Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:42, курсовая работа
Объектом исследования являются общественные отношения, вытекающие в процессе правового регулирования порядка проведения и заключения договора на торгах. Соответственно предмет исследования - нормы, регулирующие отношения, связанные с заключением договоров на торгах.
Целью курсовой работы является определение понятия и видов торгов, а также особенности процедуры проведения и заключения договоров на торгах.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности заключения договора на торгах…………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие, формы торгов, их характеристика ………………………….5
1.2 Порядок проведения торгов …………………………………………..11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ НАРУшениИ ПРАВИЛ ТОРГОВ ………………………………………………………..…….20
2.1 Заключения договора на торгах для государственных нужд путем проведения конкурса и аукциона …………………..…………………………..20
2.2 Последствия нарушения правил проведения торгов ………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………29
Список использованной литературы ……………………………………..31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Бурятский
Государственный Университет
юридический факультет
заочное отделение
кафедра
гражданского права и процесса
Заключение договора на торгах
(курсовая
работа)
выполнил : студент Гармаев Б.Г. ( гр. 12891)
Намсараева
О.С.
оценка
____________________
г.
Улан-Удэ, 2011
Содержание
Введение ………………………………………………………………….3
Глава
1. Особенности заключения договора на
торгах………………………………………………………………
1.1 Понятие, формы торгов, их характеристика ………………………….5
1.2 Порядок проведения торгов …………………………………………..11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ НАРУшениИ ПРАВИЛ ТОРГОВ ………………………………………………………..…….20
2.1 Заключения договора на торгах для государственных нужд путем проведения конкурса и аукциона …………………..…………………………..20
2.2 Последствия нарушения правил проведения торгов ………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………29
Список использованной литературы ……………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время становление российской правовой системы сопровождается постоянным изменением нормативной базы, при этом многие институты, в том числе и не являющиеся новыми для российского права, претерпевают существенную трансформацию. В гражданском праве значительной мере эти изменения затронули положения, регулирующие порядок заключения договоров.
Торги представляют собой один из способов заключения договоров, который тесно связан с основными законами свободного рынка.
Первая регламентация торгов как особого способа заключения гражданско-правовых договоров была связана с началом перехода к рынку, а более конкретно - с проведением приватизации государственной собственности. Этот период в истории назвали «перестройкой», своего рода «перестройка» происходила в праве и отражалась в законодательных новеллах.
Заключение договоров на торгах в условиях перехода к рынку получило широкое распространение и подробно регламентировано в ГК РФ, а также дополняющих его законодательных актах, которые учитывают особенности проведения торгов в отношении различных видов имущества. Посредством торгов возможно заключение большинства гражданско-правовых договоров.
Актуальностью темы курсовой работы является то, что все больше в различных сферах общественных отношений расширяется практика применения торгов, предполагающих заключение договора. К примеру, даже в сфере государственного управления также очевидна тенденция к использованию института торгов с целью оптимизации государственных расходов.
Объектом исследования являются общественные отношения, вытекающие в процессе правового регулирования порядка проведения и заключения договора на торгах. Соответственно предмет исследования - нормы, регулирующие отношения, связанные с заключением договоров на торгах.
Целью курсовой работы является определение понятия и видов торгов, а также особенности процедуры проведения и заключения договоров на торгах.
В соответствии с целью обусловлены следующие задачи:
- определить понятие и виды торгов;
- наиболее полно раскрыть порядок проведения торгов;
- проанализировать порядок заключения договора на торгах для государственных нужд путем проведения конкурса и аукциона.
- изучить последствия нарушения правил проведения торгов.
В работе применялись общенаучный метод, частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, формально-логический, исторический, систематический, сравнительно-правовой, метод анализа законодательства и практики его применения.
При
подготовке и написании работы были использованы
научные труды и статьи ученых-юристов:
Е.А. Суханова, Ю.C. Турсуновой, М.И. Брагинского,
В.В. Витрянского, В.В. Балакина.
ГЛАВА
1. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА
ТОРГАХ
1.1
Понятие, формы торгов и их характеристика
В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. По смыслу этой нормы торги являются одним из способов заключения договора, а именно - механизмом, позволяющим определить контрагента, с которым будет заключен договор. При этом заказчику торгов предоставляется право выбора наилучшего для себя контрагента.
Торги могут применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий, а также прав - например, права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. Так, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности.
Общие положения о такой форме торгов, как конкурс, действуют также для художественных, творческих, профессиональных конкурсов, поскольку последние предполагают присуждение наград в денежной и натуральной форме.
Проведение торгов представляет собой особый способ заключения договоров, выбор которого обусловлен необходимостью поиска контрагента, а также желанием обеспечить максимально выгодные условия сделки путем обострения конкуренции между потенциальными контрагентами (участниками торгов). Заключение договоров путем проведения торгов сопряжено с определенными сложностями, необходимостью дополнительных финансовых затрат на их подготовку и проведение, но оно влечет для заказчиков и экономическую выгоду1.
Торги могут проводиться для выбора инвесторов, арендаторов, при приватизации государственного и муниципального имущества, размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, выборе подрядчиков, продаже арестованной недвижимости в исполнительном производстве, обращении взыскания на предмет залога, продаже имущества должника в ходе банкротства. Многие организации проводят торги и по собственной инициативе для объективного выбора лучшего контрагента2.
Российское законодательство предусматривает две формы проведения торгов: аукцион и конкурс (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Различия между ними состоят в принципе определения победителя. Победителем аукциона является лицо, предложившее «лучшую цену». Здесь следует оговориться, что в точном соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 447 ГК РФ «выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую, а не лучшую цену». Объяснение этой формулировке видится в том, что ГК РФ регулирует только одну разновидность аукционных торгов: торги на продажу, а не на покупку чего-либо. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар (имущество). Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» - денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона чаще всего устанавливается в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.
Активный аукцион всегда используется в сфере исполнительного производства, так как основной смысл продажи арестованной недвижимости должника заключается в получении судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Помимо этого активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства (ст. ст. 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ) и во многих других случаях.
Однако на практике огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае заказчик торгов, наоборот, заинтересован в получении минимальной цены. Победитель подобного аукциона (редукциона) определяется путем пошагового (при устном соревновании) понижения начальной (стартовой) цены. Цена постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант. Таким образом, начальная цена является предельной ценой, она обязательно должна быть снижена участниками торгов. Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Например, наличие в заявке участника размещения заказа предложения о цене государственного или муниципального контракта, превышающей его начальную (максимальную) цену, само по себе является основанием для отказа ему в допуске к участию в аукционе или конкурсе.
В соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ конкурсом (от лат. «concursus» - течение, столкновение) признается такая форма проведения торгов, при которой:
а) победителя торгов определяет не их организатор, но назначенная им конкурсная комиссия;
б) победителем признается лицо, предложившее лучшие условия.
Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.
Из толкования норм ГК РФ можно заключить, что:
а) для разграничения аукциона и конкурса решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов (организатор торгов или конкурсная комиссия), в то время как «наиболее высокая цена» является частным случаем «лучших условий»;
б) «лучшие условия» должны либо включать наилучшую цену лишь как одно из нескольких условий, подлежащих оценке в совокупности, либо рассматривать иные условия, а не цену. Игнорирование специфики субъекта, определяющего победителя (небезосновательное, ибо на суть отношений такой признак повлиять не может), приводит к тому, что аукцион рассматривается как частный случай конкурса.
На конкурсных торгах победителем считается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора, использования имущества. Критерии отбора устанавливает заранее сформированная конкурсная комиссия, в которую могут входить не только сотрудники заказчика торгов, но и любые лица, которые имеют научный авторитет, профессиональную репутацию, считаются специалистами в определенной области. К этим критериям, как правило, относятся финансовые средства компании, трудовые ресурсы, профессиональные навыки персонала, наличие необходимого оборудования, опыт работы.
Например, для победы в земельном конкурсе решающее значение имеет режим использования имущества: целевое использование земельного участка, соблюдение экологических и архитектурно-планировочных требований, обеспечение максимального размера инвестиций, проведение работ по рекультивации, благоустройству и пр. В свою очередь, на аукционе земельные участки продаются в случае, когда от покупателя (арендатора) не требуется выполнения каких-либо условий, кроме целевого использования земли.3
Торги в форме конкурса являются удобным способом для их инициатора выбрать контрагента с наиболее оптимальными условиями сделки. Смысловое значение термина «конкурс» сводится к соревнованию, состязанию, конкуренции с целью выявить наилучших участников. В судебно-арбитражной практике справедливо отмечается, что конкурс - это мероприятие, целью которого является определение лиц, наиболее способных к оптимальному решению поставленной задачи.
Различия между аукционом и конкурсом, по большому счету, несущественны. По сути, аукцион - это тот же самый конкурс, но лишь с одним критерием отбора, в качестве которого выступает цена.
Зачастую заказчик торгов устанавливает смешанные (и аукционные, и конкурсные) требования к победителю, который должен одновременно предложить и лучшие условия исполнения договора, и лучшую цену (например, приватизационные конкурсы, земельные конкурсы по продаже участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства нежилых объектов). Нужно признать, что в таком случае конкурс будет полностью идентичен аукциону4.
Торги (независимо аукционы или конкурсы) можно разделить на открытые и закрытые. Согласно ст. 448 ГК РФ в открытых торгах может участвовать любое лицо, в закрытых -- только специально приглашенные лица, при этом если для открытых торгов организатор «делает» извещение, то при проведении закрытых -- «направляет» его потенциальным участникам.