Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 06:19, контрольная работа
Правовой статус унитарных предприятий раскрывается в основном источнике гражданского права - Гражданском кодексе РФ № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. , а также в Федеральном законе РФ № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях» .
Согласно ст. 113 ГК РФ, а также п.1 ст. 2 Федерального закона РФ «О государственных и муниципальных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Однако нормативно-правовые акты,
действовавшие на тот момент (включая
базовый документ, Закон РСФСР "Об
основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РСФСР"), не
предусматривали понятия
Толкование норм и разъяснения о порядке применения бюджетных средств приводились в приказах и письмах Минфина РФ № 3-Е1-5 «О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета» от 4 октября 1995 г., № 3-А2-02 «О нецелевом использовании средств выделенных из федерального бюджета» от 16 апреля 1996г. и Государственной налоговой службы № ПВ-6-11/487 «Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование» от 17 июля 1996 г.25
Существовавшая система санкций за нецелевое расходование бюджетных средств была малоэффективна. Полномочиями применять финансовые санкции обладали органы федерального казначейства, взыскания производили только органы государственной налоговой службы. Однако отсутствие денежных средств на счету организации приводило к тому, что предписания органов федерального казначейства оставались без исполнения. Действенного механизма обращения взыскания на имущество юридических лиц не разрабатывалось.
До введения
в действие Бюджетного кодекса РФ
меры ответственности за нецелевое
использование средств
Впервые свое закрепление понятие нецелевого использования денежных средств получило с принятием БК РФ в 1998 г. в ст. 289, где предусматривалась ответственность, а также были заложены, кроме финансовых санкций в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, отсылочные нормы о привлечении нарушителей к ответственности и административно-правовой, и уголовной. Однако на момент вступления БК РФ в силу специальной нормы, предусматривающей ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, ни в административном законодательстве, ни в УК РФ не существовало27. В 2001 году Минфин издал приказ № 35н «Об утверждении инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации» от 26 апреля 2001г.[16], который дублировал указанное понятие и предусматривал санкции аналогичные БК РФ.28 Вместе с тем норма об административной ответственности за нецелевое расходование средств бюджета, выделенных в установленном порядке, появилась только с принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. введена с 1 июля 2002 года.
Понятие же уголовной ответственности за нецелевое расходование денежных средств было введено еще позже. Существовавшие формы и методы государственного контроля в 2001-2003 гг. за нецелевым использованием бюджетных средств не работали должным образом, а проходящие в связи с этим реформирования не приносили должных результатов. Так, например, по данным уголовной статистики, в 2001 г. в бюджетной сфере выявлено свыше 43 тыс. преступлений. Основное их количество в жилищно-коммунальной отрасли, здравоохранении, социальном обеспечении, в сфере общественных организаций и фондов.29 Несколько изменилась ситуация с принятием изменений в Уголовный кодекс в 2003 году, когда была законодательно установлена уголовная ответственность в ст. 285.1. «Нецелевое расходование бюджетных средств».30
Однако с развитием экономики и рыночных отношений в РФ появилось много новых способов нецелевого использования бюджетных денежных средств, в связи с чем назрели новые изменения в бюджетном законодательстве, связанные с внесением уточнений в понятие нецелевого использования, которые повлекли появление новых законопроектов, рассмотрение которых последует осенью-зимой 2012-2013 года.
Нормативно-правовые акты и литература.
Нормативно-правовые акты.
Литература.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012)// Российская газета. 08.12.1994; 09.12.2011.
2 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"// Российская газета. 03.12.2002; http://www.pravo.gov.ru. 01.12.2011.
3 Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. С.251-252.
4 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»// Российская газета. 03.12.2002; http://www.pravo.gov.ru. 01.12.2011. Ст.2
5 Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2005 N 7041)//Российская газета. 07.10.2005.
6 Алексеев С.С., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.] Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 (под общ. ред. С.А. Степанова). - "Проспект"; "Институт частного права", 2010. С. 270.
7 Постановление Пленумов ВС РФ, ВАС РФ № 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части Первой Гражданского кодекса РФ"//Вестник ВАС. 1996. № 9.
8 Демьяненко Л. За нецелевое использование – к ответственности //Все о налогах. 2010. № 5.
9 Комягин Д.Л, Хрешкова В.В. Бюджетное право России: Альбом схем/ Под ред. А.М. Козырина. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая щкола экономики», 2011. Схема 5.4.
10 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012)// Российская газета. 12.08.1998; http://www.pravo.gov.ru, 16.10.2012,
11 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012)// Российская газета. 31.12.2001; http://www.pravo.gov.ru, 03.10.2012.
12 Письмо Минфина России от 2 июня 2009 г.
N 02-07-10/2211// СПС «КонсультатнПлюс» http://base.consultant.ru/
13 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 16.10.2012)// Собрание законодательства РФ. 17.06.1996,. N 25. ст. 2954;http://www.pravo.gov.ru, 17.10.2012.
14 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"// Российская газета. 03.12.2002; http://www.pravo.gov.ru. 01.12.2011. Ст. 23
15 Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 23 (ред. от 30.12.2005) "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности"// Собрание законодательства РФ. 17.01.2000. N 3. ст. 274; Собрание законодательства РФ. 16.01.2006. N 3. ст. 297.
16 Постановление РФ от 10 апреля 2002 года N 228 (с изменениями на 20 июня 2011 года) «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий»// Собрание законодательства Российской Федерации, N 28, 11.07.2011.
17 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"// Российская газета. 03.12.2002; http://www.pravo.gov.ru. 01.12.2011. Ст. 12.
18 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"// Российская газета. 03.12.2002; http://www.pravo.gov.ru. 01.12.2011. Ст. 14,15.
19 См. Антипова Т.В. "Черная дыра" в бюджетном законодательстве // Черные дыры в Российском законодательстве. 2005. N 1. С. 332; Антипова Т.В. Финансовые санкции за нецелевое использование бюджетных средств// Советник бухгалтера в здравоохранении 2005. N 6.
20 Вершинин А.В, Тимченко В.А . Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств//Бизнес в законе. 2007. № 1.
21 Трошкина Е.В. Развитие института ответственности за нарушение бюджетного законодательства в современных условиях/Автореферат дисс. На соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», 2012.
22Бюджетное право. Учебник /под ред. Н.А. Саттаровой. М.: Деловой двор. 2009 ; Бюджетное право России: учебное пособие / Д.Л. Комягин; общ. ред. А.Н. Козырин. М.: Институт публично-правовых исследований, 2011. : Косевич В.П. Нецелевое использование бюджетных средств как объект межотраслевого правового регулирования // Российский следователь, 2007. №12, и др.
23 Чернышов М.М. О механизме нецелевого
и неэффективного использования бюджетных
средств бюджетной системы Российской
Федерации//Интернет-ресурс «Учебный центр
«Бюджетник» http://domagmu.ru/stati/41-
24 Проект Федерального закона "О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
в части регулирования государственного
и муниципального финансового контроля
и ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации"//Интернет-сайт
Российской газеты. http://www.rg.ru/2012/08/01/
25 Письмо Министерства финансов РФ № 3-Е1-5 «О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета» от 4 октября 1995 г.// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1995. № 12.; Письмо Министерства финансов РФ № 3-А2-02 «О нецелевом использовании средств выделенных из федерального бюджета» от 16 апреля 1996г.// Финансовая газета. 1996. № 23; Приказ Государственной налоговой службы № ПВ-6-11/487 «Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование» от 17 июля 1996 г.//Экономика и жизнь. 1996. № 32.