Уголовно правовая защита будущей жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является углубленный уголовно-правовой анализ незаконного производства аборта и наиболее важных и дискуссионных проблем, связанных с данным вопросом, а также внесение предложений по законодательному усовершенствованию уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за незаконное производство аборта и смежных с ней составов.
Данные цели конкретизируются в постановке и разрешении ряда следующих основных задач:
- анализ состояния научных взглядов на проблему незаконного производства аборта и смежных с ним преступлений;
- анализ действующего законодательства о незаконном производстве аборта и смежных с ним преступлений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ЗАЩИТА ПРАВА НА ЖИЗНЬ
1.1 История формирования законодательной базы, обеспечивающей право на жизнь……………………………………………………………………………….8
1.2 Основы уголовно-правовой защиты будущей жизни в России…………..11
ГЛАВА II.ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛА ЖИЗНИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
2.1. Аборт – проблема теории морали………. ………………………………...24
2.2. Право на жизнь эмбриона………………………………………………….27
2.3. Правовые аспекты за незаконное производство аборта………………….37
2.4. Судебная практика………………………………………………………….47
ГЛАВАIII.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АБОРТАХ В ДРУГИХ СТРАНАХ
3.1 Классификация правового законодательства за рубежом………………...59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….77

Файлы: 1 файл

Будущая жизнь.docx

— 206.18 Кб (Скачать файл)

Правовой порядок производства правомерного (законного) аборта, обеспечивающего  максимальную безопасность для здоровья беременной, изложен в действующей Инструкции Минздрава СССР «О порядке проведения операции искусственного прерывания беременности» (приложение № 1 к приказу Минздрава СССР от 16 марта 1982 г.). Стержневым критерием законного аборта является его производство исключительно в стационарных лечебно-профилактических учреждениях и только врачом акушером-гинекологом. 19

Таким образом, одним из признаков, характеризующих незаконное производство аборта, является искусственное прерывание беременности, произведенное при  любом ее сроке по просьбе и  с согласия женщины, лицом, не имеющим  специального высшего медицинского образования (т.е. не акушером-гинекологом). А это значит, что любой случай производства аборта средним медицинским  работником содержит признак преступления, предусмотренного упомянутой статьей  УК.

Единственным исключением из этого  правила является состояние крайней необходимости, когда аборт следует произвести по жизненным показаниям безотлагательно в целях устранения реальной угрозы для жизни беременной. Например, после дорожно-транспортного происшествия акушерка произвела аборт женщине со сроком беременности 18 недель, доставленной на фельдшерско-акушерский пункт с массивным маточным кровотечением, обусловленным травматической отслойкой плаценты. Естественно, что при таких обстоятельствах уголовная ответственность лица, производившего аборт, исключается.

С субъективной стороны данное преступление совершается только с умыслом, при котором виновный полностью сознает, что производит незаконную операцию, предвидит, что в результате его действий беременность будет прервана, и желает такого результата.

Мотивом производства криминального аборта в подавляющем большинстве (94%) бывают корыстные побуждения (получение денег или других материальных ценностей).20

В приговоре народного суда, рассмотревшего в выездном открытом заседании дело по обвинению медсестры хирургического отделения клинической больницы Я. в незаконном производстве аборта, указывалось следующее. Подсудимая Я., не имея специального медицинского образования, 7 июня 1985 г. по месту своего жительства произвела криминальный аборт гражданке П., 19 лет, при сроке беременности 22—24 недель. За производство аборта было получено накануне незаконное вознаграждение. Сразу же после произведенного криминального аборта П. потеряла сознание и скончалась. Причиной смерти явилась воздушная эмболия. В судебном заседании медсестра Я. полностью признала свою вину. Суд приговорил ее к 4 годам лишения свободы. В частном определении суда в адрес горздравотдела указывалось, что одной из причин совершенного преступления является недостаточное  знание медицинскими работниками действующего законодательства об ответственности за криминальный аборт.

Т.о. на протяжении последних  десятилетий законодательство об аборте становилось все более либеральным. Реальные же усилия органов здравоохранения, врачей, общественности, направленные на ограничение этой медицинской  практики были гораздо скромнее. В  годы, когда не только в развитых странах, но и развивающихся - создавались современные системы планирования семьи, одна из инструкций союзного Минздрава (1975 г) лишь призывала врачей-гинекологов убеждать женщин, уже принявших решение об аборте, не делать этого и сохранить беременность. Только в последнее десятилетие в нашей стране делаются первые шаги по созданию современной системы планирования семьи. Одновременно возникли общественные движения против абортов – ассоциации "Жизнь", "Право на жизнь", "Pro life", "Vita" и др.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛА ЖИЗНИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

2.1. Аборт –  проблема теории морали.

В последние десятилетия  аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Специалисты так формулируют ее содержание : "Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?". Аргументация, которая обосновывает право женщины на свободный ответственный выбор в отношении того, вынашивать ли ей зачатый плод или абортировать его, наиболее полно изложена в документах и публикациях МФПС – международной федерации планирования семьи. Вопрос об аборте – это часть вопроса о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека. Репродуктивное здоровье отражает очень важный аспект здоровья вообще и предполагает:

а) способность производить  потомство,

б) свободное принятие решений  в этой сфере,

в) доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь. Репродуктивный выбор – проявление моральной  автономии личности в вопросах сексуальности  и деторождения.22 В первую очередь речь идет о сознательном и ответственном отношении личности к этим вопросам. Репродуктивные права призваны создать социальные предпосылки для обеспечения репродуктивного здоровья. Они нашли отражение во многих международных документах по правам человека и национальных законодательствах. Важнейшее из репродуктивных прав – охраняемое государством право иметь и сохранять репродуктивное здоровье. Это право становится реальным лишь при доступности для женщин и мужчин всех современных средств планирования семьи, одним из которых ( хотя и наименее подходящим) в определенных ситуациях может считаться и искусственный аборт.

К сожалению, в современном  обществе аборты неизбежны. Подлинным  социальным злом являются последствия  аборта для женщины. Ежегодно в мире от них гибнет около 70 тыс. женщин. Репродуктивные права в определенном смысле являются основополагающими, в особенности – для женщин.23 Как говорила одна из первых активисток движения за право женщины на аборт А. Дэвис: "Какие бы права женщинам не предоставляли – голосовать на выборах, получать образование и т. д. – все это ничего не стоит, если у нас нет права распоряжаться собственным телом и контролировать то, что с нами происходит, если нашу судьбу могут изменить те, от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или применения силы".

 Эксперты МФПС отмечают : " Для всех европейских стран путь их развития должен проходить не через ограничение репродуктивного выбора, а, напротив, его расширение". Таким образом, идеологи МФПС говорят о "двойной стратегии". В современном обществе женщина должна иметь доступ к сексуальному просвещению, у нее должен быть выбор средств регулирования фертильности. Но при наличии этих возможностей ей должен быть доступен безопасный и легальный аборт.

 Противники абортов  делают главный акцент на том,  что эмбрион, плод имеет такое  же право на жизнь, как и  вообще всякий человек. Искусственный  аборт – это всегда произвольное  лишение жизни человеческого существа, то есть, убийство, а потому – как можно говорить о "праве на убийство"?

 В традиционном медицинском  подходе к проблеме аборта  едва ли не главным всегда  считался вопрос о жизнеспособности  плода, то есть о той границе  в его внутриутробном развитии, когда он уже в состоянии  выжить вне организма матери  с учетом возможностей, предоставляемых  технологиями выхаживания недоношенных.

В нашей стране до начала 90-х годов считалось, что такой  границей является срок беременности 28 недель при массе плода от 1000 гр. Когда в 1993 г. акушерская служба РФ перешла на рекомендованные ВОЗ  критерии живорождения, граница была снижена до 22 недель беременности, показателя массы тела плода – до 500 гр. Особая тема – чувствует ли плод боль.24 В 1997 г. рабочая группа, организованная Королевским колледжем акушеров и гинекологов Великобритании, опубликовала доклад "Сознание плода", который был посвящен и вопросу о том, когда плод начинает чувствовать боль. При проведении процедур на зародыше или прерывании беременности на 24-й неделе или позже в докладе рекомендуется применение обезболивающих и седативных средств для зародыша. Если же обратиться методическим рекомендациям Минздрава СССР "Обезболивание операции искусственного прерывания беременности" (1988г.), то вопроса об обезболивании для плода мы здесь не найдем – рекомендациях речь идет только о беременной женщине. Большой эмоциональной силой обладают эмбриологические данные о развитии плода, приводимые противниками абортов. Сердцебиение возникает у плода на 18-й день после зачатия, на 21-й день у него имеется замкнутая система кровообращения, на 40-й день можно обнаружить электрические импульсы головного мозга, на 6-7-й неделе плод начинает самостоятельно двигаться и т. д. 

 

2.2.  Право на  жизнь эмбриона

 

Что такое эмбрион? Эмбрион – не только часть тела женщины. Как биологическая структура эмбрион не тождественен никакому ее органу, поскольку он есть человеческое существо, растущее в ее теле. Человеческий эмбрион обладает особым онтологическим статусом: он – "потенциальный человек". Его природа преимущественно биологическая, а в социальном отношении – это пока объект, на который в нормальных, а не в "девиантных" случаях искусственного аборта направлена наша забота. Его природа – это становление, формирование биологической индивидуальности, предпосылок уникального склада души, характера будущего человека. Никакой из объективных фактов, отражающих непрерывный процесс эмбриогенеза – зарождения и развития эмбриона, - нельзя считать свидетельством того, что уже появился "человек как таковой". В то же время ясно, что чем больше возраст эмбриона, тем ближе он к этому последнему статусу. Особый онтологический статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. На любой стадии своего развития эмбрион является носителем человеческого достоинства. Плод приобретает моральный статус, как бы соучаствуя в моральных взаимоотношениях.25 Критерием морального статуса эмбриона является его включенность в моральное отношение, которое возникает, когда эмбрион становится объектом морального осмысления и для матери, в тот или иной критический момент выбора, и для человеческой культуры, которая самой постановкой проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав, проявляя при этом моральные качества человеческого рода в целом – такие как солидарность, долг, взаимоответственность, свобода, любовь, милосердие. С точки зрения морали аборт – всегда трудный, мучительный моральный выбор.

Тем не менее, строгой определенности в применении данного термина «эмбрион» нет. Под эмбрионом (греч. embryon) принято понимать животный организм на ранней стадии развития. Однако необходимо уточнить, что согласно данным биологии и эмбриологии человеческий зародыш проходит в своем внутриутробном развитии три стадии: проэмбрион (14 дней с момента зачатия) представляет "сгусток" клеток; собственно эмбрион (8 недель с момента зачатия); плод (от 8 недель до момента рождения).26  

Таким образом, мы имеем дело со сложным организмом, который в  зависимости от стадии развития представляет собой либо кусок человеческих тканей (ранний период эмбриогенеза), либо обособленное существо, способное жить без организма  матери (5-9-й месяцы развития). В праве  под эмбрионом человека понимается организм с момента оплодотворения до рождения.  Анализ литературы дает возможность выделить два основных подхода к проблеме правового статуса эмбриона: 

1 Эмбрион - субъект права, полноправный участник правоотношений, приравненный к человеку. 

2.Эмбрион - объект права: 

- как часть организма  матери, приравненная к органам  и тканям человека; 

- как вещь, по поводу  которой могут возникнуть правоотношения  имущественного характера. 

Рассматривая первую точку  зрения, следует иметь в виду, что, говоря о человеке как об участнике  правоотношений, не стоит забывать единство его биологического и личностного  статуса. Человек - существо, обладающее нравственными ценностями и способное  самостоятельно выбирать цели, принимать  на себя ответственность, иными словами, наличие у него правосубъектности, которой не обладает человеческий эмбрион. Следовательно, зародыш - не человеческая личность, не индивидуум и поэтому  не признается правоспособным. Однако против данного утверждения можно  привести мнение М.Клопфера и А.Кольбе о том, что в силу аргументов потенциальности и непрерывности вполне можно исходить из того, что с момента своего зарождения плод развивается непрерывно и это развитие не имеет морально значимых ограничений, следовательно, и еще не рожденный человек, с самого начала в морально-практическом отношении, может считаться личностью . Действительно, можно согласиться с этим утверждением, если считать, что личность может существовать только при полном становлении определенных качеств, как то: наличие умственного развития, самосознания, памяти, осознания своего будущего, наличие чувства самосохранения и иных преимуществ, будет обоснована охрана ее жизни. Тогда жизнь человека до рождения, а также в первые недели после рождения не будет защищена. Исходя из данной точки зрения, можно заключить, что речь все же идет о необходимости охраны эмбриона как начала человеческой жизни, а не о признании его субъектом права, физическим лицом. 27

Международно-правовые акты (ст. 6 Всеобщей декларации прав человека и ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах) в этой части не конкретны. Закрепляется лишь принцип: "Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности", а не положения о праве эмбриона на признание его правосубъектности. Региональные международные документы практически имеют идентичное содержание (Конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. ). Исключение составляет Американская конвенция о правах человека, в ст. 4 которой указывается: "Это право (право на жизнь) защищается законом, как правило, с момента зачатия". В этом случае применительно к одному из прав человека можно говорить об ином моменте его возникновения, отличающемся от общего порядка. Конституции и основные законы ряда зарубежных стран также не признают человеческий зародыш субъектом права. Так, Конституция Швейцарии в ст. 119 относит эмбрионы к зачаточным и генетическим средствам человека. 28

Информация о работе Уголовно правовая защита будущей жизни