1.2 Право в политическом
обществе
Пытаясь
понять, что такое право и какова
его роль в жизни общества, еще
римские юристы обращали внимание
на то, что оно не исчерпывается
одним
каким-либо признаком или значением.
Право, писал один из них
(Павел),
употребляется в нескольких смыслах.
Во-первых, право означает то, что
«всегда является справедливым
и добрым», - таково естественное
право. В
другом смысле право – это
то, что «полезно всем или многим
в каком-либо
государстве, каково цивильное право».[7
c.96]
В
фундаментальном смысле, право - это
продукт политического общества.
Оно является одним из движущих элементов
государственной деятельности. Во всех
государствах эту деятельность ведут
самые высокопоставленные чиновники,
которых в настоящее время
обычно называют политическим руководством,
"власть имущими" или государственными
властями. Руководители политического
общества выполняют две основные
функции: функцию правления и
нормативную функцию.
С
помощью первой функции они определяют
тип общества, который они стремятся
или желают создать, главные философские,
социологические, политические, экономические,
социальные и культурные показатели,
на базе которых будет основываться
это общество; они установят связи
между этим обществом и другими
политическими обществами, дружественными
или враждебными; наконец, учитывая
все это, они возлагают ответственность
на все общество, а также несут
личную ответственность перед своим
народом и перед Историей.
С
помощью второй функции, нормативной,
правители определяют социальный порядок
данного политического общества,
они организуют в техническом
и практическом плане жизнь общества,
жизнь в общем и повседневную жизнь, поведение
и поступки всех отдельных людей и групп,
составляющих это общество. Они устанавливают
принципы, отдают распоряжения, определяют
нормы, которые станут обязательными для
всех и несоблюдение которых наказывается
так называемым принуждением или вынужденном,
в случае необходимости физической материальной
силой, а иногда даже, если в этом появляется
потребность, жестким насилием, которое
в ряде государств может доходить до драматического
окончательного устранения группы со
смертной казнью для нарушителей или упорствующих
лиц. Совокупность всех этих норм, претворяющих
в жизнь нормативную функцию политических
обществ и санкционированных принудительной
силой политической власти, называется
правом, а составляющие его нормы называются
правовыми нормами или юридическими нормами.
Почему "юридическими нормами? Просто
потому, что с точки зрения этимологии,
древние римляне называли право латинским
словом "jus". Таким образом, мы можем
отныне на какое-то время запомнить самое
общее определение права, определение,
которое является пригодным для огромного
количества обществ, как в географическом,
так и во временном пространстве.
Следовательно,
право - это совокупность норм и предписаний,
издаваемых государственными властями
и санкционируемых ими при
помощи средств материального принуждения,
которая регулирует отношения между
отдельными людьми и группами людей
в данном политическом обществе и
которая имеет целью создание
всеобщего глобального социального
порядка в рамках этого общества.
[2 c.603]
1.3 Влияние права на государство
Не
менее существенно многообразное обратное
влияние права на государство. Исторический
опыт показывает, что для своего существования
государство как организация нуждается
в праве не меньше, чем право в государстве.
Зависимость государства от права проявляется:
- во внутренней организации государства;
- в его деятельности.
С помощью права закрепляются
внутренняя организация государства,
его форма, структура, аппарат (механизм)
управления, статусы и компетенция
различных органов и должностных
лиц, принцип разделения властей.
Принципиально важное значение
права во внутренней организации государства
проявляется в том, что право создаст юридические
гарантии против возможностей узурпации
всей власти одной из ее ветвей. Тем самым
ставится на правовую основу внутреннее
функционирование государства, создаются
юридические предпосылки для эффективной
работы всех звеньев государственной
машины.
В деятельностном плане посредством
права осуществляются цели, задачи и функции
государства, проводится его внутренняя
и внешняя политика, законодательно определяются
и закрепляются конституционный строй
и положение личности в обществе. Без права
воля государства не может стать общеобязательной.
Образно говоря, основным языком, на кагором
государство разговаривает со своими
гражданами и поддерживает отношения
с правовыми субъектами, является язык
права. Следовательно, демократическое
современное государство не может действовать
вне и помимо права. Право «навязывается»
государству в силу необходимости, поэтому
оно в принципе не может пренебрегать
правовой формой. Государство без ущерба
для общества не может манипулировать
правом или освободиться от него. Можно
сказать, что право облагораживает государственность,
делает ее зрелой и полноценной. [1 c.384]
В современных условиях связующая
роль права в отношении государства
усиливается. При этом наблюдается
следующая закономерность: чем точнее
право отражает объективные потребности
общественного развития, тем в большей
мерс оно связывает государство. Активность
государства в этом случае не подавляется,
напротив, она расходуется результативно
и исключительно в интересах общества
и отдельной личности. Только будучи связанным
правом, государство может действовать
свободно, а значит, соответствует историческому
предназначению.
Непреходящим
общим началом любого правового
государства является ею связанность
правом. В своих началах, нормах
и предписаниях право выражает
взаимодействие в системе «индивид
— общество — государство». Взаимная
уравновешенность названных элементов
есть необходимое равновесие
свободы, условие обеспечения
правовой справедливости, при котором
возможно право, — государственное
устройство, отвечающее своему назначению.
Еще И. Кант обосновал идею
о правовом государстве как
о такой государственной власти,
целью которой является право.
С позиций современного анализа
это означает, что, только будучи
связанным правом, государство может
действовать свободно.
Исходя из этой позиции, некоторые
отечественные правоведы приходят
к выводу, что правовой государственности
вообще присущ особый характер взаимосвязи
государства и права, так как
главное в правовом государстве
— это признание верховенства
права над государством, безусловное
подчинение всех его органов закону.
Действительно, в правовом государстве
государственные органы и должностные
лица связаны нравом. Но нельзя забывать,
что отношение «государство —
право» есть отношение людей. И в
правовом государстве в центре этой
связи находится человек в
его социальном аспекте. Отсутствие
права в отношениях государства
и личности оборачивается против самой
личности, в конечном счете затрагивает
человека и его свободу. Главное в право-государственном
устройстве не господство права само по
себе, а то, насколько взаимосвязь государства
и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное
развитие личности, расширение ее свободы.
Если ценность права и обусловлена связью
с государством, то это имеет место лишь
в той мере, в какой само государство поставлено
на службу человеку. [8 c.311]
2. Государство и право в их
соотношении и взаимосвязи
2.1 Соотношение государства и
права
Соотношение
права и государства, близость их
в обществе известны и понятны. Если
право - определённый порядок в обществе,
то оно не может не опираться на
государство, как на механизм, который
его поддерживает. Понимание права
как общественного согласия, социального
компромисса обуславливает и
понимание государства как институционной
основы этого компромисса. Точно так же,
если видеть в праве средство насилия
и подавления, то и государство нужно будет
понимать как орудие насилия и подавления.
Право и государство тесно связаны. Кому
принадлежит приоритет в этой связке?
Вопрос отнюдь не только теоретический.
Его сугубо практическое значение состоит
в том, связано ли государство правом,
распространяется ли на государство и
его органы управления установленный
в обществе порядок, либо оно (государство)
может по своему усмотрению изменить этот
порядок. Ответить на этот вопрос, исходя
только из самого общего определения права
как средства компромисса, невозможно.
Потребуется более глубокое проникновение
в суть проблемы, так как в зависимости
от того, чему отдается приоритет в определении
права - идеям, нормам или реальным отношениям,
зависят и представления о соотношении
права и государства. Если исходить из
нормативного понимания права, сводящего
право к нормам, то в соотношении "право
- государство" главная роль принадлежит
государству. Это естественно. Правовые
нормы издаются государством, отсюда и
подчиненное отношение права, как системы
норм, к государству, творцу этих норм.
Об обусловленности государства правом
при таком подходе говорить не приходится:
если что - либо в праве не устраивает государство
(его органы), то правовые нормы просто
изменяются. Если исходить из социологического
понимания права, где право понимается
как реально сложившиеся отношения (право
- это то, что делает судья), то право и государство
оказываются на равном уровне, "в равных
весовых категориях". При таком понимании
право формируется как через государство
(законы), так и в фактически складывающихся
отношениях людей. Как право не предопределяется
государством, поскольку право складывается
и минуя государство, так и государство
не связано правом, поскольку право формируется
и через посредство государства. Наконец,
если исходить из ценностного понимания
права, согласно которому содержание права
составляют общечеловеческие идейные
ценности, то можно говорить о приоритете
права перед государством. Государство
не произвольно в установлении правовых
норм, оно связано идейным содержанием
права; далеко не все законы, принятые
государством, оказываются правовыми.
Именно при таком понимании права, когда
оно приобретает приоритет перед государством,
можно говорить о правовом государстве.
Определяющий содержательный признак
правового государства - связанность государства
правом. Вовне этот содержательный признак
проявляется, по крайней мере, в двух важнейших
ипостасях.
Во-
первых, основное направление деятельности
правового государства состоит в закреплении
и обеспечении прав человека (идея приоритета
человека перед обществом и государством)
и, во - вторых, в последовательном проведении
разделения властей (идея предотвращения
тирании, демократической организации
государственной власти). Существуют следующие
концепции соотношения государства и
права:
Либеральная базируется
на естественно-правовой теории, согласно
которой право выше и важнее государства.
Этатически-тоталитарная
исходит из того, что государство выше
и важнее права, что оно творит право и
использует его как инструмент своей политики.
Равного
взаимодействия исходит из того, что
государство и право различные явления,
взаимодействующие друг с другом; вопрос
о первичности или вторичности одного
из явлений по отношению к одному из них
некорректен. [3 c.21]
2.2
Верховенство права (либеральная
концепция)
"Верховенство
права" собирательно символизирует
наиболее важные аспекты демократического
правления. Его суть состоит
в том, что правительственные
решения должны быть основаны
на согласии народа и действовать
только через структуры и процедуры,
разработанные для предупреждения
индивидуальных притеснений или
государственной тирании, защищающей
фундаментальные права и свободы и является
объектом оценки независимыми судами,
выносящими приговоры, основанные на законах.
Они противостоят решениям основанным
на грубой силе, произвольным указам, политической
выгоде или личной прибыли. Но что более
значимо, они включают в себя гораздо больше,
чем просто противоположность этим отрицательным
образам. Индивидуальные мнения разнятся
в определении главных устоев верховенства
права, по точке зрения профессора права
Юридического института Вирджинского
Университета Уолтера Л. Брауна, существует
пять основных принципов:
1.правительство
народа, управляемое народом и
существующее для народа.
Подавляющее
число философов и политических
мыслителей отдавали бразды демократического
правления в руки народа, а не
нескольким представителям и предполагаемой
элите. Так, например Аристотель говорил:
"при демократии народ является верховным
правителем …" 1 Аристотель ,, Политика
,,.
2.
Перевод с англ. под ред. Куликова
,, Верховенство права,, 1992. Джон Локк рассматривал
правительство, как орган основанный на
общем согласии, и писал, что правительственные
действия превышающие действия закона
являются" бесправными". В известной
фразе, осуждающей злоупотреблением властью
он заявлял:" Там где кончается закон,
начинается тирания."
3.
,,Декларация независимости США,,
1776 Повтором этих посылок является
выражение из американской Декларации
независимости: " Мы убеждены, что
следующие истины являются самодоказуемыми:
все люди рождены равными друг другу; они
наделены их Создателем определенными
неотъемлемыми правами; среди этих прав
- право на жизнь, свободу и стремлении
к счастью. Поэтому, чтобы защитить эти
права, среди людей созданы правительства,
получающие свою справедливую власть
в соответствии с желанием народа".
Анализируя вышенаписанное мы приходим
к выводу:
-
конституции должны претворять
в действительность фундаментальные
соглашения с народом - такие
конституции должны являться
высочайшей формой закона, которому
должны подчиняться все остальные
законы и правительственные действия.
Конституции должны претворять
в жизнь фундаментальные предписания
демократического общества, а не стремиться
объединять постоянно меняющиеся законы,
с чем может более успешно справиться
законодательный акт. Поэтому же принципу
правительственные структуры и действия
должны серьезно согласовать с конституционными
нормами, а конституции не должны превращаться
в не более чем церемониальные или целевые
документы;
-
законодательные органы и руководящие
представители исполнительной власти
должны выбираться на всеобщих
выборах по системе гарантирующей
постоянную подотчетность. Выборы
должны быть на практике честными,
открытыми и имеющими смысл.
Могут быть разработаны механизмы,
такие как инициатива и отзыв,
чтобы держать выборные официальные
лица в непосредственной близости
к народу;
-
не должно быть никакого объединения
политической партии с государством
или контроля политической партии
над выборным процессом. Это
процесс свободного выбора представителей
народа, действующих посредством
правительственных структур, таких
как законодательные органы и
исполнительные комитеты, которые
должны управлять государством.
-
конституционная система должна давать
возможность для благоразумных изменений
и добавлений в соответствии с изменениями,
происходящими в условиях и в общественном
мнении.
Правительственная
структура должна быть разработана
посредством разделения властей
и взаимодействия между законодательными,
исполнительными, и судебными властями,
чтобы предотвратить правительственную
тиранию. Объединение законодательных
и исполнительных сил в одном
человеке или организации, лишает свободы,
так как могут возникнуть опасения,
что тот же самый гражданин
или организация сможет ввести тиранические
законы, использовать их тираническим
образом. Опять же свободы быть не может,
если судебная власть не разделена с законодательной
и исполнительной, то есть она будет подвержена
произвольному контролю, судья будет превращаться
в законодателя. Если она объединится
с исполнительной властью судья сможет
поступать со всей ожесточенностью угнетения.
Если разделение властей аннулируется
благодаря контролю унитарной партии
над всеми органами власти, то все выгоды
от этого фундаментального принципа верховенства
права могут быть легко потеряны. Это является
еще одной причиной того, почему надо избегать
слияния политической партии и государства.