Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в комплексном исследовании и анализе гражданско-правовых способов и средств защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.
Исходя из поставленной цели, взаимосвязанными задачами работы являются:
- определить понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей;
- охарактеризовать правовой статус участников отношений по защите прав граждан-потребителей в торговом обслуживании;
- изучить критерии качества товара, продаваемого гражданину-потребителю;
- проанализировать правовые последствия продажи потребителю товаров с недостатками.

Файлы: 1 файл

курсовик андрей.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Ситуация усложняется при замене товара ненадлежащего качества товаром  другой марки или модели, в результате чего может возникнуть разница в  их стоимости. Тогда покупатель либо доплачивает эту разницу, либо получает ее от продавца (в случае замены на более дешевый товар).

2. Соразмерное уменьшение покупной цены

Стороны самостоятельно определяют размер уменьшения покупной цены. При этом в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены. Законом установлен срок, в течение которого должно быть удовлетворено данное требование, - 10 дней (ст. 22 Закона "О защите прав потребителей").

Для того чтобы зафиксировать процедуру  уменьшения покупной цены во избежание  недобросовестных действий со стороны  покупателя, а также для того чтобы  согласовать данную процедуру с поставщиком, можно составить акт.

3. Устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом

Одним из способов удовлетворения требований потребителя является устранение недостатков  товара или возмещение расходов на их исправление самим потребителем или третьим лицом, причем незамедлительное, если иные сроки не установлены в договоре (п. 1 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей").

Пленум ВС РФ в Постановлении  от 21.11.2000 N 32 "О внесении изменений  и дополнений в некоторые Постановления Пленума ВС РФ" разъяснил, что под понятием "незамедлительно" следует понимать минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения. Поэтому продавцу можно посоветовать устанавливать сроки устранения недостатков товара исходя из их характера, сложности ремонта и других обстоятельств, иначе придется укладываться в срок, предусмотренный Законом "О защите прав потребителей".

Есть в законе и оговорка по поводу товаров длительного пользования, не включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 55. В отношении таких товаров потребитель вправе потребовать на время ремонта предоставить ему аналогичный товар во временное пользование. Данное требование удовлетворяется за счет продавца в 3-дневный срок.

Некоторые продавцы и изготовители при реализации технически сложных  товаров в документах, устанавливающих  гарантийные обязательства, указывают, что эти обязательства не распространяются на комплектующие изделия и расходные материалы. Тогда возникает вопрос: будет ли иметь место безвозмездное устранение недостатков? Для ответа на него необходимо разграничить понятия комплектности товара и комплекта товаров. В статье 478 ГК РФ, посвященной комплектности товара, нет определения этого понятия. А в статье 479 ГК РФ указано, что комплект товаров - это определенный набор товаров. Отличительное свойство комплекта товаров состоит в том, что каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным товаром, который может продаваться и использоваться по своему целевому назначению, независимо от других товаров, включенных в комплект. Договором определяется, из чего будет состоять комплект товаров.

Например, магазин реализует набор  мягкой мебели, в состав которого входят диван, журнальный столик, два кресла. Но, поскольку все составные части комплекта могут использоваться по своему назначению, независимо от других товаров, продавец вправе изменять состав комплекта по желанию покупателя.

А вот комплектностью является совокупность составных частей, из которых образуется сам товар. Исходя из смысла п. 3 ст. 471 ГК РФ на часть товара - комплектующее изделие можно установить гарантийный срок. Например, при продаже автомобиля на шины может быть установлен отдельный гарантийный срок, так как они являются комплектующим изделием и изнашиваются быстрее. В том случае, если договором это не предусмотрено, гарантийный срок на комплектующие изделия будет равен гарантийному сроку на основное изделие.

4. Отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы

Как мы уже отмечали выше, покупатель в случае продажи ему некачественного  товара может отказаться от исполнения договора купли-продажи, то есть отказаться от оплаты товара, а если товар уже  оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы в течение 10 дней. Покупатель, в свою очередь, должен вернуть некачественный товар продавцу, а последний - вернуть его поставщику (пп. 5 п. 1 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей").

Законом предусмотрена санкция за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя. За каждый день просрочки продавец должен уплатить потребителю пеню в размере 1% цены товара (п. 1 ст. 23 Закона "О защите прав потребителей"). Помимо этого, в договоре стороны могут самостоятельно установить штрафные санкции за нарушение прав потребителя.

Независимо от того, какое требование предъявит потребитель в случае приобретения некачественного товара, он имеет право на возмещение убытков. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором (п. 2 ст. 13 Закона N 2300-1).

В пункте 2 ст. 15 ГК РФ дано определение  понятия убытков.

Убытки - расходы, которые лицо, чье  право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Например, при непредставлении потребителю возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре либо предоставлении недостоверной или недостаточно полной информации о товаре, продавец обязан возместить покупателю убытки (ст. 12 Закона "О защите прав потребителей"). Также в ст. 16 данного закона указано, что, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. В довершение всего ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" гарантирует покупателю право на полное возмещение убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Кроме того, в ст. 14 названного закона установлено, что, если вред причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), он подлежит возмещению в полном объеме.

Но не только возмещение имущественного вреда предусмотрено Законом "О защите прав потребителей". В силу ст. 15 данного закона продавец обязан возместить потребителю моральный вред, причиненный нарушением его прав. В пункте 2 ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" прямо указано, что моральный вред подлежит компенсации при наличии вины продавца. А раз речь зашла о вине, нельзя забывать о том, что для ее установления необходимо доказать наличие причинной связи между действиями продавца и возникшими физическими и психическими страданиями покупателя. В данном случае бремя доказывания будет лежать на покупателе (ст. 59 ГПК РФ, ст. 1064 ГК РФ). Такой подход демонстрирует Постановление ФАС ВСО от 21.02.2008 N А19-3378/07-Ф02-461/08, в котором суд отказал в удовлетворении требований покупателя в части взыскания вреда с одного из ответчиков, сославшись на непредставление доказательств со стороны покупателя.

Размер компенсации морального вреда законодательно не установлен, и в каждом случае он определяется судом исходя из характера и объема причиненных потребителю нравственных и физических страданий. Обязанность возмещения морального вреда не зависит от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

И еще, п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" определено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в том числе и морального ущерба.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Завершая правовой анализ защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании необходимо сделать следующие выводы.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального  расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление, на законодательном уровне.

Законом о защите прав потребителей урегулированы наиболее важные и  принципиальные вопросы в отношениях, складывающихся между изготовителями, импортерами, продавцами товаров, исполнителями  работ (услуг), уполномоченными изготовителем (продавцом) организациями или уполномоченными изготовителем (продавцом) индивидуальными предпринимателями с одной стороны, и гражданами-потребителями - с другой. Основной целью специального законодательства о защите прав потребителей является закрепление механизмов, позволяющих обеспечивать охрану прав граждан на потребительском рынке.

Значение Закона «О защите прав потребителей» не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых  обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон внес существенные изменения в представления  о некоторых вопросах в области  нормирования требований к продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Многолетняя практика применения Закона подтвердила его актуальность и  в настоящее время, правильность основных положений, что не исключает, естественно, их дальнейшего совершенствования.

С момента вступления в действие Закона РФ "О защите прав потребителей" прошло уже много лет. За это время  суды и специальные государственные  органы, уполномоченные защищать права  потребителей, накопили значительную практику его применения. Она свидетельствует о том, что основные положения Закона о защите прав потребителей обеспечивают охрану и реализацию фундаментальных прав потребителей: право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, право на безопасность жизни и здоровья, право потребителей на информацию, право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение потребителей в добровольные общественные организации и др.

Закон РФ "О защите прав потребителей" заполнил пробел в специальном законодательстве о защите прав потребителей. За время применения данного закона возникало немало вопросов, поэтому он трансформировался и совершенствовался. Положениями Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне, например права потребителей на государственную и общественную защиту, на объединение в организации и др.

Хотя названный закон направлен  на защиту интересов потребителей, знать его нужно и предпринимателям, поскольку им приходится оценивать  правомерность предъявленных требований и выбирать выгодную для себя тактику поведения в спорной ситуации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25.12.1993 года.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации. ФЗ РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 766.
  5. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению" // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2942.
  6. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.
  7. Антонов В.В., Антонова Н.А., Толпыгин Г.А. Потребительское право. Споры, иски, претензии: Учеб. пособие. М.: Книга-сервис, 2008.
  8. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // Юрист. 2003. N 7.
  9. Бычко М.А. Гражданско-правовые особенности реализации права потребителей на замену дорогостоящих товаров ненадлежащего качества // Юрист. 2003. N 6.
  10. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие. - "Юстицинформ", 2008 г.
  11. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - "РГ Пресс", 2010 г.
  12. Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право (отв. ред. - Е.А. Суханов). - "Волтерс Клувер", 2008 г.
  13. Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
  14. Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". - Система ГАРАНТ, 2009 г.
  15. Иванова Н.Ю., Игнатова Е.А., Шевченко М.А. Комментарий к закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей". - Система ГАРАНТ, 2008 г.
  16. Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей. - "Проспект", 2010 г.
  17. Моисеева И.И. Закон о защите прав потребителей // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 11.
  18. Парций Я.Е. Комментарии к изменениям в Законе РФ "О защите прав потребителей" // Гражданин и право. 2008. № 8.
  19. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 7 марта 2006 г. № 0100/2473-06-32 "О разъяснении отдельных положений действующего законодательства" // Текст письма официально опубликован не был.
  20. Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения. СПб.: Юрид. центр Пресс", 2005.
  21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (с изм. и доп.) // Бюллетень ВС РФ. 1995. № 1.
  22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" // Бюллетень ВС РФ. 1995. № 3.
  23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень ВС РФ. 1996. № 9.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Форма искового заявления  о возмещении убытков, взыскании  неустойки и компенсации морального вреда

 

В Энгельский районный суд г. Энгельса,

Саратовской области

Истец: Пономаренко  Юлия Алексеевна, проживающая по адресу:

г. Энгельс, пр. Ленина, д. 46, кв. 34.

Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Магазин "Мороз"", адрес: г. Энгельс, ул. Красноармейская, д. 1.

Цена иска 26 300 руб.

Исковое заявление о возмещении убытков, взыскании неустойки и компенсации морального вреда

10 января 2009 г. я купила в ООО Магазин "Мороз" бытовой холодильник "STINOL" по цене 10 000 руб., что подтверждается отметкой в техническом паспорте. В процессе эксплуатации холодильника с момента покупки по 14 мая 2009 г. проявился существенный недостаток холодильного агрегата в виде недостаточного замораживания.

В соответствии с техническим паспортом  бытового холодильника "STINOL" температура  охлаждения в морозильном отделении  минус 12 градусов, в то время как  реально она не опускается ниже плюс 2 градусов.

Гарантийный срок холодильника - 1 год, о чем имеется указание в техническом  паспорте.

Я предъявила 14 февраля 2009 г. письменную претензию ООО Магазину "Мороз" об отказе от исполнения договора купли-продажи  холодильника и требование о возмещении убытков (претензия вручена 19 февраля 2009 г.).

Ответ на претензию я не получила до настоящего времени.

Во время неоднократных бесед  директор магазина сообщила мне, что  мое требование магазин удовлетворять  не будет, и предлагала обратиться к  изготовителю.

Неустойка (пеня) за несвоевременное выполнение требования о возмещении убытков составляет 1% цены товара за каждый день просрочки, т.е. с 19 февраля 2009 г. по 27 июня 2009 г. 130%, или 13 000 руб. на момент предъявления иска.

Сумма ущерба моему имуществу складывается из стоимости испорченных продуктов питания: свинина (2 кг) по цене 150 руб. за 1 кг; всего 300 руб.

Моральный вред, заключающийся в  нравственных страданиях, связанных  с многочисленными обращениями  с просьбами к ответчику, отказом  ответчика в удовлетворении моих законных требований, вынужденном обращении в суд, я оцениваю в 3000 руб.

В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О  защите прав потребителей" и подп. 4 п.2 ст. 336 (36) НК РФ уплата государственной  пошлины не требуется.

На основании изложенного и  руководствуясь ст. 13-15, 17, 18, 23 Закона РФ "О защите прав потребителей",

прошу:

1) взыскать с ООО Магазина "Мороз"  в мою пользу полученные по  указанному договору 10 000 руб.

Информация о работе Защита прав граждан-потребителей в торговом обслуживании