Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 06:19, контрольная работа
Правовой статус унитарных предприятий раскрывается в основном источнике гражданского права - Гражданском кодексе РФ № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. , а также в Федеральном законе РФ № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях» .
Согласно ст. 113 ГК РФ, а также п.1 ст. 2 Федерального закона РФ «О государственных и муниципальных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
1. В письменной форме раскрыть содержание следующих понятий (указать нормативно-правовой документ, регламентирующий соответствующее понятие, номер, дату принятия, принявший орган):
1.1. Унитарное предприятие.
1.2. Право оперативного управления.
1.3. Право хозяйственного ведения.
1.4.
Нецелевое использование
1.5.
Крупная сделка унитарного
1.6. Заинтересованность в совершении крупной сделки на унитарном предприятии.
1.7. Показатели экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий.
1.8.
Размер уставного капитала
Правовой статус унитарных предприятий раскрывается в основном источнике гражданского права - Гражданском кодексе РФ № 51-ФЗ от 30.11.1994 г.1, а также в Федеральном законе РФ № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях»2.
Согласно ст. 113 ГК РФ, а также п.1 ст. 2 Федерального закона РФ «О государственных и муниципальных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Термин "унитарное" (от лат. unitas - единство) означает единое, составляющее одно целое, что означает неделимость имущества такого юридического лица по вкладам (либо долям, паям), в том числе между наемными работниками этого предприятия, которые не участвуют в образовании имущества этого предприятия, и не несут имущественной ответственности по его долгам, а потому и не имеют на это имущество каких-либо прав. Юридическим лицом признается именно предприятие, а не его «трудовой коллектив», не являющийся субъектом гражданских правоотношений.3
В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные и муниципальные предприятия. Их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию:
- либо на праве хозяйственного ведения (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие),
- либо на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие)4.
От имени Российской Федерации или муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы власти муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Унитарное предприятие обладает целевой правоспособностью. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 ГК РФ (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида), сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий (п.1 ст. 113 ГК РФ). В настоящее время рекомендован к применению Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205.5
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Орган унитарного предприятия - единоличный руководитель, он назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. При недостатке у казенных предприятий имущества наступает субсидиарная ответственность их учредителей по их долгам (п. 5 ст. 115 ГК; п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается (кроме некоторых случаев банкротства).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
.
1.2. Право оперативного управления.
Понятие «право оперативного управления» предусмотрено ст. 296 ГК РФ. Это разновидность ограниченных вещных прав. В отличие от права собственности ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь. Право оперативного управления является вещным правом разрешительного порядка - оно дозволяет строго определенные действия6.
Право оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).
Правом оперативного управления могут обладать не только исключительно государственные или муниципальные юридические лица, но и учреждения, создаваемые на праве частной собственности.
По общему правилу распоряжение любым имуществом, переданным в оперативное управление, производится только с согласия собственника (кроме самостоятельной реализации продукции казенными предприятиями).
Субъекты права оперативного управления создает публичный собственник – учредитель, определяя объем их правоспособности, утверждая их уставы и назначая их руководителей. Составляющие право оперативного управления правомочия имеют строго целевой характер, обусловленный выполняемыми учреждением или казенным предприятием функциями. Собственник устанавливает таким юридическим лицам прямые задания по целевому использованию выделенного им имущества (в частности, в утвержденной им смете доходов и расходов учреждения). Собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество (вещи) и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. У образовательных учреждений такое имущество вообще не может быть изъято собственником-учредителем пока данное учреждение не реорганизуется или не ликвидируется по его решению. Право оперативного управления содержит положение о том, что доходы, полученные от разрешенной законом и собственником деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на особом балансе.
1.3. Право хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом и иными правовыми актами (ст. 294 ГК).
Право хозяйственного ведения устанавливается федеральным законом и не может быть изменено соглашением между юридическим лицом и собственником его имущества7.
Имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними имущество правом оперативного управления). Объектом данного права являются движимые и недвижимые вещи, находящиеся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.
Публичный собственник (учредитель) предприятия уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования, а в определенной мере – и правомочие распоряжения, но, однако, вовсе не лишается перечисленных правомочий.
В отношении предприятия, наделенного имуществом на праве хозяйственного ведения, собственник-учредитель сохраняет следующие правомочия, прямо предусмотренные законом (п. 1 ст. 295 ГК):
1. создать унитарное предприятие – несобственника;
2. реорганизовать и
3. осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
4. получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.
Осуществление принадлежащих унитарному предприятию правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом, иными правовыми актами (т.е. указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ) и уставом конкретного предприятия. Из правомочия распоряжения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, а также совершения некоторых сделок без предварительного согласия собственника (п. 2 и 4 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). При этом своим имуществом унитарное предприятие вообще может распоряжаться только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять свою уставную (основную) деятельность (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).
1.4. Нецелевое использование бюджетных средств.
Понятие нецелевого использования бюджетных средств является межотраслевым понятием, и раскрывается как в Бюджетном кодексе РФ, так и в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ. Понятия в целом созвучны между собой, только немного отличается понятие установленное УК РФ, поскольку там речь идет не просто об использовании, но о нецелевом расходовании бюджетных срдеств8.
Нецелевое использование средств является одним из основных нарушений бюджетного законодательства. По классификации относится к нарушениям порядка использования бюджетных средств.9
Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289 Бюджетного кодекса РФ N 145-ФЗ от 31.07.1998 г.) – это такое использование средств бюджета, которое выразилось в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения10. Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные бюджетным законодательством.
Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств бывает трех видов:
- административная (материальная ответственность: штраф на руководителей учреждений в размере от 4 до 5 тыс. рублей, на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. рублей (п. 1 ст. 15.14 КоАП РФ)11
- бюджетная (изъятие в
- уголовная (ст. 285.1 УК РФ). Для должностного лица это означает, что оно либо заплатит штраф от 100 до 300 тыс. рублей (или сумму заработной платы (иного дохода осужденного) за период от 1 года до 2 лет), либо будет арестовано на срок от 4 до 6 мес. (лишено свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового). То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. (в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет) либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового13.
1.5. Крупная сделка унитарного предприятия.
Согласно ст. 23 Федерального закона
«О государственных и
1.6. Заинтересованность
в совершении сделки на
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ «О государственных и муниципальных предприятиях», сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации: