Взаимосвязь права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие государства и права………………………………………………….5
1.1Понятия и основные признаки государства………………………………...5
1.2Право в политическом обществе………………………………………….....9
1.3 Влияние права на государство……………………………………………...10
2.Государство и право в их соотношении и взаимосвязи…………………….13
2.1Соотношение государства и права………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Право контрольная.docx

— 51.61 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Правоведение»

на тему: «Взаимосвязь права и государства»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                               Выполнил: студент гр.

             

              Проверил:

              Левченко

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Понятие государства и права………………………………………………….5

1.1Понятия и основные  признаки государства………………………………...5

1.2Право в политическом  обществе………………………………………….....9

1.3 Влияние права на  государство……………………………………………...10

2.Государство и право  в их соотношении и взаимосвязи…………………….13

2.1Соотношение государства  и права………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………………..24 

Введение

Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве  и праве, их роли и месте в жизни  общества. Этот вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все  гуманитарные науки в той или  иной мере затрагивают его, отсюда тесное взаимодействие теории государства  и права с философией, экономической  теорией, социологией, политологией и  др. Она опирается на их передовые  достижения, занимает в системе гуманитарного  знания место, определяемое значением  государства и права в жизнедеятельности  общества.

      Зависимость  между философскими основами  мировоззрения и государственно-правовыми  теориями просматривается на  протяжении всей их истории.  Именно философское мировоззрение  того или иного мыслителя может  быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния  на формирование в обществе  взглядов на государство и  право. Философское мировоззрение  помогает более глубокому усвоению  теории государства и права  как учебной дисциплины. Диалектическое  миропонимание открывает путь  к осознанию внутренней противоречивости  государства и права, их многостороннего  воздействия на общественные  процессы.

   Соотношение и взаимосвязь государства  и права, права и закона, имели  место не только в далеком  историческом прошлом. Они продолжались  и в XX в., имеют место также  дискуссии и в настоящем. Современные  исследователи, так же как и  их предшественники, выделяют  в основном два подхода и  два разных определения права.  Один из этих подходов, именуемый  позитивистским, ориентируется не  только на неразрывную связь  государства и права, но и  на то, что государство является  единственным, исключительным источником  права. Право при этом определяется  не иначе, как система общеобразовательных,  формально-определенных, государственно-принудительных  норм, выражающих возведенную в  закон государственную волю господствующего  класса и выступающего в качестве  классового регулятора общественных  отношений.

    Государство является непосредственным  фактором создания правовых установлений  и главной силой их осуществления.  Государственная власть имеет  конструктивное значение для  самого бытия права как особо  институционального образования.  Она присутствует в праве и  как бы проникает в самую  суть права.

Правовое  государство -- это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а наиболее последовательного связывания с помощью права государственной внести в недопущения злоупотреблений.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство  издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет  принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство  путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных  лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок  деятельности и взаимоотношений.

    Актуальность данной темы контрольной  вытекает из того что без  изучения функций и признаков  как государства так и права  не может существовать полноценное  общество.

 

1. Понятие государства и права

1.1 Понятие и основные признаки  государства

Термин "государство" может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти.

Государство – сложная  политико-правовая форма организации  общественной жизни. Оно призвано служить  средством управления общественными  процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение  правопорядка, безопасности граждан  и общества). Государство есть продукт  возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления  государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого  общества. В результате эволюционного  развития человечество выработало для  управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты  политической власти принимают более  сложные формы.

Государство представляет собой  сложное явление. Попытки дать его  определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным  образом к перечислению признаков  государства (Алексеев С. С. Теория государства  и права.).

Многие исследователи  подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

 

Государство - это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции, мы выявим присущие ему следующие функциональные признаки.

Территория - это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и  воздушное пространство, континентальный  шельф и др. Без территории государство  не существует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться  в процессе экспансии). Территория государства  занята его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как "подданный", "гражданин", "лицо без гражданства", "иностранец". На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее  на территории государства. Население  и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря  общим чертам культуры и историческому  сознанию. Население государства  может состоять из одного народа или  быть многонациональным. Иногда отношения  между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой  приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федерализация  или автономизация.

Публичная власть. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются  между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и  т. п.

Власть  политической элиты имеет институализированный характер, т. е. осуществляется посредством  органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность  общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и  исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения остаются, за исключением  случаев уничтожения государства  в результате его захвата или  гражданской войны.

Отличительными  признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее всеобщность, или  публичность, т. е. распространение  прерогатив на всю территорию, на все  население, ее универсальность, т. е. способность  решать любые вопросы, затрагивающие  общие интересы и общеобязательность ее указаний.

Устойчивость  государственной власти, ее способность  принимать решения и проводить  их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:

  • ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;
  • ее поддержка населением;
  • ее международное признание.

Существует  множество средств обеспечения  легитимности власти, среди которых  многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

   Рассматривая государство  с разных позиций - философской,  исторической, социологической, юридической,  географической и др., можно выделить  лишь те или иные аспекты  (характеристики) государства. Юридический  подход позволяет выделить следующие  основные признаки государства,  отличающие его от других организаций  современного общества. К ним  обычно относят:

1) наличие особой публичной  (политической) власти, располагающей  специальным аппаратом управления  и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер  актов, издаваемых государством;

4) взимание налогов.

Как известно, право как система обязательных правил поведения является мощным средством  управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство  осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право  позволяет власти делать свои решения  общеобязательными для населения  всей страны с тем, чтобы направить  поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это  никогда не выполняется в полной мере. В той мере, в какой большинство  населения конкретного государства  соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам  различных групп и слоев общества.

Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные  платежи, взыскиваемые в заранее  установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов  управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения  и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принудительно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает  как высшая власть, а в мировом  сообществе как самостоятельная. Иначе  государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств. [6 c.52]

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний  суверенитет - это независимость  во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет  носил абсолютный характер, но постепенно он становится относительным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно  подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение международного сообщества может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна и сужается он с большей скоростью нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности? Итак, на основании выше изложенного приходим к выводу, что государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории) использующая право и специальный аппарат принуждения.

       В итоге следует отметить, что:

Государство - особая властная организация, управляющая социально разнородным обществом с целью сохранения его единства, обеспечения функционирования наиболее важных сфер социальной жизни, поддержания внутренней и внешней безопасности.

Государство представляет собой созданную на определенном этапе исторического развития организацию, осуществляющую государственную власть. Как и любая властная организация, государство ~ это группа людей, наделенных возможностью подчинять волю других субъектов и применять в необходимых случаях принуждение. В отличие от других организаций, эта группа людей выделена из общества и образует особую страту, слой чиновников, государственных служащих, призванных управлять основными социальными процессами. В зависимости от сферы и уровня управления, внутри государственной организации образуются структурные подразделения в виде разнообразных государственных органов.

Государство концентрирует и проводит в жизнь общесоциальные интересы, опираясь на тех субъектов общественной жизни, которые в наибольшей степени выражают эти интересы и определяют направления социального прогресса. Общесоциальная воля субъектов общественной жизни составляет основу, сущность государства. С выделением из общества группы людей, осуществляющих государственную власть, и образованием соответствующей организации, в общественной системе появляется различие между государством и гражданским обществом. [4 c.118]

Информация о работе Взаимосвязь права и государства