Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:42, курсовая работа
Объектом исследования являются общественные отношения, вытекающие в процессе правового регулирования порядка проведения и заключения договора на торгах. Соответственно предмет исследования - нормы, регулирующие отношения, связанные с заключением договоров на торгах.
Целью курсовой работы является определение понятия и видов торгов, а также особенности процедуры проведения и заключения договоров на торгах.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности заключения договора на торгах…………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие, формы торгов, их характеристика ………………………….5
1.2 Порядок проведения торгов …………………………………………..11
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ НАРУшениИ ПРАВИЛ ТОРГОВ ………………………………………………………..…….20
2.1 Заключения договора на торгах для государственных нужд путем проведения конкурса и аукциона …………………..…………………………..20
2.2 Последствия нарушения правил проведения торгов ………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………29
Список использованной литературы ……………………………………..31
Следует отметить, что при классификации торгов по кругу участников необходимо выделять:
-- открытые торги, в которых может участвовать любое лицо;
-- закрытые торги, в которых участвуют специально приглашенные лица;
-- торги с ограниченным участием, когда круг участников не определен, но ограничен какими-либо критериями (например, наличием лицензий, специального допуска и т. п.).
Данная классификация небезупречна, поскольку смешиваются два основания классификации: по порядку определения круга участников и по наличию требований к участникам торгов, если их круг заранее не определен.
Представляется более правильным разделять торги на открытые и закрытые. Соответственно, в первом случае круг участников заранее не определен, во втором -- победитель определяется из числа не любых откликнувшихся лиц, а только приглашенных. Использование открытых торгов целесообразно, когда к потенциальному контрагенту нет специфических требований, например при продаже недвижимости.
Открытые торги, в свою очередь, можно подразделить в зависимости от требований, предъявляемых к откликнувшимся участникам, на «безусловно открытые» (когда участник должен быть дееспособен, и этого достаточно для того, чтобы его заявка была принята к рассмотрению), и на «торги с ограниченным участием» (когда к участникам предъявляются квалификационные требования, что, однако, не превращает их в закрытые, ибо отбор лиц, допущенных к участию в торгах, осуществляется не организатором на стадии их подготовки к проведению, а непосредственно при приеме или анализе заявок на участие). Установление таких ограничений важно тогда, когда потенциальному контрагенту необходимо иметь соответствующие лицензии на осуществление определенной деятельности, например при проведении торгов, на капитальный ремонт зданий и сооружений5.
Две данные классификации (разделение торгов на аукционы и конкурсы -- открытые и закрытые), воспроизведенные в законе, позволяют создавать форму торгов, наиболее адекватную интересам общества и отдельных лиц.
Оценивая
нормы действующего законодательства,
посвященные проведению торгов, можно
сделать вывод, что приоритет отдается
аукционным торгам, на которых соблюдается
принцип определения победителя по цене.
Например, системный анализ многих норм
Закона о размещении заказов позволяет
сделать вывод, что основным критерием
для определения лучших условий исполнения
государственного контракта является
именно цена контракта. Другие же критерии
имеют сопутствующее значение, причем
даже при проведении конкурсов.
1.2
Порядок проведения торгов
Процедура торгов начинается с принятия решения о проведении торгов, для заключения договора по их итогам. Вторым шагом к заключению договора именно способом проведения торгов является определение лица, которое будет выступать организатором торгов, а также других лиц, которые будут участвовать непосредственно в торгах.
Законодатель устанавливает, что организатором торгов может выступать или сам собственник вещи, или обладатель имущественного права, или специализированная организация. Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 447 ГК РФ) прямо устанавливает, что отношения между собственником и организатором торгов имеют в своей основе договор.
Исходя из принципа свободы договора, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Тем не менее, вопрос о принадлежности такого договора к какому-нибудь виду поименованных договоров является не праздным и носит сугубо практический характер. Ясность по данной проблеме позволяет внести определенность в права и обязанности собственника и организатора торгов, что имеет значение не только для сторон договора, но и для участников торгов6.
В число обязанностей организатора торгов, согласно ГК РФ, входит: извещение о проведении торгов, подписание протокола по результатам торгов, имеющего силу договора. Такие действия носят характер юридически значимых действий (сделок). П. 2 ст. 447 ГК РФ устанавливает, что организатор торгов может выступать как от своего имени, так и от имени собственника. Совершение организатором торгов от имени и за счет собственника юридически значимых действий совпадает с определением договора поручения (глава 49 ГК РФ), в то время как совершение им сделок от своего имени, но за счет собственника охватывается понятием договора комиссии (глава 51 ГК РФ).
Несмотря на то, что ГК РФ не упоминает прямо о совершении организатором фактических действий по поручению собственника (таких, например, как прием заявок на участие в торгах, разъяснение правил участия в торгах, фактическое проведение торгов, включая анализ поступивших от участников заявок), в большинстве случаев такие действия являются договорной обязанностью организатора торгов.
Совершение организатором торгов как юридических, так и фактических действий по поручению собственника дает основания квалифицировать отношения по организации торгов как агентирование. В зависимости от того, от чьего имени действует организатор, будет решаться вопрос, применяются субсидиарно к нормам главы 52 ГК РФ положения о договоре поручения (в случае, если организатор торгов выступает от имени лица, в чьих интересах проводятся торги) или о договоре комиссии (в случае, если организатор торгов выступает от своего имени).
Принятие решения о проведении торгов для заключения договора является первым и необходимым этапом проведения торгов. На данном этапе формируется воля юридического лица на заключение договора, однако еще нет определенности в отношении будущего контрагента, а также в отношении некоторых существенных условий будущего договора.
Определение правовой природы извещения о проведении торгов является острым спорным вопросом в современном праве.
Одной из наиболее распространенных точек зрения на правовую природу извещения о проведении торгов является признание извещения односторонней сделкой7.
Основным аргументом для такой квалификации извещения служит, во-первых, признание того, что извещение о проведении торгов порождает определенные обязательства организатора торгов, во-вторых, квалификация в самом ГК публичного конкурса (который признается родственным торгам по своей правовой природе) в качестве односторонней сделки.
Другие ученые рассматривают извещение лишь как элемент юридического состава по проведению торгов. С этим мнением сложно согласиться, т.к. извещение само по себе порождает определенные правовые последствия, пусть и имеющие значение только в рамках системы проведения торгов, например, обязательство организатора торгов рассмотреть поступившие заявки на участие после подачи извещения и до проведения торгов опубликования объявления об отмене торгов. Безусловно, рассмотрение торгов в целом как совокупности юридических фактов имеет под собой основание, т.к. дает целостный, системный взгляд на торги как единый механизм заключения договора. Тем не менее игнорирование правового значения составных частей (элементов) этого механизма может создать неверное впечатление о правах и обязанностях участников соответствующих правоотношений, тем более что торги представляют собой пример длящихся правоотношений, проходящих в своем развитии несколько этапов, в ходе которых правовое положение субъектов претерпевает изменения.
Успешность торгов во многом зависит от их информационного обеспечения. По общему правилу извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения (п. 2 ст. 448 ГК РФ). Характерно, что извещение о проведении торгов должно быть именно «сделано», т.е. в ГК РФ отсутствует акцент на публикацию извещения о торгах в печатных средствах массовой информации. В этой связи необоснованной представляется позиция, состоящая в том, что «извещение должно публиковаться в соответствующих средствах массовой информации»8.
Дело в том, что при проведении торгов, закрытых по составу участников, специально приглашаются конкретные лица, поэтому извещение не публикуется, а именно делается организатором торгов путем рассылки персональных приглашений. Открытые торги, напротив, предполагают публикацию извещения для всеобщего сведения.
Действительно, для принятия решения об участии или неучастии в открытых (публичных) торгах потенциальному претенденту требуется определенное время. Оно необходимо, чтобы оценить условия торга и свои возможности для победы в нем, именно поэтому претендент должен иметь под рукой всю необходимую информацию, т.е. опубликованное извещение о торгах. Поэтому сообщение сложной и большой по объему информации, сделанное по радио, или извещение, однократно переданное по местному каналу телевидения, является ненадлежащим извещением о торгах, так как не позволяет эту информацию зафиксировать9.
Подача заявки на участие в торгах знаменует собой новый этап в развитии отношений по заключению договора на торгах.
Вопрос о правовой квалификации заявки на участие в торгах является не менее спорным, чем вопрос о сущности извещения о проведении торгов.
Высказывается мнение, в соответствии с которым проведение торгов договором не является и представляет собой только юридический факт, являющийся лишь элементом юридического состава по заключению договора на торгах, не имеющий самостоятельного значения. Продолжая эту мысль, можно заключить, что и такие элементы, как извещение и заявка, самостоятельного правового значения также не имеют. Учитывая, что и извещение, и заявка влекут возникновение правовых последствий, порождая обязательства, которые, хотя и составляют часть юридического состава по заключению договора на торгах, но могут быть квалифицированы с использованием существующих правовых конструкций как сделки, данную точку зрения нельзя признать верной.
Подача заявки на участие в торгах влечет заключение договора о проведении торгов.
С другой стороны, заявка в большинстве случаев представляет собой одновременно и оферту на заключение основного договора. В зависимости от процедуры проведения торгов эти две функции заявки на участие в торгах могут быть разведены во времени и содержаться в различных документах, представляемых участниками торгов. Такая ситуация характерна для таких торгов, в ходе которых после подачи заявки на участие в торгах организатор передает участнику только пакет конкурсной документации, соответственно, оферта на заключение договора по итогам торгов будет представлена участником только после изучения конкурсной документации и подготовки на ее основе предложения.
Если рассматривать специальное правовое регулирование отдельных видов торгов в РФ, то можно заметить, что в некоторых случаях правовой статус заявок участников является более очевидным.
При заключении договоров на торгах, проводимых на фондовой бирже, заявки однозначно квалифицируются как оферты и акцепты. Но при подаче безадресной заявки торги проводятся по принципу двойного встречного аукциона, и определить, какая из заявок является офертой, а какая - акцептом, не представляется возможным.10
Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ, протокол о результатах торгов подписывается организатором и лицом, выигравшим торги, в день проведения торгов.
Законом установлены два требования к порядку подписания протокола. Во-первых, время подписания (день проведения торгов). Во-вторых, субъекты, которые должны подписать протокол: в качестве таковых ГК РФ указывает два лица - организатора и победителя торгов.
Однако в зависимости от сферы проведения торгов могут выявляться некоторые особенности в порядке и правовом значении протокола по итогам торгов. В настоящее время нормативные акты Правительства РФ, регламентирующие порядок проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества, рассматривают протокол об итогах торгов в качестве решения продавца государственного или муниципального имущества и не предусматривают подписания такого протокола лицом, выигравшим торги.
Норма, закрепленная в п. 5 ст. 448 ГК РФ, является императивной и не предусматривает возможности ее изменения или интерпретации подзаконными актами. Кроме того, нельзя не признать, что нормы, регламентирующие заключение договора на торгах, являются специальными по отношению к общим нормам о порядке заключения договора. Соответственно, игнорирование нормы о подписании договора не только организатором, но и лицом, выигравшим торги, может привести к оспариванию торгов по формальным основаниям11.
При сопоставлении норм ГК РФ и соответствующих постановлений Правительства РФ можно обнаружить, что их авторы исходят из различного понимания правовой природы протокола об итогах торгов.
Постановления Правительства рассматривают протокол об итогах торгов в качестве одностороннего акта продавца (организатора торгов), являющегося акцептом наилучшей заявки участника торгов (оферты) и фиксирующего решение о выборе победителя торгов.
ГК РФ исходит из сущности протокола как двусторонней сделки, совершению которой предшествует определение организатором победителя торгов, т.е. акцепт оферты участника торгов. Именно тот факт, что к моменту составления протокола по итогам торгов победитель уже определен и такой победитель осознает изменения в своем правовом положении (статус участника торгов меняется на статус лица, выигравшего торги), и позволяет устанавливать меры ответственности организатора торгов по отношению к лицу, выигравшему торги. В случае если бы основанием для признания лица победителем торгов являлся исключительно протокол, подписанный организатором торгов, то сама конструкция ответственности организатора торгов за уклонение от подписания протокола перед победителем торгов не могла бы существовать ввиду отсутствия субъекта, имеющего право требовать подписания протокола. Таким образом, по своей сути протокол об итогах торгов не является акцептом.