Виды договора буксировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:37, реферат

Описание работы

Как известно, в сегодняшних реалиях транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств.

Содержание работы

Ведение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие договора буксировки, соотношение с иными транспортными договорами……………………………………………………………………….....5
Глава 2. Виды и особенности договора буксировки ……………………….......7
Глава 3. Правовое регулирование договорных отношений по буксировке .... 8
Глава 4. Элементы и форма договора буксировки……………………………. 10
Глава 5. Права и обязанности сторон …………………………………………. 11
Глава 5. Ответственность сторон ……………………………………………….15
Заключение …………………………………………………………………… …18
Список используемой литературы ………………………

Файлы: 1 файл

реферат Транспортное право.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

     Несмотря на отсутствие норм о буксировке в Уставе автомобильного транспорта (далее УАТ), отношения по буксировке встречаются и на автомобильном транспорте, о чем свидетельствуют Правила дорожного движения РФ и КоАП. Однако буксировка на автомобильном транспорте обычно не носит организованного характера, а используется лишь в разовом порядке. Поэтому здесь она не является одним из составных элементов транспортного процесса. Имеющие место договорные отношения по автомобильной буксировке регулируются общими нормами Гражданского кодекса о договорах.

       В КВВТ нормативное регулирование договорных отношений по буксировке в основном императивное, а пробелы в нем устраняются прежде всего путем применения к отношениям по буксировке судов, плотов и иных плавучих объектов правил гл. XI КВВТ о договоре перевозки грузов на внутреннем водном транспорте, что определяет п. 6 ст. 88 КВВТ. В свою очередь, в КТМ указанное регулирование в основном диспозитивное, на что указывает ст. 226 КТМ, предусматривающая, что правила, установленные гл. XII КТМ, посвященной договору буксировки, применяются, если соглашением сторон не установлено иное.

      Договорные отношения по буксировке могут оформляться и соответствующими подзаконными актами. Например, на внутреннем водном транспорте отношения по буксировке регламентируются специальными правилами буксировки, на которые указывает ст. 88 КВВТ. Это правила буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Также на данном виде транспорта при буксировке плотов применяются и специальные акты - технические условия формирования и оснастки плотов, которые разрабатываются изготовителями плотов, согласовываются с государственной речной судоходной инспекцией бассейна и утверждаются бассейновым органом государственного управления на транспорте.

 

                          4. Элементы и форма договора буксировки

     Сторонами договора буксировки, заключающими данный договор на внутреннем водном транспорте, выступают буксировщик - владелец буксирующего судна, а также отправитель - владелец буксируемого объекта или уполномоченное им лицо. Специально выделен отправитель плотов, несущий особые обязанности. Кроме того, в правоотношениях по буксировке участвует получатель буксируемого объекта, принимающий буксируемый объект в порту назначения.

     Сторонам правоотношений из договора буксировки на морском транспорте законодатель уделяет существенно меньшее внимание по сравнению с договором буксировки на внутреннем водном транспорте. Из содержания гл. XII КТМ следует вывод о том, что сторонами договора буксировки, совершаемого на морском транспорте, выступают судовладельцы - владельцы буксируемого и буксирующего судна, а также владельцы иных плавучих объектов.

      В договоре буксировки может иметь место множественность лиц как на стороне буксировщика, например это возможно при совместной буксировке, так и на стороне его клиента. Клиентом буксировщика может выступать гражданин, заказывающий услуги по буксировке для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В таком случае, кроме Гражданского кодекса и транспортного законодательства, к отношениям сторон из договора буксировки будет применяться законодательство о защите прав потребителей.

      Договор буксировки может быть совершен и между российскими и зарубежными контрагентами. Однако для некоторых иностранных контрагентов совершение этого договора на морском транспорте может быть ограничено действующим законодательством1.

      Предметом договора буксировки выступают услуги по перемещению

____________

1. п.6 ст. 9 и п. 1 ст. 17 Федерального закон от 08.08.2001 г. №128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

буксируемого объекта под воздействием буксирующего транспортного средства. Эти услуги носят стадийный характер, что оказывает влияние на содержание и исполнение договора буксировки.

     Транспортное законодательство закрепляет специальные требования к форме договора буксировки. Разграничиваются эти требования в зависимости от вида транспорта, на котором применяется буксировка. Например, согласно п. 1 ст. 227 КТМ договор морской буксировки заключается в письменной форме. В то же время договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме, а соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме1.

      На внутреннем водном транспорте заключение договора буксировки подтверждается, и соответственно отношения по буксировке оформляются:

      - транспортной накладной, составленной в соответствии с правилами буксировки;

      - дорожной ведомостью и квитанцией о приеме буксируемого объекта для буксировки, которые оформляются на основании такой накладной;

      - другими документами, обозначенными в правилах буксировки.

 

        5. Права и обязанности сторон

        Права и обязанности сторон и иных лиц, участвующих в исполнении договора буксировки, определяются в зависимости от вида буксировки и распределяются по стадиям процесса буксировки. Для исполнения договора буксировки буксируемого объекта на определенное расстояние можно выделить следующие стадии буксировочного процесса:

     1. подготовка отправителем буксируемого объекта для буксировки;

     2. предъявление отправителем буксируемого объекта для буксировки и его прием буксировщиком;

      3. непосредственное осуществление буксировщиком буксировки;

_____________

   1. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания /под  Ред. Иванова Г.Г. , М. 2000 с. 386

 

    4. сдача буксировщиком буксируемого объекта в порту назначения и его принятие получателем.

      По существу, такие же стадии исполнения договора можно выявить и в отношении договора буксировки для выполнения маневра. Однако в данном случае эти стадии обычно обладают спецификой - они имеют общую меньшую временную продолжительность, получатель и отправитель буксируемого объекта совпадают в одном лице, первая и вторая стадии могут представлять собой по сути одну стадию. Другими словами, в части стадий исполнения договор буксировки для выполнения маневра более простой. Об этом, кстати, свидетельствуют и указанные выше особенности его оформления.

     Рассмотрим содержание договора буксировки на примере договора речной буксировки буксируемого объекта на определенное расстояние, сравнивая его в ряде случаев с содержанием соответствующего договора буксировки,   регламентируемого КТМ.

       На первом этапе отправитель обязан привести буксируемый объект в состояние, пригодное для безопасного плавания. Такое состояние определяется в соответствии с правилами буксировки, техническими условиями формирования и оснастки плотов, а также договором буксировки или договором об организации буксировок. Схожее, правда, более широкое по содержанию правило содержится в КТМ. При подготовке к буксировке на море не только отправитель, а уже обе стороны договора буксировки обязаны заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки.

       Кроме того, на первом этапе должен быть разрешен вопрос об укомплектовании буксируемого объекта экипажем или проводниками, что определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами буксировки. Представляется, что, поскольку закон не исключает иного, отмеченное укомплектование может быть осуществлено любой стороной договора буксировки. В том случае, если произведено укомплектование экипажа буксируемого объекта, то члены такого экипажа обязаны исполнять распоряжения капитана буксирующего судна в части обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта и принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом.

      На втором этапе буксировочного процесса подготовленный отправителем буксируемый объект предъявляется отправителем буксировщику и принимается последним. При этом буксируемый объект должен быть предъявлен его отправителем для осмотра не позднее чем за 12 часов до срока отправления, а буксировщик обязан до приема буксируемого объекта провести его осмотр, проверить необходимые для буксировки документы, оснастку и оборудование буксируемого объекта, габариты буксируемого объекта, соответствие буксируемого объекта правилам плавания, а в отношении плотов - соответствие плота техническим условиям формирования и оснастки плотов. В рамках рассматриваемого второго этапа оформляются следующие документы1:

    -   акт о дефектах и недостатках, препятствующих буксировке, и сроки их устранения;

    -   акт о готовности буксируемого объекта к буксировке;

    - транспортная накладная на буксировку, оформляемая на основе предыдущего акта.

      На третьем этапе буксировочного процесса при непосредственном осуществлении речной буксировки реализуется основная обязанность буксировщика - своевременно и с обеспечением необходимой сохранности буксировать плавучий объект. Для буксировки на море устанавливается общие правила о том, что буксировка должна осуществляться с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой, а судно или иной плавучий объект, которые находятся под управлением капитана другого

_______

    1. ст. 91 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

судна или иного плавучего  объекта, должны также проявлять  заботу о безопасном плавании буксирного каравана1.

   Обязательство по речной буксировке на третьем этапе может быть прекращено по специальному основанию, указанному в ст. 94 КВВТ.  В рассматриваемом случае буксируемые объекты должны быть приняты их отправителями на хранение и поставлены на длительный отстой, в том числе в зимнее время года, в месте остановки движения.

       Доказательством частичного прекращения обязательства по буксировке на будущее время является норма ст. 94 КВВТ о том, что подлежит возврату отправителю буксируемого объекта провозная плата за непройденное расстояние, т.е., с одной стороны, буксировочный процесс в дальнейшем не осуществляется, отправитель получает на хранение буксируемый объект, а с другой стороны, определенная часть провозной платы возвращается. Таким образом, стороны, по существу, в части неосуществленной буксировки приводятся в первоначальное положение.

       В рамках четвертого этапа рассматриваемого буксировочного процесса буксировщиком производится сдача буксируемого объекта в порту назначения и его принятие получателем. На этом этапе ст. 93 КВВТ накладывает на участников соответствующих правоотношений ряд обязанностей. Во-первых, это информационные обязанности буксировщика и получателя буксируемого объекта. Буксировщик должен известить получателя о времени прибытия буксируемого объекта в порт назначения два раза: 1) не позднее чем за 24 часа; 2) повторно за 6 часов до прибытия буксируемого объекта. В свою очередь судна место его постановки и место приема. Во-вторых, получатель буксируемого объекта обязан указать капитану буксирующего судна место его

постановки и приема. Во-вторых, получатель обязан обеспечить безопасную постановку буксируемого объекта. В-третьих, буксировщик совместно с получателем буксируемого объекта должны осуществить осмотр и оценку повреждений буксируемого объекта, если он доставлен в порт назначения с

________________

   1. ст. 228 Кодекса торгового мореплавания РФ

признаками повреждения, с составлением соответствующего акта.

      В соответствии со ст. 79 КВВТ, применяемой здесь на основании указанной выше отсылочной нормы п. 6 ст. 88 КВВТ, подтверждением выдачи буксируемого объекта получателю является его подпись в дорожной ведомости.

 

           6. Ответственность сторон

      Ответственность перевозчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при буксировке регулируется в основном специальными нормами транспортного законодательства, обладающими значительным своеобразием по сравнению с действующими в российском гражданском праве общими нормами об имущественной ответственности.

        Важнейшим среди положений, отличающих транспортное законодательство, является принцип ограниченной имущественной ответственности транспортных организаций, в то время как гражданское законодательство предусматривает полное возмещение убытков.

        Ответственность перевозчиков за сохранность грузов, принятых к буксировке, определяется кодексами (правилами), действующими на соответствующем виде транспорта.

        Ответственность перевозчиков за необеспечение сохранности грузов наступает при наличии тех же условий, которые являются обязательными при гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В соответствии со ст. 169 КТМ перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для буксировки буксируемого объекта в следующих размерах:

Информация о работе Виды договора буксировки