Взаимосвязь права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие государства и права………………………………………………….5
1.1Понятия и основные признаки государства………………………………...5
1.2Право в политическом обществе………………………………………….....9
1.3 Влияние права на государство……………………………………………...10
2.Государство и право в их соотношении и взаимосвязи…………………….13
2.1Соотношение государства и права………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Право контрольная.docx

— 51.61 Кб (Скачать файл)

Представительная  демократия, существенные процедурные  ограничения в отношении правительственных  действий, направленных против частных  лиц (защита личной свободы и личного  достоинства).

Каждая  демократическая система встает перед проблемой того, каким образом  защищать фундаментальные человеческие права и личное достоинство от правительственных действий - произвольных или санкционированных большинством. Наиболее важным и наиболее часто  повторяемым ответом на этот вопрос является предоставление конституционных  гарантий в основных личных свободах. Создание барьера против опрометчивых законов посредством представительной демократии, осторожного подхода  к законодательным обсуждениям  и действиям, так же как посредством  предоставления правительству только ограниченной власти, которая не в  состоянии скомпрометировать эти  основные свободы. Защита фундаментальных  прав предоставляется достаточно необходимой  для демократического управления и  верховенства права, многие политические мыслители подчеркивали, что защита этих прав является фундаментальной  целью демократического правления без которой никакое правительство не может считаться справедливым. Аристотель писал в своей книге: "основой демократического государства является свобода, которой согласно общепринятому мнению человечества, можно наслаждаться только в таком обществе. Абсолютно ясно, что не может быть конструктивных правовых норм, не включающих в себя защиту фундаментальных человеческих прав и личных свобод, представляющих собой самую существенную цель правительства".

Еще одним признаком верховенства права  являются соответствующие принципы ограниченного правительства и  федерализма. Принцип ограниченного  правительства существенен в  деле защиты фундаментальных свобод. Ограниченное центральное правительство  служит и для других важных функций  при верховенстве права, максимизируя региональный и местный контроль над правительственными функциями, принципиально влияющими на население на локальных уровнях. Ограниченное правительство федерализм разделяют правительственную власть между центральным правительством, которое должно иметь власть в вопросах защиты государства, внешней политики, внутреннего рынка и других вопросах управления, влияющих на гражданина на национальной основе, а региональные и правительственные (местные) власти должны иметь власть в таких областях управления, как муниципальные услуги и образование, в основном влияющие на граждан на местной основе. Этот принцип одновременно позволяет правительству легче реагировать на запросы населения и быть более подверженным гражданскому контролю, а так же поощряет разнообразие в общественных политиках, принятых внутри различных регионов в соответствии с местными условиями, запросами, традициями, и желаниями. Он прямым образом несет в себе принцип соучаствующий демократии, при которой группы населения наиболее подверженные влиянию каких-либо решений, должны иметь право участвовать в принятии этих решений. Корректировка границ между федеральным и региональным правительственными отделения ми и сохранение определенного баланса обязательно является сутью большого правового аппарата в любой федеральной системе. Судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь. Независимая система судебных органов является наиважнейшим компонентом в принципе разделения властей, так же как и в эффективном принципе конституционализма; она включает в себя и реализует основные условия, на которые согласен народ. Судебная власть не может быть отнесена к исполнительной или законодательной ветви в соответствии с эффективным использованием роли суда в контроле над принципами верховенства права. Судебное разбирательство независимым судебным органом может быть единственным путем к эффективному утверждению приоритета Конституции. Если закон находится в противоречии с Конституцией, если и закон и конституция применимы к какому-либо частному случаю, тогда, суд должен либо решить , что данный случай подчиняется закону вне зависимости от конституции; или подчиняется конституции вне зависимости от законодательства - суд должен решить, какое из этих , конфликтующих один с другим, правил будет управлять данным случаем. Это является сутью правовых обязанностей. Независимые законодательные органы требуют не только доктрины судебного разбирательства, но так же тщательной защиты независимости законодательства, как по форме, так и по существу. Дета ли назначения, срок пребывания в должности, зарплата, статус, обучение и снятие с поста должны быть определены, чтобы защитить и укрепить эту независимость. Подобным образом назначение в системе судебных органов не должно быть партийным назначением, а должно гарантировать выбор наиболее квалифицированного правового эксперта. Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты:

Народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN-носитель верховной  власти в государстве );

  1. Правительство основано на согласии управляемых;
  2. Правило большинства и меньшинства (признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства);
  3. Гарантии основных прав человека;
  4. Свободные и честные выборы;
  5. Равенство перед законом;
  6. Справедливое судопроизводство;
  7. Конституционное ограничение правительства;
  8. Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;

В обществе, где право верховенствует над государством, присущи следующие  компоненты:

А) Сохранение климата свободных дискуссий  и собственного мнения. Ни что так  необходимо для правильного функционирования представительной демократии, как сохранение климата свободных дискуссий  и права на собственное мнение. Это требует свободы слова, свободы  собраний, свободного и реального  телевидения, радио, печати, свободы  апелляции к правительству, свободной  и жизнеспособной издательской деятельности. Информированное и включенное в  процесс население является источником жизненной силы демократии.

Защита  необходимого климата свободных  дискуссий и собственного мнения является критической ролью верховенства права.

Б) Справедливость в уголовном судопроизводстве.

Необходимым элементом во взаимоотношениях правительства  со своими гражданами является поддержание  и функционирование уголовного судопроизводства. Защита справедливости и целостности  судопроизводства - необходимый элемент  верховенства права Уголовный процесс  не должен быть политизирован или использован для показания политических диссидентов. Справедливость в уголовном судопроизводстве не является монополией систем, базирующихся на общеправовых или гражданско-правовых традициях. Она - функция приверженности определенным минимальным стандартам, таким, как предварительное обнародование законодательства, защита от беспричинных обысков и конфискаций или необоснованных уголовных обвинений, высокий уровень доказательств, непредвзятый суд с возможностью равноценной защиты, строгое разделение обвинительных и судебных функций, независимые судьи и разумное и пропорциональное наказание.

В) Защита свободы вероисповедания.

Сохранение  свободы вероисповедания является одним из самых старых и наиболее важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы  вероисповедания является важным компонентом  верховенства права. Полная защита религиозной  свободы может потребовать сильных  и эффективных норм гражданского права, защищающих от дискриминации  по религиозным мотивам.

Г) Защита гражданских прав.

Демократическое общество должно гарантировать равенство перед законом и защиту представителей национальных меньшинств и даже бедной части основного населения. Такие законы являются необходимым компонентом верховенства права в современном демократическом государстве.

Д) Ответственность государственных  официальных лиц и защита государственных  процессов. Любое демократическое общество должно иметь необходимое законодательство, гарантирующее ответственность государственных процессов и рациональных решений. Такое законодательство может включить в себя меры, позволяющие правительству получить компенсацию за причиненный ущерб.

Е) Защита прав рабочих

Несомненно каждое демократическое общество должно соблюдать права рабочих. Развитые страны разработали детальное трудовое законодательство, концентрирующееся на правах рабочих организовываться и совместно добиваться льгот, а также на предоставлении безопасной и безвредной производственной среды.

Ж) Гражданский контроль над армией. Принцип гражданского контроля над  армией также относится к вопросу  гражданского контроля над разведывательными службами, они должны действовать в соответствии с правовыми нормами, и в рамках конституционных структур.

З) Защита экономической свободы.

Возможно ни один вопрос в прошлом не был так тщательно отражен в различных философских трудах, как вопрос защиты экономической свободы и права на частную собственность. Развитие демократии и рыночной экономики, всегда защищали экономическую свободу и право на частную собственность. Советская система, следовала теории Маркса и Энгельса в отказе от многих форм частной собственности. Совершенно ясно, что рыночные экономики являются главным предметом верховенства права в развитых обществах. Экономический успех этих обществ, заключающихся не только в увеличении общего производства товаров и услуг, но и в широком распространении потребительских товаров и услуг, говорит сам за себя. Право на частную собственность и свобода в экономической сфере все больше обозначаются как важные компоненты личной свободы. Если строгий контроль над частной собственностью приводит к всепрощающему государственному контролю над личностью, то свобода может быть также легко потеряна, как и при отмене гражданских и политических свобод. Пожалуй, самый яркий пример демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент-диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс "импичмента", т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления). Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем, точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным, с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.[5 c.408]

 

Заключение

Проблема  соотношения и взаимосвязи права  и государства будет стоять перед  человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, что когда-нибудь все законы будут правовыми, а  государства демократичными. Но общественные отношения с течением времени  претерпевают изменения (иногда даже кардинальные), и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права - также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны  ошибки как субъективного, так и  объективного характера.

Общее мнение одно - право и государство  развиваются. Признание закономерностей  их развития, а также обращение  к историческому опыту позволяет  надеяться, что прогностическое  определение судеб права и  государства будет удовлетворять  научному подходу и служить практике государственного правового строительства. Хочется выразить надежду, что в  новом веке Россия наконец-то станет правовым государством на деле, а не на словах, где государство, право  и мораль будут находиться в тесном взаимодействии, в котором высшей ценностью станет человек и его  права.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет  надеяться, что прогностическое  определение судеб права и  государства будет удовлетворять  научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще 20 -30 лет назад политическая система  России развивалась в русле Марксистско - Ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества.

Не  было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства  только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических  положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равнуюцивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное  отношение к государству и  неправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общечеловеческие потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства.

Хорошо  сравнение изобретения права  с изобретением колеса. Последнее, как  известно, могло употребляться для  казней людей (колесование), но куда в  большей степени оно используется для обеспечения поступательного  развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового  механизма.

Государственная власть должна в своих законах  закреплять волю народа, и только такой  закон является правовым. Связь между  государством и правом не имеет столь  однозначного причинно-следственного  характера, государство порождает  право или из права рождается  государство. Она (связь) видится более  сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без  друга не могут существовать, а  значит, между ними имеется функциональная связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеев С. С. Теория  государства и права. 1996-520c.

2. Абдуллаева М.И. Правоведение, М.: Финансовый контроль 2004-965c.

3. Бабаев В.К. Теория  государства и прав. М.: Юристъ, 2002-857c.

4. Государство и право. Учебное пособие для студентов ВУЗов М.:Юрист 2003-564c.

5. Манов Г.Н.. Теория права и государства. М., 1995 г.-572c.

6. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с

7. Общая теория права  и государства: учебник для  юридических вузов Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2008. – 360 с.

8. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов 1994.-410c.

 


Информация о работе Взаимосвязь права и государства