Законодательная база пенсионного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 02:32, дипломная работа

Описание работы

В течение последних лет судьба пенсионного обеспечения широко обсуждалась в средствах массовой информации. Спектр мнений был очень широк: от призывов «ничего не менять и оставить систему как она есть» до крайне радикальных взглядов - полностью отказаться от существующей солидарной системы, действующей на распределительной основе, и пе­рейти к накопительной, что фактически означало привати­зацию государственных обяза­тельств перед будущими и нынешними пенсионерами.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 5
1.1 Предпосылки к реформированию пенсионной системы Российской Федерации 5
1.2 Законодательная база пенсионного обеспечения 7
1.3 Понятие трудовой пенсии и ее виды 22
Глава 2. 25
2.1 Условия и порядок назначении пенсии по старости 25
2.2. условия досрочного назначения пенсии по старости 31
Глава 3. 34
3.1 Досрочное назначение пенсии за выслугу лет 34
3.2 Досрочное назначение пенсии за вредные условия труда 47
Заключение 55

Файлы: 1 файл

Dosrochnoe_naznachenie_trudovoy_pensii_po_starost.docx

— 74.33 Кб (Скачать файл)

В случае если регион является в достаточной степени экономически развитым, Правительство региона может устанавливать на законодательном уровне дополнительные надбавки к пенсии. Согласно постановлению правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N 1005-ПП, надбавки к пенсиям, известные как "лужковские", выплачиваются из бюджета города Москвы неработающим пенсионам, а также некоторым категориям работающих. Так, например, пенсионеры, трудящиеся в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, архивах, Загсах, в сфере ЖКХ дворником, уборщиком, консьержем, швейцаром, могут рассчитывать на "лужковскую" доплату. Средний размер такой выплаты на конец 2009 года составляет 2,9 тысячи рублей в месяц (ее размер зависит от того, какой суммы не хватает конкретному пенсионеру до 6,8 тысячи рублей).

В рязанской области подобные надбавки отсутствуют.

Делая вывод о значимости существующего законодательства пенсионной системы Российской Федерации следует сказать, что пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму. Анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

 

ГЛАВА 1. ПЕНСИЯ ЗАВЫСЛУГУ ЛЕТ КАК ВИД ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ

 

2.1. Круг граждан имеющих право на пенсию за выслугу лет и условия ее назначения

 

 До 1 января 2002 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1995 года № 854 лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих и государственные должности государственной службы, устанавливались ежемесячные доплаты к государственной пенсии, назначенной на основании Закона Российской Федерации  “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

В связи с принятием и введением в действие с 1 января 2002 года Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О  государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации ” федеральным государственным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона  “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”  гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию  на  31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к  государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 , с 1 января 2002 года установлена пенсия за выслугу лет.   

Как мы уже подчеркнули выше, с 1 января 2002 г. федеральным государственным служащим взамен ранее устанавливаемых доплат (установленных Указом Президента Российской Федерации) назначаются пенсии за  выслугу  лет.   Правовые  основы    пенсионного  обеспечения  за  выслугу    лет

Федеральных      государственных       служащих      закреплены       в      Законе    о

государственном пенсионном обеспечении.

Согласно нормам данного Закона этот вид пенсии не носит самостоятельного характера.

Более того, как верно подчеркивают эксперты, по сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Поэтому обязательным условием назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является также установление трудовой пенсии по старости (инвалидности)[35].

Дадим определение пенсии за выслугу лет. Действующее законодательство легального понятия данного вида пенсии не содержат, однако систематический анализ норм пенсионного законодательства позволяет такое понятие сформулировать.

Пенсией за выслугу лет признается не только ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п.2 ст.7 Федерального Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” но и компенсация утраченного заработка(дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы.

Еще раз подчеркнем, что пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой.

Однако  трудовая  пенсия   за выслугу  лет  может  быть  назначена  досрочно

при :

·   невозможности трудоустройства безработного, уволенного в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата, но не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. При установлении  указанной  пенсии  по  старости  также  может  быть решен вопрос о

назначении   пенсии   за   выслугу   лет.  В данном  случае  для  назначения  пенсии

за выслугу лет необходимо иметь статус  безработного,   т.е.  требуется  официальная;

·   регистрация   гражданина   в   государственной  службе  занятости  в  целях поиска подходящей работы;

·   при установлении  инвалидности.

В   соответствии   со   ст.5   Закона   право   на   пенсию   за   выслугу    лет имеют государственные    служащие   и   военнослужащие    (ст. 19 ФЗ «Об основах    государственной   службы     Российской   Федерации»    и  ст. 13   Закона о пенсионном   обеспечении  лиц,   проходивших  военную службу).  Пенсия     за выслугу  лет   военнослужащим   и  приравненным  к  ним    лицам,    проходящим военную   службу   по контракту,   назначается в порядке, предусмотренном Законом   о   пенсионном   обеспечении   лиц,   проходивших   военную   службу.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Пенсия по государственному обеспечению может назначаться и выплачиваться только в соответствии с Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечением в Российской Федерации”. Вместе с тем данный Закон предусматривает существование иных федеральных законов для лиц пенсионное обеспечение которых не предусмотрено в рамках настоящего закона о государственном пенсионном обеспечении.

2.2 РАЗМЕР  ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

До 1 января 2002 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1995 года № 854 лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих и государственные должности государственной службы, устанавливались ежемесячные доплаты к государственной пенсии, назначенной на основании Закона Российской Федерации  “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

В связи с принятием и введением в действие с 1 января 2002 года Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О  государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации ” федеральным государственным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона  “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”  гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию  на  31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к  государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 , с 1 января 2002 года установлена пенсия за выслугу лет.   

Как мы уже подчеркнули выше, с 1 января 2002 г. федеральным государственным служащим взамен ранее устанавливаемых доплат (установленных Указом Президента Российской Федерации) назначаются пенсии за  выслугу  лет.   Правовые  основы    пенсионного  обеспечения  за  выслугу    лет

Федеральных      государственных       служащих      закреплены       в      Законе    о

государственном пенсионном обеспечении.

Согласно нормам данного Закона этот вид пенсии не носит самостоятельного характера.

Более того, как верно подчеркивают эксперты, по сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Поэтому обязательным условием назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является также установление трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Дадим определение пенсии за выслугу лет. Действующее законодательство легального понятия данного вида пенсии не содержат, однако систематический анализ норм пенсионного законодательства позволяет такое понятие сформулировать.

Пенсией за выслугу лет признается не только ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п.2 ст.7 Федерального Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” но и компенсация утраченного заработка(дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы.

Еще раз подчеркнем, что пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой.

Однако  трудовая  пенсия   за выслугу  лет  может  быть  назначена  досрочно

при :

·   невозможности трудоустройства безработного, уволенного в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата, но не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. При установлении  указанной  пенсии  по  старости  также  может  быть решен вопрос о

назначении   пенсии   за   выслугу   лет.  В данном  случае  для  назначения  пенсии

за выслугу лет необходимо иметь статус  безработного,   т.е.  требуется  официальная;

·   регистрация   гражданина   в   государственной  службе  занятости  в  целях поиска подходящей работы;

·   при установлении  инвалидности.

В   соответствии   со   ст.5   Закона   право   на   пенсию   за   выслугу    лет имеют государственные    служащие   и   военнослужащие    (ст. 19 ФЗ «Об основах    государственной   службы     Российской   Федерации»    и  ст. 13   Закона о пенсионном   обеспечении  лиц,   проходивших  военную службу).  Пенсия     за выслугу  лет   военнослужащим   и  приравненным  к  ним    лицам,    проходящим военную   службу   по контракту,   назначается в порядке, предусмотренном Законом   о   пенсионном   обеспечении   лиц,   проходивших   военную   службу.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Пенсия по государственному обеспечению может назначаться и выплачиваться только в соответствии с Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечением в Российской Федерации”. Вместе с тем данный Закон предусматривает существование иных федеральных законов для лиц пенсионное обеспечение которых не предусмотрено в рамках настоящего закона о государственном пенсионном обеспечении.

 

 

 

 

ГЛАВА.3 ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ ЗА ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

 

Приложение 1

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с 01.04.2010

По состоянию на 01.04.2010 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2723,41 рубля в месяц.

Категория получателей пенсии

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости

Граждане, достигшие 80-летнего возраста (не имеющие иждивенцев)  Инвалиды I группы (не имеющие иждивенцев)

5 446 рублей 82 копейки в  месяц

Граждане, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

С 1 иждивенцем - 3 631 рубль 21 копейка в месяц С 2 иждивенцами - 4 539 рублей 01 копейка в месяц С 3 иждивенцами - 5 446 рублей 81 копейка в месяц

Граждане, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 6 354 рубля 62 копейки в месяц С 2 иждивенцами - 7 262 рубля 42 копейки в месяц С 3 иждивенцами - 8 170 рублей 22 копейки в месяц

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости увеличивается на соответствующий районный коэффициент

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

4 085 рублей 11 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж для мужчин не менее 25, а для женщин не менее 20 лет, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы

8 170 рублей 22 копейки в  месяц (независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

С 1 иждивенцем - 5 446 рублей 81 копейка в месяц С 2 иждивенцами - 6 808 рублей 52 копейки в месяц С 3 иждивенцами - 8 170 рублей 22 копейки в месяц (независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж для мужчин не менее 25, а для женщин не менее 20 лет, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 9 531 рубль 92 копейки в месяц С 2 иждивенцами - 10 893 рубля 62 копейки в месяц С 3 иждивенцами - 12 255 рублей 33 копейки в месяц (независимо от места жительства)

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее календарных 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

3 540 рублей 43 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы

7 080 рублей 86 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи (кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

С 1 иждивенцем - 4 720 рублей 57 копеек в месяц С 2 иждивенцами - 5 900 рублей 71 копейка в месяц С 3 иждивенцами - 7 080 рублей 86 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых, находятся установленные законом нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 8 261 рубль в месяц С 2 иждивенцами - 9 441 рубль 14 копеек в месяц С 3 иждивенцами - 10 621 рубль 28 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Информация о работе Законодательная база пенсионного обеспечения