Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:57, курсовая работа
Цель работы состоит в комплексном исследовании и анализе гражданско-правовых способов и средств защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Исходя из поставленной цели, взаимосвязанными задачами работы являются:
- определить понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей;
- охарактеризовать правовой статус участников отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании;
- изучить критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю;
- проанализировать правовые последствия продажи потребителю товаров с недостатками.
Курсовая работа по теме:
Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России.
В повседневной жизни все мы постоянно выступаем в качестве потребителей - приобретаем необходимые товары и продукты питания, обращаемся в службы быта, ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п. При этом бывает, что наши права нарушаются, и никто не может быть от этого застрахован. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права.
Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. Это реальность, с которой необходимо считаться. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав.
Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя, и прежде всего, Закона «О защите прав потребителей».
Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Во многих странах, в первую очередь
в промышленно развитых, подобные
законы действовали уже сравнительно
давно. Проблема защиты прав потребителя
приобрела международное значен
В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей.
Цель работы состоит в комплексном исследовании и анализе гражданско-правовых способов и средств защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Исходя из поставленной цели, взаимосвязанными задачами работы являются:
- определить понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей;
- охарактеризовать правовой статус участников отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании;
- изучить критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю;
- проанализировать правовые последствия продажи потребителю товаров с недостатками.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из четырех глав, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.
1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей
Правовое регулирование
Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Анализ законодательства о защите прав потребителей в юридической литературе, проводимый в разные периоды его становления, указывал на комплексную природу этого законодательства. Так, А.Е. Шерстобитов и Т.Л. Левшина справедливо отмечали в процессе анализа правоприменительной практики первых лет существования Закона "О защите прав потребителей", что "совокупность входящих в него нормативных актов должна определяться как комплексная отрасль законодательства, тесно связанная с отраслевым законодательством и черпающая из него основные, базовые категории (например, договор, правонарушение, вина, ответственность и т.д.), без которых правоприменительная деятельность невозможна. Классическое гражданское законодательство не рассчитано и не должно быть рассчитано на регулирование всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей. В связи с этим подчеркивалась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и исполнителями на рынке товаров и услуг. Таким образом, как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права".
Аналогичную точку зрения относительно
рассматриваемой специфики
Основу данного правового
Общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей, составляют его предмет. Круг данных отношений настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно определить их исчерпывающий перечень. Поэтому объективно существующую специфику предмета законодательства о защите прав потребителей отражает разделение общественных отношений, которые возникают в рассматриваемой области, на два блока, а именно общественные отношения, целью которых является реализация:
1) частных интересов;
2) публичных интересов.
Отношения первого блока основаны на признании свободы определенных субъектов, а именно участников гражданского оборота, совершать в рамках этих отношений действия, которые построены на принципах, названных п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Так, указанная статья предусматривает, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Таким образом, в первый блок входят, например, договорные отношения между потребителем и его контрагентами (продавец, изготовитель, исполнитель) по поводу продажи товаров, выполнению работ, оказанию услуг и т.д.
Согласно разъяснениям, указанным
в Постановлении Пленума
1) розничной купли-продажи;
2) аренды, включая прокат;
3) найма жилого помещения, в
том числе социального найма,
в части выполнения работ,
3) подряда (бытового, строительного,
подряда на выполнение
4) перевозки граждан, их багажа и грузов;
5) комиссии;
6) хранения;
7) из договоров на оказание
финансовых услуг,
8) банковского вклада;
9) страхования;
10) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В рамках отношений второго блока, основанных на принципах власти и подчинения, неравенства, действия определенных субъектов для цели защиты прав потребителей обеспечиваются механизмом государственного принуждения. Особенность данных отношений состоит в следующем: одной из сторон в них всегда выступает государство через какой-либо уполномоченный орган публичной власти, а другой - контрагент потребителя. Например, отношения по поводу лицензирования отдельных видов деятельности (работы, услуги), стандартизации и сертификации товаров и услуг, что, соответственно, гарантирует успешную реализацию права потребителя на безопасность товара, работы и услуги. Следовательно, непосредственное участие самого потребителя в данных отношениях не наблюдается. Однако нет правила без исключения. Например, обращение потребителя в суд за защитой своих нарушенных прав. Таким образом, в этом примере речь идет о публично-правовых отношениях.
Указанный подход к разграничению частных и публичных интересов указывает на то, что один блок отношений регулируется нормами гражданского права, а другой - публичных отраслей права.
В связи с этим уместно в очередной раз обратить внимание на позиции исследователей по данному вопросу. Так, А.А. Райлян выделяет четыре группы отношений, вытекающих непосредственно из Закона "О защите прав потребителей":
1) имущественные, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при купле-продаже ими товаров, выполнении работ, оказании услуг. Эти отношения гражданско-правовые и наиболее многочисленные в потребительской сфере;
2) публично-правовые, преимущественно административно-правовые, возникающие в процессе осуществления антимонопольными органами государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществления органами исполнительной власти контроля за качеством и безопасностью выпускаемых, производимых и оказываемых этими субъектами товаров, работ и услуг;
3) местно-самоуправленческие (муниципальные),
которые возникают в ходе
4) общественно-правовые
Указанная классификация в основном соответствует содержанию действующего законодательства о защите прав потребителей. Имущественные отношения, например, регулируются большинством статей гл. 1-3 Закона "О защите прав потребителей". В свою очередь, регламентация публично-правовых, местно-самоуправленческих (муниципальных) и общественно-правовых отношений в целом нашла отражение в гл. 4 этого Закона.
При этом частноправовые потребительские отношения, по мнению А.А. Райляна, носят гражданско-правовой характер, их регулирование осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, которому присущи следующие основные черты:
юридическое равенство (неподчиненность)
субъектов потребительских
диспозитивность (возможность выбора вариантов поведения);
имущественный, компенсационный характер потребительско-правовой ответственности;
судебно-исковой порядок защиты нарушенных потребительских прав.
В свою очередь, публично-правовые отношения регулируются публично-правовым методом, которому свойственны следующие основные черты:
юридическое неравенство субъектов потребительских правоотношений;
императивность правового
внесудебный (административный) порядок разрешения потребительских споров;
принудительный, карательный характер ответственности;
участие в защите прав потребителей общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
Говоря о правовом регулировании защиты прав потребителей нужно отметить, что в рассматриваемой области применяется большое количество нормативных правовых актов. Основными из них являются, уже упоминавшиеся выше, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" и Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
Информация о работе Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании