше, - 1200 руб. в месяц38.
Таким образом, в распоряжении Управления Пенсионного фонда РФ по Луховицкому району Московской области имеется, с одной стороны, заверенный печатью и подписью документ (справка о заработке), а с другой - компьютерная распечатка без подтверждающего документа, так как сам документ (индивидуальные сведения гражданина N) хранится в территориальном органе Отделения Пенсионного фонда РФ по г.Москве, куда его представил работодатель. Казалось бы, доверять можно только справке. Однако не все так просто. Дело в том, что распечатка содержит входящие номера всех бумажных документов, содержание которых включено в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, а по этому номеру всегда можно найти документ в архиве. Документ (индивидуальные сведения гражданина N), также заверенный печатью и подписью московского работодателя, был в архиве найден, и в соответствии со ст.102 Закона Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон N 340-1) пенсия была назначена на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Это пример касается размера заработной платы, но его можно распространить и на порядок подтверждения трудового стажа работника.
Таким образом, если возникнет такого рода противоречие при определении стажа данные персонифицированного учета должны решить эту проблему.
В заключение отметим, что периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Раздел 3. Пути совершенствования правового регулирования
трудовой пенсии по старости
Основные направления дальнейше
- модернизация страховой составляющей трудовой пенсии;
- реформирование досрочного пенсионного обеспечения;
- модернизация накопительного компонента пенсионной системы.
Прежде чем анализировать юридические аспекты предлагаемых изменений, следует отметить, что побудительным мотивом к активизации исследовательской деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) послужили предложения Минздравсоцразвития РФ, изложенные в аналитическом докладе "Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса" 2010 г.
Одним из ключевых предложений Минздравсоцразвития РФ является выведение накопительной составляющей трудовых пенсий из системы обязательного пенсионного страхования и перевод его в добровольный формат. По действующему законодательству источником финансирования накопительной части является обязательный страховой взнос в размере 6% от фонда оплаты труда, который перечисляется работодателями в Пенсионный фонд РФ (ПФР) за застрахованных лиц моложе 1967 г. р. Сумма перечисленных взносов отражается в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС). Застрахованное лицо может оставить сумму накопительных взносов в ПФР, передать управляющей компании (УК) или НПФ для инвестирования. Если застрахованное лицо не сделает выбора в пользу УК или НПФ, то сумма накопительных взносов остается в ПФР и инвестируется Государственной управляющей компанией (ГУК), функции которой по Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2008 г. N 970 выполняет до 1 января 2014 г. "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". В средствах массовой информации застрахованных лиц, не сделавших ПФР распоряжения о переводе накопительных средств УК или НПФ, называют "молчунами". К 2010 г. 5,7 млн. застрахованных лиц заключили договоры обязательного пенсионного страхования с негосударственными пенсионными фондами (8,2% от 69 млн. человек, имеющих накопления)39. Это означает, что около 92% оставались "молчунами". Приведенные цифры свидетельствуют о нежелании подавляющего большинства застрахованных лиц передавать средства пенсионных накоплений коммерческим организациям из-за недостаточного доверия к ним или по каким-либо иным причинам. Не способствует росту доверия и недобросовестная практика отдельных НПФ по привлечению новых участников, которая получила широкую огласку в 2011 г. Она состояла в том, что ряд фондов представляли в ПФР фиктивные договоры с застрахованными лицами и заявления застрахованных лиц о переводе накопительных взносов в НПФ. Мошенничество вскрылось, когда застрахованные лица получили информацию из ПФР о переводе средств с их ИЛС в НПФ на основании заявлений, которых они не писали. НПФ возложили ответственность за указанные действия на своих агентов, осуществлявших непосредственное заключение договоров. За 2010 - 2011 гг. против агентов-мошенников было возбуждено семь уголовных дел, из них шестеро получили условные сроки за подделку подписи, а одного приговорили к лишению свободы40.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" НПФ может заниматься инвестиционной деятельностью непосредственно или через управляющую компанию. В этом случае НПФ заключает договоры доверительного управления средствами с УК. В свою очередь, УК осуществляют операции с ценными бумагами через брокеров и спецдепозитарий. Все участники рынка ценных бумаг (УК, брокеры и спецдепозитарий), за исключением НПФ, являются коммерческими организациями. Поэтому за осуществление инвестиционной деятельности они взимают плату согласно условиям заключенных договоров. Вознаграждение УК может достигать 10% дохода, спецдепозитария - до 3% чистого дохода. Хотя НПФ по действующему законодательству не относится к коммерческим организациям, он также получает вознаграждение по договорам доверительного управления средствами в размере до 15% чистого дохода. Таким образом, общие затраты на администрирование и инвестирование обязательных пенсионных накоплений могут достигать 28% чистого дохода, что, соответственно, влечет за собой снижение на ту же сумму доходов, распределяемых по счетам застрахованных лиц41.
По расчетам Минздравсоцразвития РФ, из-за низкой эффективности инвестирования пенсионных накоплений для застрахованных лиц 1953 (мужчины) / 1957 (женщины) - 1966 г. р. полученная доходность позволила бы выплачивать накопительную часть трудовой пенсии по старости в 2010 г. в среднем в размере 91 руб., а для лиц моложе 1967 г. р. по достижении пенсионного возраста - в размере 1007 руб. При страховом стаже 30 лет средний размер накопительной части трудовой пенсии составит 5456 руб. в 2035 г. (15,7% от среднего размера трудовой пенсии по старости)42.
В период мирового финансового кризиса все УК, осуществлявшие вложение пенсионных накоплений, получили отрицательную доходность. Свои убытки НПФ распределили по счетам застрахованных лиц. Чтобы спасти средства пенсионных накоплений от неблагоприятного воздействия финансовых рисков, НАПФ внесло предложения по их страхованию по аналогии со страхованием банковских вкладов.
Минздравсоцразвития РФ не разделяет оптимизма пенсионных фондов по поводу страховой защиты от финансовых рисков. Финансовые кризисы, имеющие циклический характер, будут приводить к убыткам и банкротству отдельных УК и НПФ. Страхование пенсионных накоплений по типу банковских вкладов не является адекватным решением проблемы в связи со слишком высокой степенью риска. Покрывать долги НПФ придется государству, поскольку в соответствии с международными стандартами оно несет общую ответственность за предоставление пенсий и функционирование пенсионной системы. Создав единую распределительно-накопительную систему обязательного пенсионного страхования, государство взяло на себя такую ответственность. Это означает, что объемы бюджетного финансирования пенсионной системы будут возрастать43.