Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:37, реферат
Как известно, в сегодняшних реалиях транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств.
Ведение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие договора буксировки, соотношение с иными транспортными договорами……………………………………………………………………….....5
Глава 2. Виды и особенности договора буксировки ……………………….......7
Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений по буксировке .... 8
Глава 4. Элементы и форма договора буксировки……………………………. 10
Глава 5. Права и обязанности сторон …………………………………………. 11
Глава 5. Ответственность сторон ……………………………………………….15
Заключение …………………………………………………………………… …18
Список используемой литературы ………………………
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Морской государственный университет
имени адмирала Г.И. Невельского
Юриспруденция
Виды договора буксировки
по дисциплине «Транспортное право РФ»
Выполнил
студент группы
Сидоров К.С.
Ведение …………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие договора буксировки,
соотношение с иными транспортными договорами……………………………………………………
Глава 2. Виды и особенности договора буксировки ……………………….......7
Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений по буксировке .... 8
Глава 4. Элементы и форма договора буксировки……………………………. 10
Глава 5. Права и обязанности сторон …………………………………………. 11
Глава 5. Ответственность сторон ……………………………………………….15
Заключение …………………………………………………………………… …18
Список используемой литературы ……………………………………………... 19
Введение
Как известно, в сегодняшних реалиях транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке.
Сохраняя приоритетное положение в хозяйствующих системах России, транспорт, в условиях перехода к рынку постепенно освобождается от прямого государственного регулирования своей деятельности. Рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает система транспортных договоров, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия договора по соглашению с ним. Система транспортных договоров корреспондирует самой транспортной системе России, поскольку способствует нормальному функционированию последней, обеспечению народного хозяйства, юридических и физических лиц услугами по перевозке грузов, пассажиров и багажа.
Договор буксировки является самостоятельным видом договора. Главным его отличием от других видов договоров является его предмет и ряд особенностей, которые будут рассмотрены в настоящей работе.
Не смотря на то, что договор буксировки требует участия «специальных» субъектов и не столь распространен, как иные транспортные договора (например, договора перевозки пассажира или багажа) участником которых приходилось неоднократно выступает каждому из нас, данная тема мне показалась интересной ввиду моей профессиональной связи с судовым транспортом. Именно поэтому разобраться в особенностях правового регулирования буксировочного процесса для меня актуально и с точки зрения будущего правоведа и с позиции действующего судоводителя.
В настоящей работе будут рассмотрены: понятие и виды договора буксировки, его элементы, а также правовое регулирование данных отношений и меры ответственности сторон.
В работе буду опираться на общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализа, синтеза и метода сравнения.
Понятие буксировки и договора буксировки. Для цели определения договора буксировки следует установить содержание термина "буксировка", примененного в действующем законодательстве. Во-первых, термин "буксировка", указывает на соответствующую техническую деятельность, особую процедуру, содержанием которой является перемещение буксирующим транспортным средством буксируемого объекта. В указанном значении буксировка есть один из элементов транспортного процесса. Этот вывод подтверждается содержанием актов транспортного законодательства, в соответствии с которой деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для буксировки судов и иных плавучих объектов относится к категории "судоходство"1. В таком понимании буксировка может быть осуществлена как в ненарушенных правоотношениях, так и в результате совершения правонарушения на транспорте как своего рода одно из восстановительных последствий.
Буксировка выступает относительно самостоятельным элементом транспортного процесса наряду с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Соотношение буксировки и перевозки, важное для понимания сути договора буксировки, обусловлено, с одной стороны, тем, что это элементы транспортного процесса, здесь задействованы транспортные средства, это определенные процедуры. С другой стороны, перевозка и буксировка различаются в зависимости от объекта. Если объектом перевозочного процесса выступают груз, пассажир и багаж, то буксируемый объект представляет собой предмет материального мира, способный к перемещению под воздействием буксирующего транспортного средства.
Во-вторых, термин "буксировка" используется законодателем применительно к договору буксировки, для обозначения его существа, т.е. для
_____________
1. Ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ
характеристики договорных отношений в рамках соответствующей части транспортного процесса. В этом выражается общность указанных значений термина "буксировка". Таким образом, получается, что буксировка - это обычно часть транспортного процесса по перемещению одним транспортным средством другого транспортного средства или иного буксируемого объекта, которая оформляется договором буксировки.
Таким образом, договор буксировки нельзя отождествлять с договором перевозки грузов. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить груз из одного пункта в другой, причем в соответствии с договором перевозчик сам размещает груз на судне и несет ответственность за его сохранность до сдачи его грузополучателю.
При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность - ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик - с плавучим объектом.1
Дефиниция указанного договора содержится в некоторых действующих актах транспортного законодательства. Так, согласно ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ) в соответствии с договором буксировки одна сторона обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее. Схожая дефиниция договора буксировки приводится в ст. 225 Кодекса торгового мореплавания (далее КТМ): по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта.
Таким образом, договор буксировки – это самостоятельный договор, полностью выделившийся из договора перевозки, подобно тому, как в свое время договор перевозки выделился из договора подряда и стал самостоятельным договором1.
2. Виды и особенности договора буксировки
Договор буксировки можно подразделить на виды по крайней мере по двум признакам - по виду транспорта, на котором используется буксировка, а также в зависимости от существа буксировочного процесса. По первому основанию к разновидностям буксировки, определенным в транспортном законодательстве, обычно относят речную и морскую буксировки. Отсюда согласно действующему законодательству выделяется два вида договора буксировки - договор речной буксировки и договор морской буксировки. По второму основанию на базе отмеченных выше ст. 88 КВВТ и ст. 225 КТМ в юридической литературе по транспортному праву справедливо указывается на две разновидности буксировки - это буксировка буксируемого объекта на определенное расстояние и буксировка для выполнения маневра. Соответственно выделяются и две разновидности договора буксировки.
Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что – буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке.
Договор буксировки, как правило, является консенсуальным, так как, прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления
___________
1. Алексеев И.В. Юридическая природа договора буксировки в советском морском и внутренневодном праве. – Ученые записи Пермского ун-та. Т 19 вып. 4 1961. С 38
транспортных средств
и объектов буксировки с обозначением
времени и места подачи тяги,
такой договор считается
3. Правовое регулирование
В рамках указанного регулирования можно выделить:
1. Нормативное правовое регулирование данных отношений;
2. Правовое регулирование договорных отношений по буксировке при помощи норм обычаев, что более характерно для буксировки на море.
Первый вид регулирования осуществляется, во-первых, отдельными нормами международного права. Отношения, связанные с буксировкой, регламентируются в некоторых международно-правовых актах. Так, Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море содержит положения о судах, занятых буксировкой и толканием, - это нормы о действиях, которые должны выполнять буксируемое судно и буксируемый объект.
Во-вторых, специальное регулирование договорных отношений по буксировке содержится в транспортном законодательстве РФ. Кроме собственно транспортного законодательства к договорным отношениям по буксировке применяются, в отсутствие специальных положений, и общие нормы Гражданского кодекса о сделках, обязательствах и др.
Нормативная регламентация договора буксировки представлена лишь в тех транспортных уставах и кодексах, которые формально признают буксировку одной из основных частей транспортного процесса. Вместе с тем буксировка может регламентироваться не как часть самого транспортного процесса, а как деятельность, обеспечивающая транспортный процесс. Так, на воздушном транспорте буксировка воздушных судов используется в рамках процесса движения на аэродромах. Не исключает действующее законодательство буксировку воздушным судном другого воздушного судна или какого-либо груза.