Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 14:45, реферат
В связи с переходом на рыночную экономику, реклама постепенно становится двигателем торговли. Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон, принятый 22 февраля 2006 года Государственной Думой от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", закон вступил в силу с 1 июля 2006 года (14 июня 1995 года был принят первый Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ "О рекламе").
Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Правовое регулирование отношений в области рекламы…………………....4
1.1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ………………………4
1.2. Государственный контроль в области рекламы…………………..11
2. Новые положения Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ о рекламе………………………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………23
5. указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6. указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Также в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В законе установлены требования к рекламе в радиотелепрограммах, периодических печатных изданиях, на транспортных средствах, в почтовых отправлениях, к наружной рекламе, рекламе отдельных видов товаров (алкогольных напитков, табака, табачных изделий, медикаментов, оружия, вооружения и боевой техники), рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, а также к социальной рекламе (направленной на достижение благотворительных целей). Установлены особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Определены специфические требования к рекламе и в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта.
1.2. Государственный контроль в области рекламы
Государственный контроль в области рекламы возложен на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, в обязанности которых входит: предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы, допущенных юридическими и физическими лицами; направление рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписаний о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы (т.е. опровержений ненадлежащей рекламы, распространяемых в целях ликвидации вызванных ею последствии). Основная задача контроля — предупреждение и пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Кроме того, к разработке требований к рекламе, проведению независимой экспертизы, контролю в области рекламы привлекаются органы саморегулирования в области рекламы общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц. Эти органы вправе предъявить иски в суд (арбитражный суд) в интересах потребителей рекламы (в том числе неопределенного круга потребителей рекламы) в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о рекламе.
За нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) несут гражданско-правовую ответственность, а в случаях, предусмотренных законом, административную и уголовную ответственность.
Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы имеют право предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением основными участниками рекламной деятельности законодательства РФ о рекламе, а также для признания недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой. Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе самостоятельно обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу, о компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
Ненадлежащая реклама влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность. Такая ответственность предусмотрена за заведомо ложную рекламу, т.е. за использование в рекламе заведомо ложной информации о товарах, работах, услугах, а также об их производителях (исполнителях, продавцах), вследствие чего потребитель перечисленной продукции или услуг вводится в заблуждение.
В Уголовном кодексе РФ ст. 182 «Заведомо ложная реклама» за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнитель, продавец), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Ст. 26 «Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы»: антимонопольный орган осуществляет контроль за рекламой в интересах потребителей рекламы посредством предупреждения и пресечения ненадлежащей рекламы, направления материалов о нарушениях в органы, выдающие лицензии, в правоохранительные органы; он в праве предъявлять иски в суды, при этом освобождается от уплаты госпошлины. В п. 4 предусмотрено право антимонопольных органов заключить с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.
Ст. 27 «Право доступа к информации»: беспрепятственный доступ ко всем документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, кроме сотрудников антимонопольных органов имеют и другие органы государства, в частности прокурор; если сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, будут разглашены, то причиненные убытки возмещает федеральный антимонопольный орган.
Ст. 28 «Права органов саморегулирования в области рекламы»: саморегулирование позволяет решать спорные вопросы в досудебном порядке; органы саморегулирования привлекаются к разработке требований к рекламе, проводят независимую экспертизу, направляют материалы о нарушении законодательства в соответствующие органы, предъявляют иски в суд. Органы саморегулирования созданы во многих городах: в Новосибирске создан городской совет рекламы, в Омске создана Ассоциация
рекламного искусства, совет саморегулирования в сфере рекламы образован в Мурманской области.
Саморегулируемой организацией в сфере рекламы (глава 4 ст. 31 Федерального закона «О рекламе») признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.
Органы саморегулирования в области рекламы вправе предъявлять в установленном прядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок.
2.Новые положения Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ о рекламе
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ вступил в действие в основной своей части с 1 июля 2006, некоторые положения — с 1 июля 2007 года, а наиболее жесткие ограничения, касающиеся телевизионной рекламы, — только с 1 января 2008 года. Со дня вступления в силу нового закона утратил силу Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе».
В новом документе появились дополнительные ограничения на использование образов детей в рекламе социально опасных товаров, таких как алкоголь, табак, пиво, азартные игры. Также закон запрещает рекламу пива в телевизионных программах с 7:00 до 22:00, а на радио — с 9:00 до 24:00. Во время трансляций международных спортивных соревнований разрешается демонстрировать бренды и названия компаний, но не сами алкогольные напитки. Также запрещается скрытая реклама товаров под маркой запрещенных к рекламе товаров, то есть так называемой рекламе «зонтичных» брендов, когда, например, рекламируют никому не известную воду, которая называется так же, как популярная водка.
Кроме того, вводится запрет на установку рекламы, схожей с дорожными знаками, а также запрещает распространение рекламы посредством транспорта, используемого исключительно в качестве передвижных рекламных конструкций. Ряд положений закона уточняют критерии распространения рекламы во время трансляции телепрограмм. Со времени вступления закона в силу до конца 2007 года объем рекламы не должен превышать 20% в час и 15% — в течение суток. При этом длина каждого рекламного блока не должна быть более 4 минут. С 2008 года требования ужесточатся: для рекламы останется не более 15% эфирного времени как в сутки, так в час. Причем «телемагазины» и бегущие рекламные строки попадают под это ограничение. Также вводится норма, ограничивающая размещение рекламы в детских передачах. Специалисты считают, что с учетом специфики восприятия детьми телепрограмм нельзя прерывать программы в середине. Поэтому, в документе есть пункт, разрешающий размещать рекламные ролики только перед началом детской передачи в самом ее конце. Закон регламентирует и рекламу финансовых услуг. Уточняется, что она должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги. При этом не должно быть гарантий или обещаний будущей эффективности или доходности вложений, в том числе основанных на реальных показателях в прошлом. Если речь идет о рекламе кредита, и указана хотя бы одна из составляющих его стоимости, то в рекламе должны быть указаны и все остальные составляющие. Реклама услуг, связанных с управлением, в том числе доверительными активами, не должна содержать сведения о гарантиях надежности и стабильности размеров возможных доходов, а также документально не подтвержденную информацию, если она непосредственно относится к управлению активами. В рекламе, связанной с привлечением средств в долевое строительство, необходимо включить сведения о месте и способах получения проектной декларации. Такая реклама не допускается до выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома. Эти же требования относятся к рекламе инвестиционных паев, паевых инвестиционных фондов и ипотечных сертификатов. В рекламе ценных бумаг нужно указывать лиц, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам. При этом такая реклама не должна включать в себя прогноза роста курсовой стоимости ценных бумаг.
Новый закон существенно ограничил рекламу лекарств и биологически активных добавок (БАД). Производителям запрещено ссылаться в рекламе на конкретные случаи излечения, распространять утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний, а также использовать в рекламе образы медицинских работников. Кроме того, в рекламе теперь придется сообщать о наличии противопоказаний к применению.
Несмотря на все усилия, авторам законопроекта не удалось вернуть в пивную рекламу образы людей и животных и спортивное спонсорство. Напротив, запреты даже ужесточились: теперь пиво можно рекламировать на радио только ночью, а в кинотеатрах- с 20.00 до 7.00. С 2008 года запрещается наружная реклама табака — основной канал продвижения производителей сигарет. Они смогут рекламироваться только в печатной прессе (кроме первой и последней страниц) и на местах продаж.
Новый Закон о рекламе, изменил расстановку сил на отечественном рекламном рынке. С 1 июля 2006 года деятельность рекламодателей контролироваться строже, размеры штрафов значительно увеличились, а объемы рекламы на телевидении сократились.
Существенно, что законопроект полностью перерабатывает устаревший понятийный аппарат и вводит новые взаимосвязи, отвечающие современному состоянию рекламного рынка.
Существенные изменения претерпели и основные понятия, используемые в новом Законе. В первую очередь это касается самого понятия рекламы
Отныне, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке.
Тут среди нового следует отметить такой немаловажный аспект рекламы, как привлечение внимания, поскольку в последнее время основной целью многих рекламных материалов является не только формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования (как это было прописано в старом законе), сколько именно привлечение внимания с целью закрепления рекламируемого образа в подсознании потребителя рекламы. Кроме того, закон вводит такой чисто профессиональный термин маркетологов, как "продвижение на рынке".
Появление в законе подобных терминов (как например, упоминавшийся выше "органично интегрированный") стало следствием участия в разработке закона профессионалов, работающих в области рекламы. Эти термины несколько резки для уха юриста, но довольно-таки хорошо понятны для тех, кто применяет законодательство на практике.
Новый закон ввел два принципиально важных понятия, раскрывающих суть рекламируемого объекта:
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация о работе Закон о рекламе и некоторые аспекты его применения