Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 02:32, дипломная работа
В течение последних лет судьба пенсионного обеспечения широко обсуждалась в средствах массовой информации. Спектр мнений был очень широк: от призывов «ничего не менять и оставить систему как она есть» до крайне радикальных взглядов - полностью отказаться от существующей солидарной системы, действующей на распределительной основе, и перейти к накопительной, что фактически означало приватизацию государственных обязательств перед будущими и нынешними пенсионерами.
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 5
1.1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы Российской Федерации 5
1.2 Законодательная база пенсионного обеспечения 7
1.3 Понятие трудовой пенсии и ее виды 22
Глава 2. 25
2.1 Условия и порядок назначении пенсии по старости 25
2.2. условия досрочного назначения пенсии по старости 31
Глава 3. 34
3.1 Досрочное назначение пенсии за выслугу лет 34
3.2 Досрочное назначение пенсии за вредные условия труда 47
Заключение 55
Принята и уже действует схема, по которой сумма единого социального налога в части, касающейся зачисления в ПФР, разделяется на единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии, и на страховые взносы, зачисляемые в бюджет ПФР для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Иначе говоря, сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Законами предусмотрено, что обязательные платежи уплачиваются только налогоплательщиками (страхователями) за своих работников (застрахованных). При этом совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не увеличивается и остается на уровне прежней (28% от заработка работника для основной массы плательщиков).
Для страховой и накопительной частей трудовой пенсии помимо регрессивной шкалы базы для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника вводится дифференцированная шкала тарифов, зависящих от возраста застрахованного лица.
Изменение ежегодного процентного отношения, приходящегося на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии показано в таблице 1.1.(Приложение 1)[1] .
Страховые взносы, направляемые на накопительную часть трудовой пенсии, не могут быть израсходованы на выплату пенсий по текущим обязательствам, а предназначены на выплату пенсии конкретному застрахованному лицу, за которое они уплачены. До выхода на пенсию указанного лица они будут инвестироваться в порядке, который должен быть установлен федеральным законом.
Принципиально новым шагом в финансировании будущих пенсионных выплат является введение фиксированного платежа, являющегося по своей природе разновидностью страховых взносов. Страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и некоторые другие профессии, приравненные к индивидуалам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.
Граждане России, работающие за рубежом, вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР. Аналогично может поступить любое физическое лицо, уплатив страховые взносы даже за другое физическое лицо. Федеральным законом определен максимальный размер фиксированного платежа в месяц - 3600 рублей. Минимальный же размер должен быть определен Налоговым кодексом и стать обязательным для уплаты.
С введением в действие с 1 января 2002 года четырех федеральных пенсионных законов можно констатировать, что пенсионная реформа в Российской Федерации началась успешно. Более 10 млн. российских пенсионеров в первых числах января текущего года получили весомую прибавку к пенсии. В феврале практически всем 38,5 млн. пенсионерам были проиндексированы пенсионные выплаты. Работающие пенсионеры приобрели возможность получать пенсию в полном размере. Дальнейшее принятие законов, предусмотренных пенсионной реформой, позволит улучшить материальное обеспечение российских граждан.
Законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно-таки сложная и разветвленная система нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.
Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят Конституционные Федеральные законы. Ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы, и нормативные акты.
Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.
Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:
1) Российская Федерация - социальное
государство, политика которого
направлена на создание
2) В Российской Федерации
Как мы видим, Конституция провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.
Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:
Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.
Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.
Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы.
Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов. Основными источниками пенсионного права являются:
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации",
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации",
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах",
Федеральный закон N 56-ФЗ от 30.04.2008 г. "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Понятие государственной пенсии содержится в ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Данный Закон устанавливает условия назначения следующих видов пенсий:
Закон содержит отсылочную норму о том, что пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности военнослужащим (за исключением проходивших военную службу по призыву) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета (ст. 6 Закона). Закон не охватывает все возможные случаи государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение не предусмотренных этим Законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
Трудовые пенсии в РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Трудовая пенсия определяется в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ст. 2) как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью последних. К характеристике трудовой пенсии относится и то, что право на нее определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом.
В Законе очерчен круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию при соблюдении условий, предусмотренных для каждого вида пенсий. Право на пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», и нетрудоспособные члены их семей (при потере кормильца). Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ст. 3 Закона).
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности.
Трудовая пенсия по старости может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам (Приложение 1).
Размер базовой части пенсии (БЧ) устанавливается в твердой сумме. У лиц, достигших 80 лет либо имеющих инвалидность с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности (I группы), БЧ выше, чем у остальных. Кроме того, БЧ зависит от наличия у пенсионера иждивенцев и от их числа.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей - базовой (БЧ) и страховой (СЧ). Размер пенсии и ее частей определяются отдельно для каждого из нетрудоспособных членов семьи, входящих в круг лиц, установленных ст. 9 Закона, независимо от их числа (Приложение 2).
Трудовая пенсия по инвалидности может состоять из трех частей - базовой (БЧ), страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Размер БЧ устанавливается в твердой сумме и зависит от степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности), а также от наличия иждивенцев (Приложение 3).
Вступивший с 1 января 2002 года в силу Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Прежде всего, закон дает основные понятия, которые применяются в законе.
обязательное пенсионное страхование - это система мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного пенсионного обеспечения;
обязательное страховое обеспечение - это исполнение страховщиком (Пенсионным фондом РФ) своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца) посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Другими словами, обязательное страховое обеспечение - это трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Страховщик, в частности, обязан:
Информация о работе Законодательная база пенсионного обеспечения