Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:43, контрольная работа
Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие государства и права………………………………………………….5
1.1Понятия и основные признаки государства………………………………...5
1.2Право в политическом обществе………………………………………….....9
1.3 Влияние права на государство……………………………………………...10
2.Государство и право в их соотношении и взаимосвязи…………………….13
2.1Соотношение государства и права………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Контрольная работа
По дисциплине: «Правоведение»
на тему: «Взаимосвязь права и государства»
Проверил:
Левченко
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие государства и права………………………………………………….5
1.1Понятия и основные
признаки государства…………………………
1.2Право в политическом обществе………………………………………….....9
1.3 Влияние права на
государство……………………………………………..
2.Государство и право
в их соотношении и
2.1Соотношение государства и права………………………………………….13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..24
Введение
Коренной вопрос общественной
жизни — вопрос о государстве
и праве, их роли и месте в жизни
общества. Этот вопрос не может быть
монополией какой-то одной науки. Все
гуманитарные науки в той или
иной мере затрагивают его, отсюда тесное
взаимодействие теории государства
и права с философией, экономической
теорией, социологией, политологией и
др. Она опирается на их передовые
достижения, занимает в системе гуманитарного
знания место, определяемое значением
государства и права в
Зависимость
между философскими основами
мировоззрения и
Соотношение и взаимосвязь
Государство является
Правовое государство -- это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а наиболее последовательного связывания с помощью права государственной внести в недопущения злоупотреблений.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Актуальность данной темы
1. Понятие государства и права
1.1 Понятие и основные признаки государства
Термин "государство" может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти.
Государство – сложная
политико-правовая форма организации
общественной жизни. Оно призвано служить
средством управления общественными
процессами (защита прав и законных
интересов граждан, обеспечение
правопорядка, безопасности граждан
и общества). Государство есть продукт
возникновения и развития человеческой
цивилизации. Процесс становления
государства имеет место лишь
на определенном этапе развития человеческого
общества. В результате эволюционного
развития человечество выработало для
управления общественными процессами
систему определенных правил поведения,
устанавливаемых публичной
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства (Алексеев С. С. Теория государства и права.).
Многие исследователи
подчеркивали, что государство представляет
собой объединение, корпорацию, общность
людей, проживающих на определенной
территории и подчиненных политической
власти, способной применять
Государство - это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции, мы выявим присущие ему следующие функциональные признаки.
Территория
- это пространственная основа государства,
его физическая, материальная опора.
Она включает сушу, недра, водное и
воздушное пространство, континентальный
шельф и др. Без территории государство
не существует, хотя может изменяться
во времени (уменьшаться в результате
поражения в войне или
Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федерализация или автономизация.
Публичная
власть. Термин "власть" означает
способность влиять в нужном направлении,
подчинять своей воле, навязывать
ее подвластным, осуществлять над ними
господство. Такие отношения
Власть
политической элиты имеет
Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы и общеобязательность ее указаний.
Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:
Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.
Рассматривая государство
с разных позиций - философской,
исторической, социологической, юридической,
географической и др., можно выделить
лишь те или иные аспекты
(характеристики) государства. Юридический
подход позволяет выделить
1) наличие особой публичной
(политической) власти, располагающей
специальным аппаратом
2) государственный суверенитет;
3) общеобязательный характер
актов, издаваемых
4) взимание налогов.
Как
известно, право как система обязательных
правил поведения является мощным средством
управления и начинает использоваться
с появлением государственности. Государство
осуществляет правотворчество, т. е. издает
законы и другие нормативные акты,
адресованные всему населению. Право
позволяет власти делать свои решения
общеобязательными для
Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.
Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе как самостоятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств. [6 c.52]
Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но постепенно он становится относительным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение международного сообщества может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна и сужается он с большей скоростью нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности? Итак, на основании выше изложенного приходим к выводу, что государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории) использующая право и специальный аппарат принуждения.
В итоге следует отметить, что:
Государство - особая властная организация, управляющая социально разнородным обществом с целью сохранения его единства, обеспечения функционирования наиболее важных сфер социальной жизни, поддержания внутренней и внешней безопасности.
Государство представляет собой созданную на определенном этапе исторического развития организацию, осуществляющую государственную власть. Как и любая властная организация, государство ~ это группа людей, наделенных возможностью подчинять волю других субъектов и применять в необходимых случаях принуждение. В отличие от других организаций, эта группа людей выделена из общества и образует особую страту, слой чиновников, государственных служащих, призванных управлять основными социальными процессами. В зависимости от сферы и уровня управления, внутри государственной организации образуются структурные подразделения в виде разнообразных государственных органов.
Государство концентрирует и проводит в жизнь общесоциальные интересы, опираясь на тех субъектов общественной жизни, которые в наибольшей степени выражают эти интересы и определяют направления социального прогресса. Общесоциальная воля субъектов общественной жизни составляет основу, сущность государства. С выделением из общества группы людей, осуществляющих государственную власть, и образованием соответствующей организации, в общественной системе появляется различие между государством и гражданским обществом. [4 c.118]